Вспомогательные? Незаменимые!




Каждое производство имеет основные и вспомогательные службы. Правда, название вторых весьма условно, ведь без них первые просто не смогли бы работать. Развиваются основные производственные службы, не стоят на месте и вспомогательные: преобразуются, совершенствуются, выходят за свои первоначальные границы. Такое можно сказать и о наших службах централизованного ремонта, снабжения, автотранспортной и других.

Старший мастер цеха ремонта и оборудования Галина Ивановна РУБАН и электросварщик Михаил Семенович АНДРЕЙЧУК отгружают задвижку 500 после ремонта
Старший мастер цеха ремонта и оборудования Галина Ивановна РУБАН и электросварщик Михаил Семенович АНДРЕЙЧУК отгружают задвижку 500 после ремонта

Когда в 1980 году теперешний заместитель директора В. И. Цокуренко приступил к руководству цехом централизованного ремонта, в нем было всего четыре участка. С тех пор далеко вперед ушло это структурное подразделение, большие качественные перемены произошли в его работе, возросла его роль на предприятии. Пусть никого не вводит в обман слово «ремонт» в названии цеха, потому что не только к этому сводилась работа его коллектива, но и к монтажу еще не установленного оборудования, к замене устаревшего, к приведению в надлежащее санитарное состояние всех участков, к изготовлению и модернизации своими силами некоторых видов котлового, насосного и другого оборудования.

— Приходилось хорошо повертеться, думать, искать, — вспоминает теперь Виктор Ильич. — Например, задавали нам хлопот насосные агрегаты: очень быстро выходили они из строя из-за работы с агрессивной водой. Приобретение же новых было большой проблемой — дорого. И мы решили найти выход и раз и навсегда покончить с «насосной» проблемой. Электродвигатели насосов хорошо перематывали в электроцехе, валы изготовляли наши мастера, оставалось освоить изготовление рабочего колеса, которое могло бы длительное время работать в агрессивной среде. Наши умельцы предложили изготавливать его из отходов латунной трубки со списанных водоподогревателей. Составили чертежи, расчеты, и по ним ГПТУ-1 начало поставлять нам, согласно договору, отличные заготовки. После их механической обработки получились хорошие рабочие колеса, настолько прочные, что многие из них работают до сих пор.

Таких примеров можно привести немало. В цехе ремонта собралось много хороших мастеров своего дела, поэтому проблемам, за которые они брались, каждый раз находились оптимальные решения. Старший мастер Г. И. Рубан, технолог С. Е. Дементьева, инженер-нормировщик М. И. Матвеева, мастер А. С. Дынник, сварщики В. Н. Хархордин, С. Ф. Бабич, М. С. Андрейчук, слесари В. И. Таюха, В. А. Козлов, огнеупорщики А. А. Исаев и В. А. Красовский и другие — творчески сильный коллектив, интересно работать с такими людьми.

Еще при С. А. Васюке 80% объема работ цеха составлял монтаж новых теплотехнических объектов и только 20% — капремонт действующего оборудования. С одной стороны, вроде и престижно для самих ремонтников, однако неправильно с точки зрения потребностей предприятия. Новый директор Н. С. Крутько и новый главный инженер В. В. Бережной вместе с руководством цеха пришли к выводу, что все-таки на перв<5м месте должны стоять задачи надежного ремонта объектов теплоснабжения, затем все остальное. И к 1987 году удельный вес ремонтных работ составил уже 80%, а с 1990-го — около 100.

— За этот период, — рассказывает В. И. Цокуренко, — было капитально отремонтировано десятки котельных, теплопунктов, многие километры теплотрасс. И, как говорят, без отрыва от производства изготовлено значительное количество нестандартного оборудования, оказано шефскую помощь детским учреждениям и города, и области. Не хочу хвалиться, продолжает Виктор Ильич, что мы сделали так уж много, потому что можно было сделать больше, но и приуменьшать работу товарищей совестно. Ведь кроме того, цех ежегодно выполняет большой объем работ по подготовке всех объектов к отопительному периоду, занимается освоением новых и совершенствованием некоторых действующих технологий, механизацией ручного труда и т. д.

Усложняются задачи — повышаются и требования к кадрам. Поэтому в Киеве на базе института имени Е. Патона прошла курсы повышения квалификации, с практическими занятиями и последующей аттестацией, с выдачей специальных свидетельств, группа сварщиков из ремонтного цеха — М. С. Андрейчук, А. Н. Тихонов, С. Н. Евтушенко, а также из теплоэксплуатационных районов. Отныне они получили право работать на газопроводах й ремонте котлов, поднадзорных Гостехнадзору Украины. Точно так же в Харькове повысила свою квалификацию группа слесарей по ремонту котельного и газового оборудования. А что ожидает ремонтников завтра, какие новые задачи выдвигаются на повестку дня?

Автозаправочная станция предприятия
Автозаправочная станция предприятия

— Остается в силе все то, чем занимаемся сегодня, — объясняет теперешний начальник цеха К. М. Ющук. — Но рамки ремонтной службы расширяются. Чтобы разгрузить ремонтников для решения других задач, часть объема их работы переложена на ремонтные бригады ТЭРов. А на нас возлагаются изготовление и ремонт котлов со средним и низким давлением, монтаж внутрикотельных газопроводов не только на своем предприятии, но и в других организациях города. Квалифицированные кадры для этого теперь есть, лицензии на проведение таких работ — тоже. Для этого организован спецучасток ремонта котельных и тепловых сетей во главе с В. Н. Синицей. Таким образом мы уже отремонтировали в котельной Таврического микрорайона котел КВГН-30 с частичной заменой труб, реконструировали два котла НИИСТУ-5 с заменой горелочных устройств более совершенными ГИГ-7.

— Работа наша не видна горожанам, — говорят ремонтники, — но без нее невозможна стабильная подача тепла в их квартиры, в школы, детсады, больницы и другие учреждения. То же могут сказать о себе и работники отдела материально-технического снабжения.

— Со стороны, — замечает руководитель отдела 3. М. Курбацкая, — мы кое-кому, может, кажемся обыкновенными кабинетными чиновниками, мастерами по переписыванию бумаг. Но это не так! Снабженцы поддерживают в рабочем состоянии артерию, через которую на предприятие поступают необходимые материальные ресурсы, без них оно просто не может действовать и жить. Но если в былые времена у предприятия были деньги, а материалы и оборудование строго лимитировались, то сегодня, наоборот, заполучить материалы не проблема, были бы деньги. Да их-то как раз и не хватает, порой катастрофически. И тем не менее остановить теплопроизводство нельзя, город без тепла жить не сможет.

Как же выходят из этого крутого положения снабженцы? Приходится прибегать к совершенно новым, порой курьезным формам работы с партнерами, заключать с ними бартерные сделки, производить взаимозачеты и т. п.- Например, руководство комбайнового завода, чьих работников в квартирах и общежитиях, а их детей в садиках мы обеспечиваем теплом, рассчитывается с нами за эти услуги различными материалами, инструментом и т. д., ведь завод сам сидит в глубокой финансовой яме. То же — и рыбокомбинат, нефтеперерабатывающий завод, мясокомбинат, комбинат хлебопродуктов, маслозавод, фирма «Мебель» и другие предприятия. Скажем, комбинат хлебопродуктов рассчитался за тепло растительным маслом, и мы смогли обеспечить им всех своих работников. В 1997 году было приобретено различных материальных ресурсов, необходимых для работы «Херсонтеплокоммунэнерго», более чем на миллион гривень, из них около 40% путем бартерного обмена. Что поделаешь, жизнь заставляет.

Не стоит без работы кран на центральном складе предприятия
Не стоит без работы кран на центральном складе предприятия

Помните, в начале книги упоминалось, что в год образования дирекции ОКиТ весь ее транспорт сводился к одному видавшему виды трактору и мотоциклу с будкой.

— Когда я в 1991 году стал начальником автотранспортного участка, — рассказывает теперь Ю. А. Исайков, — на балансе числилось уже 64 единицы подвижного состава и механизмов, — автомашин, экскаваторов, тракторов и т. п.

С тех пор в порядке обновления и пополнения техники было приобретено 10 грузовых автомашин, три единицы грузоподъемной техники, три — землеройной, автобус, 7 спецмеханизмов и т. д. Две машины модернизированы для выполнения работ, связанных с откачиванием воды из колодцев и теплотрасс. Предприятие имеет свою АЗС. А как много сделано и делается для улучшения условий работы транспортников! Достаточно сказать, что во время холодов 80% механизмов содержатся в крытых отапливаемых помещениях, оборудованы для людей бытовки, раздевалки. Непрерывно ведутся работы по созданию современной материально-технической базы предприятия.

— Естественно, говорит Юрий Алексеевич, — на заботу о них люди отвечают лучшей работой. Если бы меня попросили: назовите ваших лучших работников — я был бы поставлен в затруднительное положение. Назвать наших ветеранов С. А. Яцюка, И. Г. Сушко, братьев Степановых, С. А. Бессмертного, и не сказать о Г. А. Зиньковском, А. Я. Тиманове, А. С. Годуне, Ф. X. Ушаневе? Не сказать благодарного слова о С. М. Чергиевском, А. С. Осадчем, П. П. Иваницком, о диспетчере Т. Г. Михайловой? Товарищи меня просто не поняли бы и обиделись. Вообще, — сказал он в раздумьи, — интересно наблюдать, как вместе с ростом производства, с его усложнением, совершенствованием растут и наши работники — как специалисты своего дела и просто как люди.




 

Если не мы, то кто же? Ох, рано встает охрана