Покрышев Петр Афанасьевич




Первые часы войны... Петр Афанасьевич Покрышев запомнил их на всю жизнь. О фашистском нападении на нашу страну он узнал в шесть часов утра 22 июня, когда был в лагере пилотов в Ленинградской области, а уже в восемь поднял в воздух свою эскадрилью. Необходимо было прикрывать с воздуха город на Неве.

Со следующего дня для командира эскадрильи начались напряженные фронтовые будни.

Вспоминая о них через многие годы, Петр Афанасьевич рассказывал:

— Пилот моей эскадрильи Андрей Чирков сбил тогда «Хейн-кель-111», командир звена Никольский— «Юнкерс-88». Летчик Харитонов таранил вражеский самолет, отрубил ему хвост... А я открыл свой боевой счет 29 июня: сбил «Хейнкель-111», рвавшийся к Ленинграду. В поединке с фашистскими летчиками мне пригодился, опыт воздушных боев, накопленный во время войны с Финляндией. Тогда я уничтожил пять вражеских машин. После первых же сражений уяснил — борьба предстоит более острая, более жестокая и бескомпромиссная. Противник силен и опытен. Надо пополнять и развивать уже имеющийся боевой опыт.

И летчик никогда не забывал об этом. В непрерывных боях он совершенствовал свое мастерство, каждый день вместе со своей эскадрильей поднимался в воздух — отбивал нападения вражеской авиаций на город Ленина, сопровождал транспортные самолеты, прикрывал важную магистраль на Волхове, по которой шло снабжение Ленинградского фронта. Было тяжело. Летчики ежедневно делали по 8—9 боевых вылетов.

В августе 1941 года Петр Афанасьевич был принят в ряды Коммунистической партии. Высокое доверие товарищей коммунистов придало отважному воину еще больше сил и энергии. Изучив опыт боев, он твердо убеждается: летчики в бою должны действовать только парами. При таком боевом порядке увеличивается возможность маневра, создается надежное прикрытие, что обеспечивает успех в бою. Счет сбитых Покры-шевым самолетов непрерывно рос.

...17 декабря 1941 года эскадрилья капитана Покрышева сопровождала самолеты «Дуглас», идущие в окруженный Ленинград. На них напали девять «мессершмиттов». Используя новый метод ведения боя, наши летчики выиграли его, отогнали врага. Сам Покрышев сбил один «мессер». Транспортные самолеты благополучно прибыли на место назначения.

В последние дни марта 1942 года эскадрилья капитана прикрывала наземные войска 54-й армии. На нее напали двенадцать «Ме-109Ф». Приняв бой, эскадрилья сбила два вражеских самолета, но сама потерь не имела.

В этом бою Покрышев сбил еще один «мессершмитт».

Большой воздушный бой разгорелся в октябре 1942 года. Наши истребители сопровождали бомбардировщики, идущие бомбить артиллерийские батареи фашистов. В небо поднялись фашистские истребители. Всего в воздухе оказалось около двухсот самолетов. Покрышев со своим ведомым Чубуковым вступил в поединок с 25 «мессершмиттами». Оба пилота проявили высокую летную выучку и исключительное бесстрашие. Два «мессера» нашли свою гибель.

Бомбардировщики выполнили задание.

Эти победы над врагом получили высокую оценку командования. П. А. Покрышев был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

К началу 1943 года эскадрилья Покрышева совершила 949 боевых вылетов, провела 62 воздушных боя, в которых сбила тридцать самолетов. Боевой счет командира эскадрильи: 18 самолетов противника, из них лично 11 и в группе 7. Петр Афанасьевич был представлен к званию Героя Советского Союза.

Золотую Звезду и орден Ленина храбрый летчик получил из рук самого Михаила Ивановича Калинина.

Летом 1943 года майор Покрышев получил назначение на должность командира полка. Распрощавшись с боевыми друзьями, вылетел на новое место службы. Во время перелета он заметил три «хеинкеля», Шедших на Ленинград. Недолго раздумывая, майор стремительно атаковал вражеский бомбардировщик и сбил его раньше, чем тот успел открыть огонь. Два другие, не принимая боя, бросились наутек.

Но внезапно появилась шестерка «фокке-вульфов». Поймав головную машину в перекресток прицела, Покрышев выстрелил. Самолет врага вспыхнул. У Петра Афанасьевича кончились патроны. Он начал маневрировать, оттягивать вражеские машины к аэродрому, на который летел, и сумел подвести их под огонь наших зенитных батарей.

На новой должности Петр Афанасьевич показал себя не только умелым организатором, хорошим воспитателем молодых пилотов, но и большим мастером воздушных поединков.

Мужество и личная отвага Петра Афанасьевича наводили страх на вражеских летчиков. Достаточно было ему подняться в небо, появиться над передним краем, как гитлеровская служба наблюдения начинала тревожно сообщать: «Внимание, внимание! В воздухе Покрышев!».

Командир полка все время увеличивал свой боевой счет. На фюзеляже его самолета засияло тридцать красных звезд — тридцать воздушных побед над гитлеровскими захватчиками.

24 августа 1943 года после напряженного боя командир полка проверял технику пилотирования молодого летчика Кудрявцева, только что вернувшегося из госпиталя. В момент, когда его машина была на высоте примерно трехсот метров, заметил, что загорелся мотор. Прыгать было нельзя: малая высота. Аэродром небольшой: 350 метров в ширину и 1300 в длину, да еще к тому же в лесу. Времени на новый круг над аэродромом тоже не было. А машину все более охватывало пламя. И Покрышев принял решение посадить машину поперек взлетного поля. Правда, самолет скапотировал. Летчик Кудрявцев остался невредим, а Покрышева в бессознательном состоянии доставили в госпиталь.

Когда Петр Афанасьевич пришел в сознание, то узнал от друзей, что в газете «Известия» напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении его второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

Прочитав Указ, майор долго молчал, затем улыбнулся и сказал:

— Двадцать четвертого августа, в день моего рождения...

В этот день Петру Афанасьевичу исполнилось двадцать девять лет.

Бои продолжались — ожесточенные, кровопролитные. Рос боевой счет авиационной части и ее командира, теперь уже подполковника Покрышева. Петр Афанасьевич довел его до 38. Это, не считая восьми вражеских машин, уничтоженных в групповых боях.

В октябре 1944 года командование направило Покрышева на курсы-при Краснознаменной Военно-Воздушной академии. Закончил их в мае 1945 года. Служил в ВВС, учил молодых летчиков боевому мастерству, передавал им свой богатый опыт и умение.

Уволившись в запас в звании генерал-майора, Петр Афанасьевич длительное время работал сменным помощником начальника Ленинградского аэропорта. Часто приезжал в Голую Пристань на отдых, встречался с молодежью, выступал в школах, хозяйствах. Кавалеру шестнадцати боевых наград было о чем рассказать землякам.

Здесь он и умер во время отпуска, 22 августа 1967 года.

...В городском парке города Голая Пристань на гранитном постаменте установлен бюст дважды Героя Советского Союза П. А. Покрышева. Красивое, мужественное лицо, теплый взгляд прищуренных глаз, строгая линия губ...




 

Фамилии начинающиеся на П Фамилии начинающиеся на Р