Ушакова просп. - Почтовая улица - Говардовская улица - улица Раковского - Красноармейская улица - улица Говарда




Херсон. Проспект УшаковаРасположен в Суворовском районе, соединяет берег Днепра с железнодорожным вокзалом. Застройка магистрали шла с юга на север. В конце XVIII в. западная часть будущего проспекта насчитывала несколько кварталов, а в первой половине XIX в. ее строения достигли нынешней областной больницы.

Более подробная карта находится здесь.

 

Улица эта была наименована Почтовой (еще в XVIII в. здесь проходил почтовый тракт на Николаев). К началу 90-х годов XIX в. в основном застроилась и восточная сторона магистрали, дойдя до нынешней ул. Молодежной. В 1890 г. улица стала называться Говардовской, однако по традиции даже в некоторых официальных документах она еще долго именовалась Почтовой.

С 1947 г. — это проспект, носящий имя прославленного адмирала Ф. Ф. Ушакова. Магистраль окончательно сформировалась в 50—70-х годах.

На территории, занятой проспектом, найдено сарматское погребение с бронзовой фибулой (застежкой), серьгой, керамикой первых веков до нашей эры.

Экскурсию начнем от берега Днепра, где находилась деревянная пассажирская пристань Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). В дореволюционное время слева от пристани стоял трактир, на месте которого в 1938 г. была выстроена паротурбинная электростанция. Накануне бегства из Херсона фашисты взорвали ее. Восстановленная в послевоенные годы станция продолжала работать до 1957 г., когда город стал получать электроэнергию от Каховской ГЭС. Ныне в этом здании функционирует полиграфическая фабрика (д. № 1).

В 1902 г. по проекту городского архитектора А. И. Сварика возведено здание управления работ Херсонского порта, которое теперь занимает управление морского торгового порта (д. № 4).

На углу просп. Ушакова и ул. Перекопской в начале 70-х годов XIX в. стояло одноэтажное здание мореходного училища (см. «ул. Красностуденческая»). Его учащиеся в ноябре 1905 г. выступили с требованиями — ввести бесплатное обучение, считать необязательным изучение закона божьего.

В 1920 г. мореходное училище стало техникумом (В разное время училище неоднократно меняло название). Спустя 11 лет был выстроен 3-этажный корпус, сожженный гитлеровцами во время войны. В 1944 г. мореходное училище в Херсоне возродилось, для него в 1953 г. было возведено новое здание. В связи с 150-летием со дня основания Херсонское мореходное училище им. П. П. Шмидта Министерства морского флота было награждено орденом Дружбы народов (1984).

Своеобразным учебным классом является трехмачтовый парусно-моторный барк «Товарищ», на котором курсанты проходят практику. Барк — неоднократный победитель в международных морских регатах, участник многих кинофильмов, в том числе таких известных, как «Алые паруса», «Капитан Немо».

Из стен училища вышли Герои Советского Союза Г. И. Щедрин, А. Т. Слободчнков, Герои Социалистического Труда В. И. Ткачев, Д. И. Сорока. Его закончил Л. А. Демин, служивший мичманом на крейсере «Аврора» (1917—1918 гг.), ставший впоследствии ученым-гидрографом и океанографом. Выпускником училища был В. Д. Цюрупа — один из тех, кто транспортировал ленинскую газету «Искра» в Херсон.

Далее на нашем пути — отмеченный мемориальной доской дом № 16. В конце XIX в. тут находилась ночлежка — приют для обездоленного люда; лишь в 1897 г. через нее прошло более 41 тыс. человек. В конце августа 1891 г. здесь на несколько дней остановился Максим Горький со своим спутником Цулукидзе; в начале сентября они отправились через Алешки (ныне Цюрупинск) в Крым. Знакомство с городом, дорога в Крым дали писателю богатый материал для создания таких произведений, как «Рассказ о безответной любви», «Месть», «Мой спутник».

В 1895 г. среди обитателей ночлежного дома вели агитационную работу Александр Цюрупа, Игнатий Гудзь и другие члены их революционного кружка.

С 1911 по 1978 г. в этом здании находился краеведческий музей (в разные годы он назывался археологическим, историческим). Ныне тут областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. Мемориальная доска установлена в память о пребывании здесь Максима Горького.

На просп. Ушакова много административных зданий, здесь расположен судомеханический техникум им. адмирала Ушакова (д. №20). За успехи в подготовке специалистов это учебное заведение в 1967 г. награждено орденом Трудового Красного Знамени. Перед зданием техникума в 1957 г. установлена скульптура прославленного флотоводца, чье имя носит проспект, работы А. Е. Чубина, Н. Г. и П. И. Кравченко. На памятнике надпись: «Адмирал Ф. Ф. Ушаков. 1745—1817». В 1970 г. скульптура из оргстекла была заменена бронзовой.

Неподалеку, в д. № 22/1 в 1914 г. открылся лазарет Русского общества Красного Креста, ставший во время первой мировой войны военно-хирургическим госпиталем. В 1920 г. сюда поступил с осколочными ранениями будущий известный советский писатель, литературовед и критик В. В. Шкловекий. О пребывании в этом госпитале он впоследствии писал: «Врач — я помню его фамилию через 60 лет — врач Горбенко лечил меня. Ему я обязан своей жизнью». Позже в этом здании 5ыла больница водников, а в начале Великой Отечественной войны — военно-полевой госпиталь. Ныне здесь больница Суворовского района. Недавно, в 1981 г., для нее построен новый корпус — терапевтический.

А теперь расскажем о трех зданиях сравнительно недавней постройки и о том, что было прежде на их месте. Главпочтамт (д. № 41) возведен в 1973 г. на месте пожарной части с каланчой, а гостиница «Киев» (д. № 43), построенная в 1964 г., — на месте ночлежного дома.

...Электростанция в Херсоне появилась в конце 1908 г. Местная газета писала, что «станция расходует энергию на 3000 лампочек... По всему городу расстановлено около 160 фонарей». Разрушенная в годы гражданской войны, она была восстановлена и работала до введения в строй паротурбинной электростанции. Там, где стояла первая херсонская электростанция, в 1960 г. открылся кинотеатр «Украина» (д. № 45).

На проспекте множество различных магазинов, в том числе Центральный универмаг (д. № 49) и «Детский мир» (д. № 26/2). В доме № 51 разместилась областная организация Союза художников УССР, созданная в 1971 г. Здесь сосредоточены мастерские художников, художественно-производственные мастерские худфонда УССР, магазин.

...На базе мастерских по ремонту тракторов в 1932 г. начал действовать электромашиностроительный завод (д. № 57). Полностью модернизированный в последние годы, он выпускает большой ассортимент оборудования для народного хозяйства. Южная сторона заводского здания выходит на ул. Гирского. На углу его установлена мемориальная доска (автор И. Г. Шапко) с горельефом и надписью: «Гирский Емельян Ефимович. 1899-1941 гг. Командир партизанского отряда на Херсонщине в годы Великой Отечественной войны». Рядом строится новое здание отделения Госбанка СССР.

Далее по маршруту — здание, построенное в стиле классицизма (д. № 67),— памятник архитектуры. С 20-х годов XIX в. его занимало «богоугодное заведение» (больница). Во второй половине XIX в. тут была губернская земская больница, при которой в 1872 г. открылась фельдшерская школа — предшественница нынешнего медицинского училища. В 1905 г. учащиеся школы выступили с требованиями ее демократизации, организовали сходку. Ныне в этом здании областная больница, значительно расширившаяся за счет нового строительства. Рядом находится госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны.

За «богоугодным заведением» в XIX в. улицу пересекала каменная стена с городскими воротами; за въезд и выезд из Херсона в то время взималась плата.

Единственным зданием севернее городских ворот была губернская тюрьма, занимавшая территорию нынешнего квартала от угла просп. Ушакова и ул. Гмырева (напротив памятника Говарду). В начале 1907 г. в камере № 17 содержалось 16 человек, среди них были 20-летний пролетарский поэт-революционер А. М. Гмырев и активный деятель Херсонской организации РСДРП Р. И. Клин. 17 января, как сообщало жандармское управление департаменту полиции, «недовольные тюремным режимом политические арестанты... по сигналу одной из камер стали производить беспорядки во всех камерах»; «наиболее буйственно» вела себя камера № 17. Усмиряя взбунтовавшихся, помощник начальника тюрьмы выстрелом из револьвера убил Р. И. Клина. Потрясенный свершившимся, Гмырев тут же написал стихотворение «На смерть Клина». К вечеру 18 января все политзаключенные пели песню на эти стихи.

Пустующая территория между тюрьмой и больницей 7 и 8 апреля 1912 г. превратилась в импровизированный аэродром, где демонстрировал свои полеты перед херсонцами знаменитый авиатор С. И. Уточкин, бравший пассажира на борт. В том же году жители города могли наблюдать рекордный перелет на дальность (2800 км) с посадками на маршруте Севастополь — Херсон — Одесса — Кременчуг — Полтава — Харьков — Москва — Петербург. Его выполнил летчик Д. Г. Андреади.

Экскурсию по проспекту завершим у памятника английскому общественному деятелю и гуманисту Джону Говарду. В Херсон Говард прибыл в октябре 1789 г., когда шла русско-турецкая война, обострившая без того бедственное положение простого народа. Говард помогал нуждающимся; врач-практик, он бесплатно лечил бедняков, являясь но первому вызову; много усилий приложил для спасения горожан от эпидемии тифа. В Херсоне Говард заболел и умер в январе 1790 г. Обелиск в честь английского гуманиста создан в 1818—1820 гг. по проекту известного архитектора В. П. Стасова.

Неподалеку от обелиска ведется строительство нового здания Дворца культуры Херсонского производственного объединения «Комбайновый завод им. Г. И. Петровского».

Проспект Ушакова — главный в городе; его не пересекает ни одна улица. Они лишь берут от него начало, уходя на восток или на запад.

(из книги "Херсон. Улицы помнят" авторы Л.И. Костюк, В.Ф. Ракович, И.Д. Ратнер)

 

* * *

 

Улица начиналась от Днепра и переходила в Николаевскую почтовую дорогу (теперь Николаевское шоссе). После строительства в 1907 году железнодорожного вокзала оканчивалась Привокзальной площадью. С конца XVIII века являлась крайней восточной улицей Греческого предместья. На плане начала 50-х годов XIX века называлась Пестелевской по имени херсонского гражданского губернатора Владимира Ивановича Пестеля, который занимал этот пост с 1839 по 1845 годы. При Пестеле был осуществлен проект засыпки болот между дамбами вдоль набережной Днепра, и он же был инициатором устройства каменной набережной. В результате город был защищен от разливов Днепра. Эта деятельность и явилось поводом к наименованию улицы, ведущей от набережной, Пестелевской. В 1850 году губернатор Кирилл Акимович Оленич-Гнененко распорядился насадить по этой улице аллею. На плане 1855 года улица уже названа Почтовой, а наименование «Пестелевский» перешло к бульвару, который был засажен при В.И.Пестеле в начале 1840-х годов. В 1890 году к столетию со дня смерти известного английского филантропа Джона Говарда, похороненного вблизи Херсона, улица была названа его именем.

В 1927 году улица Говардовская была переименована в Красноармейскую, а в 1947 году - в проспект Ушакова .

 

Памятник Говарду в Херсоне

Джон Говард (род. 2.IX.1726г., Ловер-Клафон,Англия, ум. 20.1.1790г. Херсон) родился в семье состоятельного купца, но отказался от коммерческой деятельности, отдав предпочтение путешествиям и служению людям, лишенным прав. В 1756 году был принят в члены Лондонского королевского общества. Изучал последствия Лиссабонского землетрясения 1755 года. Во время одного из своих путешествий попал в плен к французским корсарам и с тех пор, испытав весь ужас тюремного заключения, посвятил свою жизнь филантропии. В 1773 году Говард был избран шерифом графства Бедфорд. В Англии он подготовил два законопроекта в пользу заключенных и лично контролировал их исполнение по всей стране.

С целью изучения положения заключенных Говард объехал почти все страны Европы. В 1789 году вышло в свет его сочинение «Описание главных госпиталей в Европе по различным документам, касающимся чумы». Имея познания в области медицины, он всегда старался помогать нуждающимся. Говард намеревался совершить путешествие в Египет, откуда, как считалось, чума проникала в Европу через Россию и Константинополь.

Но это дело ему не суждено было завершить... В 1789 году Говард пересек границу России и через Петербург и Москву проследовал на Юг. В октябре он прибыл в город Херсон, где поселился в двухэтажном доме купца Дофине на нынешней улице Суворова (дом разрушен). Два-три раза в день он навещал военный лазарет, тюремный замок и карантинный госпиталь, помогая нуждающимся. Он отметил, что «во всей Европе нигде не нашел подобного порядка, чистоты и устройства тюрем и госпиталей, как в Херсоне, под ведением Мордвинова» (граф Н.С.Мордвинов - председатель Черноморского: адмиралтейского правления в Херсоне). Рождество и Новый год Говард встретил в городе Николаеве, осматривая местные госпитали, а 6 января 1790 года вернулся в Херсон, где по просьбе помещика Федора Комстадиуса согласился осмотреть его тяжело больную двоюродную сестру. Смерть больной, которой он так и не смог помочь, и простуда привели к тяжелой болезни и смерти самого Говарда.

«Не переносите моего праха в Англию, - просил он, чувствуя скорую кончину, - там, как и здесь, буду я в одном расстоянии от неба... Я не желаю ни памятников, ни надписей: по хотел бы, чтоб на моей могиле были поставлены солнечные часы...».

Говард был похоронен на даче Дофине, на левом берегу реки Веревчиной (теперь кладбище в конце улицы Некрасова). Здесь был установлен белый каменный обелиск с солнечными часами, окруженный оградой. Без присмотра памятник быстро обветшал и неоднократно перестраивался.

В 1817 году Александр I, используя возможность укрепить симпатии Англии, принял решение установить на могиле известного филантропа новый памятник и отдал распоряжение Кабинету: министров об ассигновании денег. К этому делу был привлечен известный архитектор Василий Петрович Стасов, который представил два варианта проекта.

В мае 1818 года Александр 1 посетил Херсон. Гражданский губернатор граф Карл Францевич Сен-При предложил ему не трогать памятник на могиле, где было совершенно безлюдно, а воздвигнуть в Херсоне новый, при въезде в город со стороны Николаева. Император одобрил это решение. К концу мая 1820 года памятник был построен. Пьедестал и обелиск были составлены из блоков ингулецкого известняка, а солнечные часы сделаны из позолоченной меди.

Вокруг памятника была устроена круглая каменная ограда с железными ворогами. Надпись на памятнике гласила: «Говард. Скончался 20 Генваря 1790 года на 65 году от рождения».

Пока строился памятник, из Англии герцогом Глостером был прислан гипсовый портрет Говарда, снятый с барельефа в соборе Святого Павла. К июню 1821 года скульптор В.П.Екимов в Академии художеств изготовил бронзовую копию, которую приказано было установить на памятнике. Однако, на лицевой стороне памятника, занятой надписью, места не оказалось, и в том же 1821 году херсонский землемер П.Гречина предложил перестроить его по своему проекту, добавив дополнительный кубический камень, на котором был укреплен медальон. Памятник располагался на пятиступенчатом основании, чтобы он был виден из-за каменной ограды. Часть средств на перестройку памятника предоставил херсонский губернатор Август Федорович Комстадиус, и она была окончена к лету 1828 года. Высота обелиска -11,53 метра, диаметр каменной ограды - 24,1 метра.

Памятник Джону Говарду - один из интереснейших образцов монументального искусства классицизма в Херсоне и единственная такого рода работа архитектора В.П.Стасова.

 

Памятник Говарду на его могиле. 1839 год

«. ..мы поспешили поскорее миновать кордоны и выехали в чистое поле. Между екатеринославской и николаевской почтовыми дорогами пошла небольшая проселочная дорожка, по которой мы и отправились отыскивать историческую гробницу. Не более как в трех верстах показался обширный сад в балке, и темная зелень сосен и елей резко отделилась от зеленого фона только что распустившейся молодой листвы. Вправе мы увидели что-то вроде загона впереди небольшого хутора. Здание это состоит из четырехугольника, построенного из местного камня, и не имеет крыши, но заперто досчатыми воротами. Остановясь возле него, мы заметили у задней стены землянку и решились адресоваться к обитателям этого убогого жилища за необходимыми сведениями.

Явился сторож, одноглазый старик и засвидетельствовал, что мы действительно попали к могиле Говарда. Он отпер ворота. Над прахом Говарда сложено из камней возвышение в рост человека, уступами, а в головах поставлена небольшая колонна, на которой выбиты имя и год смерти и вырезано:

Ad sepulchrum stans quitquit est amici, с переводом: Кто б ни был ты, здесь друг твой скрыт.

Мне рассказывали о солнечных часах, устроенных на этой колонне, что и заметно, однако я их не видел, потому что сторож снял доску и спрятал в землянку. Одноглазый старик оказался разговорчивым.

Слово за слово, сидя на ступеньке, я начал наводить старика на мысль не знает ли он каким образом открыли гробницу Говарда, и он тотчас же удовлетворил мое любопытство. Это было очень просто. Могила лежала ничем не огражденная. Никто не знал что за человек похоронен в ней, но ходила молва, что с покойником зарыта была значительная сумма. Однажды каким то жителям хутора захотелось удостовериться в справедливости предания, и они начали подкапываться. Их схватили и посадили в острог. Выехал суд. Местные власти решили послать в склеп одного из благонадежных поселян, который удостоверился бы собственными глазами, что сокровищ никаких не скрыто в могиле. Прорыли проход и в склеп полез один из выбранных добросовестных крестьян. Старик снимал крышку гроба и видел покойника, покрытого парчею, которая была еще не тронута, только на груди появились жирные пятна; «мабуть лыцарь зачинав тее», заметил рассказчик. Денег никаких старик не видел, но говорил, что на пальцах у трупа были сигнеты (драгоценные кольца).

С тех пор могилу накрепко обложили камнями. Интереснее всего участь сторожа. Бывший в Херсоне губернатором генерал Ильинский, незадолго до своего отбытия, пригласил одноглазого старика стеречь могилу Говарда, за что обещал ежегодное жалованье. С тех пор прошло много лет, однако по настоящее время сторож не получал ни копейки, о чем он сам рассказывал мне, убедительнейше прося исходатайствовать хоть сколько ни будь на хлеб.

...Бедняк однако же готов примириться с мыслью, что прослужил даром пять лет и жалеет только об одном, что купил на свой счет замок, пришедший в совершенную негодность».

А.Афанасьев-Чужбинский «Поездка в Южную Россию», СПБ, 1863 год.

 

Александровский парк

Александровский парк находился между городом и крепостью, занимая достаточно большую на то время площадь. Впервые парк на этом месте заложили в 1785 году по распоряжению Г.А.Потемкина, но с упадком Херсона парк был заброшен, а деревья вырублены. В первой половине XIX века на его территории устроили плац-парадную площадь, и до 1868 года здесь проводились конные скачки. В 1869 году вице-губернатор Денис Гаврилович Карнович принял решение восстановить парк и распорядился высадить здесь деревья. Позже, когда парк перешел в ведение городского управления, высадка деревьев была окончена и парк получил название Денисовский в честь своего основателя. В 1880 году в память 25-летия царствования императора Александра II парк переименовали в Александровский. Здесь всегда была публика, особенно по выходным. Прежде всего потому, что главная диагональная аллея удобно связывала район Военного форштадта и крепости с главной улицей города Суворовской. В 1897 году мещанин Владимир Матаков построил в парке беседку, в которой торговал соками и водами. Ровно через десять лет он заменил беседку деревянным павильоном. В сентябре 1897 года был утвержден проект А.И.Сварика на постройку в Александровском парке деревянных зданий для эстрады, сцены и буфета.

Парк имел регулярную лучевую планировку, что необычно для Херсона. Судя по представленному проекту, первоначально его планировка стремилась к пейзажной (английской), где прямые аллеи перемежались с прихотливыми тропинками, линейные посадки - со свободно сгруппированными деревьями. Важно отметить и отсутствие ключевого объекта парка - дуба в центре. Видимо, к регулярности (французскому типу) проектировщики пришли немного спустя, по ходу устройства парка, вероятно, после того, как был посажен знаменитый черешчатый дуб, который потребовалось планировочно выделить. От дуба, окруженного оградой, в разные стороны разошлись восемь прямых аллей.

В 1927 году Александровский парк был переименован в Тарасо-Шевченковский, а в 1939 году он уже назывался «парк Культуры и Отдыха им. Ленина».

 

Херсонское мореходное училище дальнего плавания

Училище торгового мореплавания было основано в 1834 году и помещалось в здании бывшего путевого дворца Екатерины II в упраздненном Херсонском адмиралтействе. Училище открыто по ходатайству графа Воронцова, который в первые годы посещал публичные мероприятия училища, проводимые с особым торжеством. В училище мореплавания поступали преимущественно дети купцов и мещан. Группа учащихся состояла из 24-х воспитанников. Курс обучения был рассчитан на 4 года, по окончании которого воспитанники для совершенствования мастерства поступали на 3 года во флот на правах кондуктора. В программу училища кроме общеобразовательных и специальных предметов входили иностранные языки: греческий, турецкий, итальянский, позднее - немецкий и французский. Училище выпускало штурманов, помощников штурманов, а также корабельных мастеров. В 1872 году, благодаря Городскому управлению, училище было открыто уже как Мореходные классы II разряда для подготовки штурманов и находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. 1 декабря 1872 года Херсонские мореходные классы торжественно открылись в арендованных двух частных домах владельцев П.Лаликуля и О.Розенталя за плату по 600 рублей в год. Потом арендовали дом С.Волохина по 400 рублей в год. По случаю празднования 25-летнего царствования императора Александра II, в 1880 году заложили и в 1882 году окончили постройку собственного здания училища, а учебному заведению присвоено имя императора Александра II.

К 1-му января 1896 года общее число учащихся составило 90 человек. С 1 июля 1903 года мореходные классы были преобразованы в Мореходное училище малого плавания. Согласно указу от 10 мая 1904 года училище малого плавания преобразовано в 1905 году в «Херсонское мореходное училище дальнего плавания имени Императора Александра II».

В апреле 1919 года была попытка реорганизовать училище в факультет Херсонского политехнического института. В августе 1920 года, согласно постановлению Херсонского райкомвода, училище ликвидировано и на его базе в сентябре 1920 года создан Техникум водного транспорта, который с января 1922 года был реорганизован в профшколу, а с 3 июля 1922 года стал снова техникумом, 27 декабря 1922 года, согласно постановлению Совнаркома УССР и указа Херсонского исполкома была определено его полное и укороченное название: Херсонский рабочий техникум водного транспорта (Рабтехникум Водтранса). В 1931 году для него было построено новое трехэтажное здание, сожженное гитлеровцами во время войны в 1942 году. В 1944 году, после трех лет бездействия, училище возродилось. 5 марта 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» и Херсонский морской техникум был реорганизован в Мореходное училище ММФ СССР. Его временно разместили в здании школы № 20.

В 1953 году для училища было построено новое здание, 14 марта 1970 года постановлением Совета Министров УССР Херсонскому мореходному училищу Министерства морского флота присвоено имя лейтенанта П.П.Шмидта. В 1984 году, в связи со 150-летием со дня основания Херсонское мореходное училище награждено орденом Дружбы народов.

В 1996 году училище было реорганизовано в Херсонский морской колледж Министерства образования и науки Украины (пр-т Ушакова, 14).

 

1-я Мариинско-Александровская женская гимназия

Это старейшее женское среднее учебное заведение Херсона, основанное известными деятельницами народного просвещения - сестрами Софьей, Марией и Еленой Гозадиновыми. Дворянская семья Гозадиновых переселилась в Херсон в 1854 году из Симферополя во время Крымской войны. Директор херсонских училищ Коленко, из-за недостаточности женских учебных заведений в Херсоне, предложил Гозадиновым устроить здесь пансион для благородных девиц. В мае 1855 года пансион с программой уездного училища (2-го разряда) был открыт, набрав первых сорок воспитанниц. Курс обучения рассчитывался на шесть лет, хотя классов было 4 (три основных и один подготовительный). Подготовительный и первый классы были с двухгодичными курсами. В 1864 году пансион был преобразован в частную гимназию, а через три года она получила статус общественной.

Гимназия включала шесть основных и два приготовительных класса. В 1866 году при ней был открыт педагогический класс с теоретической и практической подготовкой. Но он просуществовал лишь один год, в связи с получением гимназией статуса общественной. С этого времени женская гимназия была взята пол, опеку Попечительного совета, который с 1871 года получил право именоваться Попечительным Советом херсонских женских Мариинской гимназии и Мариинско- Александровской прогимназии. В 1870 году в гимназии открыт VII класс, а в 1885 году восстановлен педагогический VIII класс. Тогда же учебному заведению было присвоено наименование Марьинской, в честь августейшего имени императрицы Марии Александровны. К 1900 году здесь обучалось более 600 девочек. В первые годы существования... гимназия нанимала дом Бухтеевой по Богородицкой улице. В 1868 году, усилиями частной общественной инициативы, были собраны средства, и выстроено новое здание по той же улице, на месте бывших казарм жандармского дивизиона, упраздненного в 1866 году. В строительстве деятельное участие принимала супруга херсонского вице-губернатора А.И.Карнович и городской голова А.И.Волохин. В 1869 году здание, было предоставлено в распоряжение Попечительного совета, а с введением в Херсоне нового Городового положения, - поступило в собственность города, который взял на себя все расходы по его ремонту и страхованию. Новое здание для гимназии было заложено на Почтовой улице 6 сентября 1898 года и освящено по окончании строительства 25 августа 1902 года одновременно с Царице-Александрийской церковью П-й женской гимназии, расположенной рядом. Архитектура здания эклектична с преобладанием классицистических черт. Привлекает вниманье кровля. включающая три четырехгранных фигурных купола над ризалитами. Такого вида купола стали популярными в оформлении крупных общественных зданий в конце XIX зека. Их особенностью являлось покрытие из металлических пластин чешуек, значительно обогащающих архитектурное оформление здания. Автор проекта - херсонский гражданский инженер Казимир Ипполитович Квинто.

После 1917 года здание гимназии использовали под казарму 45-го стрелкового полка 17-й Сивашской дивизии, В годы Второй мировой войны оно принадлежало военному оккупационному ведомству и в марте 1944 года немцами было взорвано. На его фундаменте построен Судомеханический техникум, получивший имя прославленною флотоводца Ф.Ф.Ушакова (пр-т Ушакова, 20)

 

Здание пожарной команды

Долгое время центральная пожарная команда города помещалась в здании городской полиции на Соборной улице (ныне на этом месте Художественный музей). В 1898-1899 годах на Почтовой улице для пожарного депо было построено новое помещение, включавшее квартиру брандмейстра и пожарную каланчу, с которой круглосуточно велось наблюдение. За пожарами следили еще на Военном форштадте и с каланчи на Забалке, где она сохранилась до наших дней. В зависимости от того, в каком районе города возникал пожар, на башне вывешивалось определенное число воздушных шаров. В каждом из трех районов города был собственный пожарный обоз, имевший лошадей определенной масти. Если обоз мчался по улицам с красным флагом, значит, он едет на тушение пожара. Но чаще были выезды с синим флагом, для прогулки лошадей. Это необычное здание с башней находилось на месте современного почтамта, построенного в 1973 году (пр-т Ушакова, 41).

За пожарной командой виднеется здание Городского ночлежного приюта имени Густава Ивановича Фальц-Фейна, построенное его наследниками в 1910 году вместо ночлежного дома, который ранее помещался в здании по Ушакова (ныне -Областное управление культуры). В Херсоне было 3 частных приюта и один городской. Ночлег в частных приютах стоил 5 коп., а в городском - 3 коп. Ежедневно услугами Городского приюта пользовалось около 110 человек. После 1917 года в здании размещались разные организации, а впоследствии оно было переоборудовано под макаронную фабрику. В 1964 году на месте ночлежного приюта была построена гостиница «Киев» (пр-т Ушакова, 43).

 

Вид улицы Говардовской с пожарной каланчи

На почтовой карточке видна панорама улицы Говардовской (Почтовой ) до железнодорожного вокзала, построенного на окраине Херсона.

Слева на снимке у обочины улицы сложены строительные материалы для строящейся дизельной электростанции. Справа видна часть Ярмарочной площади со зданием Третьего высшего начального училища. Это училище под названием «Приходское» было открыто еще в 1813 году и ютилось во флигеле городского дома, где впоследствии открылось реальное училище по улице Богородицкой. В течение 53-х лет Приходское училище было единственным в городе начальным училищем для обучения детей городского населения, хотя количество населения доходило к 1860 году до 40 тысяч. В 1880 году городское управление построило обширное здание для Приходского училища, представленное на почтовой карточке. В 1896 году училище было расширено пристройкой с дополнительными классами и позднее преобразовано в Городское трехклассное училище. В начале 1910-го года стало называться Третьим высшим начальным училищем (ныне - школа № 28).

Чуть дальше по улице, в центре снимка хорошо видно небольшое одноэтажное здание. Это Некрасовское городское начальное народное училище, находившееся на ул. Гончарной (Гагарина), против Богоугодного заведения (Областной больницы). За ним частный фруктовый сад, левее которого, прямо на Почтовой улице стоят два белых каменных обелиска. Так выглядели городские ворота при въезде в Херсон, построенные еще в первой половине XIX века. Правее ворот вдали виден еще один обелиск - памятник Джону Говарду. Еще правее Всехсвятская церковь, построенная в центре городского кладбища в 1804-1808 годах на месте старой часовни, существовавшей с 1792 года. В 1870-х годах церковь Всех святых была перестроена.

Часть кладбища, на которой находится церковь, называлось «Старым кладбищем», дальше располагалось «Новое», разделенное на православную, католическую и лютеранскую части. К северо-востоку от христианского кладбища находился небольшой участок магометанского кладбища (теперь это территория завода им. Петровского). В центре «Нового кладбища» была построена небольшая часовня в псевдоготическом стиле. В те времена кладбище содержалось в образцовом порядке, утопало в зелени и служило горожанам местом воскресных прогулок.

 

Городская электрическая станция

До постройки электростанции Херсон освещался керосиновыми фонарями. В 1895 году на всех городских улицах, площадях и бульварах был установлен 931 фонарь, 100 из которых были снабжены улучшенными лампами «Молния». В 1910 году в городе было уже 1070 керосиновых фонарей.

Первый камень здания Городской электрической станции был заложен 28 мая 1908 года и в этот же день о.Владимиром Ефремовым был отслужен торжественный молебен. Здание электрической станции строилось под руководством городского архитектора А.И.Сварика. Пуск последнего третьего дизель-мотора, а также приемка станции состоялись 5 июня 1909 года.

Городская электрическая станция строилась за счет капитала П.И.Соколова. Городской управой были утверждены «Правила присоединения абонентов к сети электрического освещения и условия пользования электрической энергией от городской электрической станции в г.Херсоне», согласно которым и решались все вопросы пользования электрической энергией.

К 1 января 1914 года уличное и парковое освещение состояло из 222 дуговых фонарей и 27 фонарей с лампами накаливания в 400 и 100 свечей. 144 дуговых фонаря горели в городе до рассвета, а 78 - лишь до 1 часа ночи. На электрической станции к этому времени уже работало 5 двигателей Дизеля.

Разрушенная в годы Гражданской войны, электростанция была восстановлена и работала до 1930-х годов, но потребностей города она уже не удовлетворяла. Вскоре после пуска в строй новой паротурбинной электростанции, построенной в 1938 году, дизель-электростанция была демонтирована, а в ее помещении работали ремонтные мастерские. Здание было взорвано фашистами при отступлении.

В 1960 году на месте электрической станции построили кинотеатр «Украина» (пр-т Ушакова 45).

 

Богоугодное заведение (Губернская земская больница)

Богоугодное заведение было основано в Херсоне в 1820-х годах для нужд городского населения, а надзор за ним был вверен Министерству внутренних дел. В ведении Херсонского приказа общественного призрения состояли открытые в городе Херсоне больница, дом для умалишенных, богадельня и сиротский дом для детей обоего пола.

Между 1844 и 1847 годами по проекту губернского архитектора Каменецкого в стиле позднего классицизма был построен комплекс зданий для Богоугодного заведения. С открытием земских учреждений Богоугодные заведения перешли в ведение Губернского земства, которое постепенно увеличивало число мест для призреваемых и сумму средств на их содержание. В 1872 году при Богоугодном заведении была открыта Херсонская земская фельдшерская школа. К концу XIX века больница была расширена до 120 мест; в различных ее отделениях работали высококвалифицированные врачи. Здесь же находилось хроническое отделение земской психиатрической лечебницы и Земский приют питомцев для детей-подкидышей.

В приюте было установлено круглосуточное дежурство сестер милосердия. Периодически они выходили и осматривали каменную скамью у входа в приют. На ней бедные жители и сезонные работницы оставляли своих детей, которых не могли прокормить. В приюте же дети получали все необходимое. На содержание приюта питомцев только в 1915 году было выделено городом 56655 рублей. При Богоугодном заведении действовала Благовещенская домовая церковь.

В 1928 году Богоугодное заведение получило новое название - Народная больница №1, а впоследствии - Херсонская областная больница (проспект Ушакова, 67).

 

Железнодорожный вокзал

Здание вокзала было построено в 1907 году. 16 октября 1907 года открылось железнодорожное сообщение между Николаевом и Херсоном. Местная газета «Родной край» писала: «Сегодня в 12 часов дня состоится открытие вокзала с т. Херсон». И дальше: «Первый поезд прибыл переполненный пассажирами. Поджидавших у вокзала извозчичьих пролеток и экипажей было свыше 80 штук и все они были заняты прибывшими, несмотря на то, что... не издана городская такса». Из Херсона поезда отходили в 8 часов утра (пассажирский № 8) и в 4 часа 59 минут пополудни (почтовый № 4). Из Николаева поезда отходили в 8 часов утра (почтовый № 3) и в 4 часа 50 минут пополудни (пассажирский № 7), В пути поезда находились 2 часа, прибывая в Херсон и Николаев около 10 часов утра и 7 часов вечера, разъезд встречных поездов происходил на станции Копани.

11 ноября 1915 года на вокзал прибыл императорский поезд - во время контрольной поездки по формированиям Южной группы войск Херсон посетил император Николай II с наследником Алексеем.

В настоящее время - Херсонское отделение железной дороги (ул.Привокзальная, 1).

(из книги "Улицами старого Херсона", авторы В.Б. Пиворович, С.А. Дяченко)




 

Привокзальная площадь Названия улиц, начинающиеся с букв Ф - Я