Над Днепровским лиманом

Устье Днепро-Бугского лимана (источник paramio.com)В юго-западной части Херсонской области Днепр сливается с Бугом и выходит к Черному морю, образуя лиман. Его живописные берега издавна привлекали разнообразных поселенцев. Плодородные земли и богатые рыбой воды лимана манили киммерийцев, скифов, греков, сарматов, готов, половцев, запорожских казаков. Однако, пожалуй, самым ярким эпизодом истории этого уголка Херсонщины является период существования древнегреческого города-государства Ольвия. Юго-восточная граница Ольвийского государства представляла собой целую цепь укрепленных земледельческих поселений, тянувшихся вдоль обрывистого северного берега Днепро-Бугского лимана.

К Днепровскому лиману ведет одна из старейших дорог, построенных в XVIII веке от Херсона к его к порту-спутнику Глубокая Пристань, который находился в районе села Софиевка. На этом пути лежит поселок Белозерка (старая Ивановка) — имение одного из основателей Херсона Ивана Ганнибала. В 1780 году он получил около 130 квадратных километров земли в окрестностях Белого озера и одноименной реки, в него впадающей. Первыми жителями Белозерки были запорожцы, жившие в зимовнике неподалеку. Ганнибал же выстроил здесь в 1781-1782 годах первую церковь — Рождества Иоанна Предтечи — на берегу озера. Возводили ее по проекту строителя Екатерининского собора в Херсоне, московского архитектора Матвея Ситникова, используя, по-видимому, архитектурные традиции деревянного казацкого зодчества. К сожалению, этот старинный памятник через сто лет пришлось разобрать: ее фундаменты подмыли воды озера, и в 1879 году была основана новая церковь Иоанна Предтечи в нынешнем центре поселка. В 1784 году Ганнибал продал Ивановку князю Безбородько, а от него она перешла в 1798 году семье Скадовских. Тогда Белозерка получила еще одно название — Скадовка. В 1846 году в Белозерке родился замечательный художник Николай Львович Скадовский, а в 1920 — известный режиссер, сценарист и артист Сергей Федорович Бондарчук. На красивой главной площади поселка запечатлена его история в камне: от старой церкви до здания райсовета соцклассицизма и современного универмага.

Далее, за Белозеркой, можно посетить село Днепровское — крупное винодельческое хозяйство-завод «Белозерский». На южной окраине села, над высокими берегами Днепра, словно «на ладони», раскрывается широкая панорама поймы реки — до левого берега здесь семь километров. Издревле в этом месте жили люди и находились укрепления и пункты наблюдения за контролем устья Днепра. В ІV-ІІІ веках до н. э. здесь существовало древнегреческое торговое поселение. С этого возвышения открывается и красивая панорама города Херсона.

Чарующа природа днепровских плавней (недалеко от Кизомыса) (источник paramio.com)Теперь отправимся вдоль Днепра к соседнему селу Кизомыс. В прошлом здесь было два неселенных пункта: Кизомыс и Касперовка (Ново-Ивановка). На их границе, там, где теперь главная улица делает зигзаг, где пустырь и школьная спортивная площадка, стояла церковь, в которой находился Касперовский образ Богоматери — святыня Херсонщины и всего Северного Причерноморья. Касперовка была владением полковника Василия Касперова. В их семье хранилась реликвия XVI века, передаваемая из поколения в поколение. Это была икона до того ветхая, темная в живописи, что трудно было разобрать черты. В феврале 1840 года овдовевшая помещица Касперова во время ночной молитвы заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и икона обновилась. Вскоре она была признана чудотворной и прославилась на весь Юг, а 1-е октября определено памятным днем этой иконы. Хранится она в Одесском кафедральном соборе. Ежегодно Касперовский образ совершал путешествие по городам Херсонской губернии, но в течение 6 месяцев икона оставалась здесь, в Касперовке, в местной Николаевской церкви.

Село Кизомыс основано в 1783 году на мысе Кизе, отчего так и называется. В этом месте река Днепр вливается в Днепровский лиман. В 1775 году рассматривался проект строительства здесь крепости Херсон. Окинув взором живописную панораму с мыса, мы отправляемся на север, к селу Томина Балка, основанному чабаном-молдаванином в 1840 году.

Далее предлагаем посетить несколько античных городищ, расположенных на Днепровском лимане. Первое из них находится у села Софиевка. Здесь в урочище Глубокая Пристань расположено одноименное античное городище. Возникло оно в конце V века до н. э. как поселение скифо-эллинов, которых «отец истории» Геродот называл «каллипидами». По его свидетельству, «каллипиды подобны скифам, но, в отличие от них, хлеб они сеют и едят».

В древности поселение имело внешние каменные укрепления и две цитадели. Первоначально население жило в полуземлянках, позднее — в наземных домах на каменных фундаментах. Среди находок особенно интересны зернотерки и остатки зерна, ткацкие прясла, рыболовные грузила, якорный камень, орнаментированная посуда, терракотовая статуэтка Силена с Дионисом на руках. Население городища занималось преимущественно земледелием, а также рыболовством и торговлей.

Обрывистый берег близ Станслава (источник paramio.com)В конце XVIII века урочище Глубокая Пристань едва не стало местом, где должна была строиться Херсонская крепость. На этом настаивал адмирал Алексей Наумович Сенявин. Однако, в связи с непосредственной близостью турецкого Очакова, этот проект был отклонен, и Херсон начали сооружать на месте укрепления Александр-шанц. В Глубокой же Пристани была оборудована верфь, к которой из Херсона на специальных плотах-камелях доставлялись через мелководные гирла Днепра военные корабли, построенные на херсонских верфях. Здесь их вооружали и оснащали мачтами. До недавнего времени в береговом обрыве были видны землянки российских солдат и черноморских казаков.

Неподалеку от Софиевки, на окраине села Широкая Балка, находится урочище с романтическим названием Золотой Мыс. Здесь расположено второе античное городище на нашем маршруте. Оно так и называется Золотой Мыс. Возникло на рубеже новой эры как земледельческое поселение в составе Ольвийского государства. В начале I века поселок был обнесен каменной стеной с четырьмя квадратными башнями и превращен в мощную крепость. Со стороны лимана ее защищал частокол. Кроме того, с запада крепость ограждала глубокая балка, с севера — ее отрог, специально углубленный с целью обороны.

На въезде в крепость располагались зернохранилища в виде правильных рядов зерновых ям. За крепостными стенами находились усадьбы земледельцев типично греческой планировки. В центре большинства домов имелся уютный мощеный дворик, куда выходили двери примыкавших друг к другу помещений. Улицы городка были вымощены черепками.

Несмотря на солидные укрепления, в середине II века городище было разрушено кочевниками, вероятно, сарматами. После изгнания их римскими войсками жизнь на Золотом Мысе снова возродилась, но обветшавшие каменные стены были заменены земляным валом с частоколом. Городище прекратило свое существование лишь в III веке, когда римляне, проиграв «готские войны», вынуждены были эвакуироваться из Северного Причерноморья.

За Широкой Балкой следует село Станислав с чрезвычайно богатой и интересной историей. На рубеже нашей эры здесь также существовало поселение Ольвийской хоры. Здесь же, как считают исследователи, находился и храм богини плодородия Деметры, огонь которого был виден даже в Ольвии.

Князь Семен Иванович Мышецкий в 30-х гоАлександровский маяк. 1952. (источник paramio.com)дах XVIII века записал от запорожцев сведения, что здесь, на мысе, был построен поляками город Станислав. Вероятно, речь идет о крепости Святого Иоанна, возведенной Великим князем Литовским Витовтом где-то в устье Днепра в 1398 году. С XVI века к этой территории начинают проявлять интерес запорожские казаки, хотя здесь им неоднократно приходилось сталкиваться с турками.

Вот один из рассказов, дошедших до наших времен. В 1614 году чайки гетмана Петра Сагайдачного возвращались из успешного похода на Синоп. Но на правом берегу лимана, близ урочища Газилер-Геремих (переправа воинов), место которого до сих пор показывают старожилы Станислава, запорожцев поджидали турецкие войска Ибрагима-паши с тяжелой артиллерией, привезенной из Очакова. Сначала Сагайдачный попробовал прорваться сквозь заслоны турок, но потом решил отойти к Кинбурнской косе, однако там его ждала орда крымского хана. Тогда 220 казаков взялись сдерживать противника, дав возможность своим товарищам уйти вверх по Днепру. Только 20 храбрецов израненными были взяты в плен и зверски замучены в Стамбуле и Синопе…

Как сообщает «Летопись Самовидца», в 1647 — начале 1648 годов на лимане находился временный лагерь Богдана Хмельницкого, бежавшего вместе с сыном Тимошем из Чигирина на Запорожье. Но поскольку в Сечи размещался польский гарнизон, оставаться там он не мог и ушел «к Морю, к Лиману», где и начал собирать войско. Позже, заручившись поддержкой татар, будущий гетман Украины занял Сечь, изгнав оттуда поляков. Расположение лагеря Хмельницкого близ современного Станислава подтверждается массовыми находками польских монет середины XVII века.

Согласно местным преданиям, уже тогда на месте Станислава существовал запорожский зимовник, выросший впоследствии в село. В 1774 году эти земли отошли к Российской империи и Станислав был объявлен казенным селением. Позже этот год стали считать датой основания села. Еще 20 лет назад, как рассказывают очевидцы, на сельском кладбище можно было увидеть каменные кресты конца XVII века. До наших дней сохранилось несколько интересных надгробий конца XVIII — начала XIX веков. Многие из них имеют оригинальную форму. Старейшие памятники, вероятно, принадлежат еще запорожским казакам.

Из сохранившихся в селе архитектурных памятников наибольший интерес представляет банковское здание (ныне — сельсовет), построенное в 1908 году в духе ренессансных стилизаций.

Неподалеку от Станислава раскинулось село Александровка. Основано в 1781 году генерал-фельдмаршалом Петром Румянцевым-Задунайским, который назвал его в честь своего отца, сохранив на карте Херсонщины имя военачальника и инженера Александра Румянцева, выстроившего на месте нынешнего Херсона укрепление Александр-шанц. На окраине Александрова, близ озера Солонец, еще в первой четверти XX века можно было увидеть каменный крест с надписью: «Бывшего войска запорожского козак куреня платниривскаго Зде опочивает раб Божий Василий Коношко блаженной памяты 1782 году месяца генваря 21 дня». Ныне обломки креста хранятся в Николаевском краеведческом музее, а место захоронения казака еще могут показать александровцы.

Здание банка в с. Станислав Белозерского района. 1908. (источник paramio.com)Несколько дальше — античное городище Скелька. Это типичный памятник римских традиций фортификации: две линии обороны с каменными стенами и четырехугольной в плане башней, к которой в древности примыкало караульное помещение. При исследовании башни археологами найдены 3 каменных ядра, обломки 2-х копий и бронзовые наконечники стрел — следы штурма тавро-скифами в середине II века.

За Александровкой сохранилась старая дорога к Николаеву. В 7 километрах в степи за Александровкой, справа от дороги, привлечет внимание интересный памятник зодчества 1955 года — Верхний Хабловский маяк. Где-то в окрестностях находился подобный, но древний памятник, тоже «маяк» — каменная сторожевая башня, у которой сливались Днепровский и Бугский лиманы. Это урочище называют Семенов Рог. Украинские и польские летописцы считали его прародиной запорожского казачества. Легенда гласит, что в 948 году пришел сюда для охоты на диких коз, кабанов и разной дичи воин Семен. Прожив на косе год, он вернулся на родину, но вскоре возвратился сюда с ватагой земляков, избравших его своим атаманом. В письме гетману Мазепе кошевой атаман Гордиенко пересказывает предание о том, что казаки, сидевшие кошем на Семеновом Роге, участвовали в походах Великого князя Литовского Витовта на татар. Отсюда, с берега лимана, открывается замечательный вид на противоположные высокие склоны, на которых некогда шумел античный торговый город Ольвия — один из древнейших античных городов в Украине.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: