Что за поворотом?




В главе «Отсюда — поворот» рассказывалось о строительстве и пуске котельной Шуменского микрорайона, подчеркивалось, что это было поворотным событием в жизни всего коллектива предприятия. Здесь начиналась новая страница его истории — шаг в иное, более высокое качество работы. Знаком этого качества отмечены вся вторая половина 70-х и 80-е годы. Многие технические, организационные, технологические новшества, которые внедрялись в этот период, родились у нас, в нашем мозговом центре, как полушутливо, но уважительно называют теплоэнергетики свою инженерную элиту — элиту не по ее социальному положению, но по творческой одаренности, по способности рождать интересные идеи, разрабатывать серьезные решения, предлагать и внедрять технические новинки.

Главный инженер предприятия Виктор Васильевич БЕРЕЖНОЙ проводит технический совет
Главный инженер предприятия Виктор Васильевич БЕРЕЖНОЙ проводит технический совет

Шаг за шагом шли вперед и выше. Пережили несколько реорганизаций, прежде чем стали наконец тем, чем являемся сегодня: ГКП «Херсонтеплокоммунэнерго». И вот после ввода в эксплуатацию котельной первого теплоэксплуатационного района почувствовалось, что движение предприятия замедлилось, в работе по развитию дальше технического прогресса словно западает какая-то пауза, полоса топтания на месте, состояние, к которому подходят слова песни «и не то, чтобы — да, и не то, чтобы — нет».

Между тем за первым поворотом годы спустя, когда его кинетическая энергия практически исчерпалась, требовался новый, даже не шаг, а рывок в нашей технической политике. Рывок и прорыв. Силы у нас для этого были, требовалось внимательно обревизовать внутренние резервы и привести их в действие.

И мозговой центр, тон в котором задается главным инженером В. В. Бережным, заместителями директора В. А. Мирошниченко и М. Г. Рассоловым, снова сказал свое слово. Каким оно было в области экономической работы, в основных чертах уже рассказывалось. Посмотрим, что произошло и происходит в технической политике. Но замечу сразу: мероприятия производственно-технические и экономические не отделены стеной друг от друга, они взаимно обусловлены, это два полушария головы, два предсердия сердца. А во-вторых, что особенно важно, — мы становимся на путь программного подхода к решению своих первостепенных задач.

О чем речь?

Уже рассказывалось о принципиально новом подходе к взаимоотношениям с потребителями теплоэнергии, к сбору платежей за нее по факту оказанных услуг. Таким же новшеством стало создание новых специализированных служб и расширение функций действующих. Этим предполагается
решить двоякую задачу: дать новый толчок развитию технической политики на предприятии и взять в свои руки то, что за большую плату делали для нас другие предприятия и организации. Короче говоря, вернуться к несправедливо забытому хозспособу в проведении некоторых работ.

И вот летом 1996 года на базе метрологической лаборатории создан хозрасчетный инженерно-технический центр, в состав которого вошли участок монтажа и обслуживания приборов учета потребляемых горячей воды и теплоэнергии, базовая организация метрологической службы и отраслевая лаборатория по охране труда. Цель этого центра — обеспечить единый технологический цикл: «производитель средств учета — монтажная организация — обслуживание».

В январе 1997 года ПТО не просто разделен на производственный и технологический отделы, но оба серьезно реорганизованы для совершенствования организации технической подготовки производства, внедрения достижений научно-технического прогресса. В функции техотдела вошло составление проектно-сметной документации на все виды ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов предприятия. Первым практическим следствием этой реорганизации стала экономия 100 тысяч гривень, полученная за год.

Точно так же цех ремонта с июля 1997 года реорганизован в службу централизованного ремонта котельных и теплосетей. При ней создан специализированный участок ремонта котельных, подконтрольных инспекции Госнадзора за охраной труда. Выполняя эти работы своими силами, мы имеем годовую экономию на ремонте каждой котельной порядка 30 тысяч гривень.

И наладочные работы, выполнявшиеся для нас «чужими» подрядными организациями, кроме того, что влетали каждый раз в хорошую сумму, еще и оставляли желать много лучшего с точки зрения их качества. Игра не стоила свеч. Летом 1997 года в «Херсонтеплокоммунэнерго» была создана своя служба наладки теплотехнического оборудования и теплосетей. Из этих же соображений цех по ремонту и наладке электрооборудования был реорганизован в службу главного энергетика. Получены лицензии на право самостоятельного выполнения нашими службами этих работ.

Во главе служб поставлены грамотные специалисты Б. К. Мельничук, А. В. Чумаченко, Л. П. Коргутлова, В. Н. Синица и другие. Они знают, что делать, как делать, и умеют дело организовать. Послушаем одного из них, инженера Б. К. Мельничука, руководителя службы наладки теплотехнического оборудования котельных и тепловых сетей.

Метрологическая лаборатория во главе со своим начальником Натальей Львовной ВАСИЛЕНКО
Метрологическая лаборатория во главе со своим начальником Натальей Львовной ВАСИЛЕНКО

— Отказавшись от подряда со стороны других организаций, — говорит Борис Константинович, — мы в 3—4 раза сможем сэкономить затраты на оплату труда и обеспечим при этом более высокое качество работ. Наемные сделали свое дело и ушли, что будет после них, хоть потоп, их не волнует. У нас же при сдельной форме оплаты труда есть стимулы повышения и производительности, и качества. Плюс сознание: делаем не для чужого дяди — для себя.

В свою группу я сам подбирал специалистов по принципу «лучше меньше, да лучше». Наладчика нигде не учат, он сам должен научиться этой работе, если имеет склонность к ней и необходимый уровень технической подготовки. Так я нашел и пригласил с других предприятий В. А. Мащенко и Н. Б. Вишневецкую — у обоих огромный опыт именно в области наладки, а также А. Р. Мирошникова и И. В. Филоненко — эти помоложе, но знающие и в работе хваткие. Так же примерно подбирал, формировал свою группу и руководитель каждой другой службы.

Меня спрашивали: чем, полагаю, нужно бы заняться в первую очередь в деле технического перевооружения предприятия? Я указал на замену морально изношенного оборудования. Мы очень отстали в котельной технике. КПД котла НИИСТУ-5, которым сейчас пользуемся, составляет 70_75%. Сегодня этого уже мало. Правда, импонируют его простота и надежность в работе. Но за рубежом аналогичных котлов давно нет, их сменили малогабаритные, с КПД до 96%. Считаю, что внедрение новой, современной техники даст нам громадный эффект. Серьезное внимание следовало бы уделить использованию нетрадиционных источников тепла. Это теплонасосные установки, развитие ветроэнергетики, гелиоводонагревательные установки и т. д. Надо подниматься над привычным, искать новое. В скандинавских странах, например, для выработки теплоэнергии используется даже бытовой мусор. Там рассчитано (и не только), что бытовые отходы города с миллионным населением в состоянии покрыть потребность в теплообеспечении 50 тысяч человек. Почему мы должны только наблюдать работу зарубежных коллег, только завидовать им и не шевелить мозгами, чтобы сделать так и у себя?..

Вот как рассуждает один из представителей нашей инженерной элиты. И от других руководителей новосозданных служб можно услышать много дельных соображений о том, что нам необходимо делать завтра и послезавтра, как работать еще еффективней.

Такие кадры в нашем распоряжении. Мы их должны и будем всячески беречь, поддерживать, поручать им такие дела, на которых полнее могли, бы раскрыться их таланты, знания и опыт.

Возвращаясь к разговору о возрождении хозспособа, замечу: это лишь начало. Следующим шагом будет перевод всех основных структурных подразделений на внутрихозяйственный расчет. Их руководители и коллективы будут материально заинтересованы выполнять максимальный объем работ с наименьшими затратами. Предполагается провести эту работу в нынешнем году.

Программный подход охватывает решение и других глобальных задач. Например, у нас разработана и уже действует, выполняется Программа внедрения энергосберегающих технологий на 1997—2010 годы. Ею предусматривается широкий фронт работ, существенное ускорение технического прогресса на предприятии, внедрение многих эффективных новшеств. Все это, вместе взятое, полагает главный инженер В. В. Бережной, обозначит и обеспечит новый поворот во всей нашей работе, поворот в более жестких условиях и продиктованный ими.

Что предполагается, намечается Программой внедрения энергосберегающих технологий? Укажем лишь наиболее существенное. Это реконструкция котельных, замена в них устаревших и малоэффективных котлов современными, с КПД не ниже 91%. Замена подовых горелок на ГИГ, которые обеспечивают лучшее сгорание топлива. Замена обычных труб на трубы с пенополиуретановым покрытием — в них более надежна противокоррозийная и тепловая защита. Замена труб стальных на эмалированные — для теплотрасс горячего водоснабжения. Установка гелиосистем для приготовления горячей воды в летнее время года. Внедрение приборов учета реактивной электроэнергии ЦТ-5000 и расчета с потребителями по трехзонному тарифу. Эти приборы на трех котельных уже установлены и работают, но расчеты осуществляются пока по двухзонному тарифу.

Программой предусмотрена также режимная наладка котельных и теплосетей, очистка теплообменных трубопроводов с помощью электромагнитного импульсатора УЭ-1. И так далее. Это не сумма мероприятий, но действительно программа, рассчитанная на перспективу. Она в конечном итоге должна максимально сократить издержки производства, удешевить дальше тепло, уменьшить тарифы на него к взаимной выгоде и предприятия, и потребителей.

— Это не программа выживания, — подчеркивает Виктор Васильевич Бережной, — это программа движения вперед во что бы то ни стало, какие бы трудности ни вставали перед нами, какие бы проблемы ни осложняли нашу работу. У нас хватит и характера, и сил, чтобы справиться с ними. Программа уже в работе, она осуществляется. В прошлом году во втором ТЭРе внедрены газовые горелки ГИГ инжекционные с автоматикой БАРК, они позволяют экономить до 20% топлива. В этом же районе проведена модернизация газовой автоматики АГК-2 на котельной по ул. Пионерской, 3. В третьем районе внедрены пластинчатые теплообменники вместо трубчатых для приготовления горячей воды. Новые теплообменники более долговечны, проще в эксплуатации и занимают меньше производственных площадей. Некоторый опыт этой работы у нас уже накоплен, теперь будем продолжать ее.

Да, работа разворачивается большая, серьезная. Техническое перевооружение предприятия совершается на ходу.




 

«Разрешите дополнить?» Как живете, районы?