Время перемен




В мае 1985 года коллектив завода, как и весь народ, отмечал 40-летие победы в Великой Отечественной войне! Среди тех солдат, которым выпало счастье живыми встретить Победу сорок лет назад, более 400 человек в том году работали на заводе. К почетному званию ветерана войны часто прибавлялось не менее почетное — ветеран труда. Сколько молодых ребят обязаны становлением своего профессионального мастерства ветеранам судостроения, корабельных дел мастерам. Многие из работавших в объединении участников войны были передовиками производства, отмечались наградами за добросовестный труд.

Юношей ушел на фронт Н. И. Середа, за храбрость в боях он награжден двумя орденами: Красной Звезды и Отечественной войны; избрав профессию судостроителя, с 1951 года работал в трубозаготовительном цехе. В праздничные дни грудь токаря механического цеха В. Д. Полякова украшал орден Славы третьей степени, за время работы на заводе он обучил более пятидесяти молодых рабочих. Многие годы равномерно стучал пневматический молоток Ф. Ф. Степина, на заводе он простучал не один километр, как не один километр мостов и переправ навел он во время войны. Добровольцем ушел на фронт
A. И. Гавриленко, всю войну прошел связистом, награжден орденом Славы и многими медалями. Много лет трудился на заводе шкипером участка плавсредств ветеран Г. Е. Марченко — один их тех, кто прошел на легендарном мониторе «Железняков» весь боевой путь от начала войны до Победы.

Много фронтовиков трудилось на заводе, среди них B. А. Сердюк, И. И. Господаренко, Н. С. Катлан, Н. Н. Фоменко, К. И. Петров, В. Н. Крымзаев, В. Г. Коряка, C. М. Бойко, Б. А. Стрелецкий, А. С. Кривобоков, Д. Г. Шаповалов, В. И. Гладков, С. Н. Солодовников, Г. Л. Токаренко и многие другие.

Сорокалетие Победы отмечали и воины-женщины, которым выпала одна и та же судьба. Плечом к плечу, рядом с мужчинами шли они по тяжелым огненным дорогам войны. Поровну с отцами, мужьями, братьями делили и горе, и тяготы, и радость тех лет... Все 900 дней блокады Ленинграда батальон войск противовоздушной обороны, в котором служила А. П. Чижкова, отстаивал осажденный город. Для водителя батальона Волховского фронта С. И. Холчанской бои под Ленинградом также стали частью ее жизни. Путь от Сталинграда до Берлина прошла санинструктор Л. П. Трояновская. Дошла до Берлина и регулировщица Е. М. Сорокина. С 1943 года воевала в составе 3-го Украинского фронта ефрейтор Е. И. Богданович, участвовала в Ясско-Кишеневской, в Белградской, Балатонской оборонительных операциях, освобождала Венгрию, Австрию. Трудные боевые пути выпали на долю фронтовичек Т. А. Орел, А. Я. Порублевой, А. М. Дубровиной и многих других воинов-женщин.

Прошли годы. Многие воины-судостроители ушли на заслуженный отдых, многих уже нет в живых, но память о них должна сохраниться. Со страниц альбомов и фотографий, бережно хранящихся в заводском музее, на нас смотрят лица людей, бывших примером для десятков юношей и девушек, многие из которых продолжают славные традиции своих наставников.

«Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова следует не только помнить. Сегодня необходимо много сделать для того, чтобы время не стерло из памяти героические события тех, давно минувших лет. Герои достойны того, чтобы сохранить о них память.

Но, наверное, было бы справедливо, чтобы и к тем, кто отдал все свои силы мирному труду, к ветеранам труда, также относились эти слова — «Никто не забыт, ничто не забыто». В наше торопливое время, к сожалению, многим некогда подумать о них, а тем более что-то для них сделать. А это неправильно. Общий долг, особенно молодого поколения, позаботиться о людях, так много потрудившихся в мирное время, сохранить память о них и их делах.

В августе 1986 года, в связи с возрастом и по состоянию здоровья, министерство освободило от должности генерального директора Херсонского судостроительного производственного объединения Всеволода Федоровича Заботина. В течение 25 лет он возглавлял Херсонский судостроительный завод, а затем объединение — одно из ведущих предприятий отрасли, крупнейшее в Херсонской области. Основное значение в своей деятельности В. Ф. Заботин всегда придавал фактору времени, оперативности. Он боролся со всякими преградами, стоящими на пути, стремился закрепить новые традиции, ускоряющие движение вперед, открыто выступал против суеты и показухи. Ему были присущи гибкий анализ новых методов труда и умение быстро внедрять в производство достижения передового опыта. Для него главное было не в видных итогах, не в больших цифрах, а в кропотливой систематической работе, повседневном нахождении новых решений, в привлечении к общему делу всех, от инженеров до рабочих. Он всегда помнил, что при любых обстоятельствах нужно проявлять больше конкретности, не упускать мелочей, но всегда видеть перспективу крупных начинаний.

Генеральным директором Херсонского судостроительного производственного объединения назначается Владимир Васильевич Волков. В 1953 году, окончив судомеханический техникум, получил направление на Херсонский судостроительный завод. После четырех лет службы в Черноморском флоте вернулся на завод. Без отрыва от производства окончил институт. Работал мастером, старшим мастером, начальником планово-распределительного бюро достроечного цеха, руководил механическим, инструментальным цехами, цехом товаров народного потребления. В 1978 году был выдвинут на должность начальника планово-диспетчерского отдела. В настоящее время доктор технических наук. С 1980 года В. В. Волков неоднократно избирался секретарем партийного комитета объединения, а 14 августа 1986 года приступил к выполнению обязанностей генерального директора Херсонского судостроительного производственного объединения.

С 1 января 1988 года коллектив объединения готовился перейти на работу в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Отличительной особенностью работы предприятий, перешедших на новые методы хозяйствования, стал их перевод на самоокупаемость. При этом финансирование производственных затрат, направленных на капитальные вложения, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих цехов, а также затраты на развитие производства, науки и техники, формирование фонда материального стимулирования и другие социальные потребности осуществлялись за счет собственных денег предприятия — прибыли и амортизационных отчислений.

Ранее, для финансирования названных выше затрат, предприятие могло получить деньги из государственного бюджета или министерства по распределению, за счет других предприятий отрасли или из резервов. Вместе с тем, прибыль предприятия министерство могло забрать полностью и направить ее на нужды отрасли. Сумма отчислений в бюджет также заранее не указывалась и устанавливалась ежегодно текущим планом. Таким образом, коллектив фактически не являлся хозяином своих собственных доходов, что не давало возможности руководителям предприятий самостоятельно и рационально вести хозяйство, сдерживало инициативу на местах.

В новых условиях хозяйствования устанавливался порядок, в соответствии с которым прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределялась между государственным бюджетом, предприятием и министерством в стабильных, своевременно утвержденных по годам пятилетки нормативам.

Естественно, что переход на новые методы хозяйствования порождал определенные трудности. Для их уменьшения требовалось, кроме проведения в жизнь целого ряда организационных мероприятий, иметь хорошо отлаженный механизм взаимоотношений непосредственно между производственными подразделениями.

С этой целью в середине 1987 года в объединении проводится реорганизация структуры управления производственными процессами. В результате преобразований появились новые подразделения — специализированные производства судостроения, монтажно-достроенных работ, межзаводской кооперации и товаров народного потребления. Их руководителями назначаются В. Н. Антипенко, В. М. Богомолов, Б. Д. Прибытков и В. А. Иванов (впоследствии П. И. Койфман).

«Приживание» специализированных производств в объединении проходило болезненно. На производственных участках, как выяснилось, к новым службам появилась масса претензий. Руководители среднего звена и бригадиры не совсем четко представляли себе саму необходимость специализированных производств в условиях существовавшей организации труда.

В дальнейшем, в производственной структуре объединения была проведена новая реорганизация, в результате которой ликвидировалось специализированное производство монтажно-достроечных работ, руководство группой корпусных цехов возлагалось на главного строителя завода, технологи снова возвращались в цеховое бюро технологической подготовки производства.

В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) на заводе был создан совет трудового коллектива. Его избрали на конференции представители всех цехов объединения, собравшиеся в феврале 1988 года. Согласно уставу в период между собраниями (конференциями) совет выполнял решения трудового коллектива предприятия по широкому кругу полномочий: он мог решать вопросы производственно-хозяйственной деятельности, принимать решения об использовании фондов развития производства, науки и техники, материального поощрения, социального развития. Совет трудового коллектива избрал из своего состава председателя (им стал судосборщик стапельного цеха В. В. Филипьев), заместителей председателя и секретаря совета. Согласно регламенту заседания совета проводились по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Члены совета трудового коллектива выполняли свои обязанности на общественных началах. Совет работал в тесном контакте с администрацией и общественными организациями, его решения, принятые в пределах полномочий и в соответствии с законодательством, считались обязательными для администрации и всего трудового коллектива объединения. Избранный в количестве 62 человек из числа рабочих, инженерно-технических работников, служащих и руководящего состава объединения совет просуществовал до декабря 1991 года. В это время коллектив завода принял новый устав предприятия, согласно которому решения по всем социально-экономическим вопросам, касающимся деятельности предприятия, вырабатывались и принимались руководством объединения с участием профсоюзного комитета или на конференции трудящихся.

В июле 1988 года во Дворце культуры судостроителей состоялась конференция трудового коллектива объединения, на которой с отчетом о своей работе выступил генеральный директор. Пожалуй, никогда еще так бурно она не проходила. Делегаты цехов и отделов живо откликались на обращение президиума, выступающих. Желающих подняться на трибуну и высказать свое мнение оказалось очень много. Нелегко пришлось председателю совета трудового коллектива объединения В. В. Филипьеву, который вел конференцию.

С первых же минут делегаты предложили так организовать работу конференции, чтобы разговор получился максимально деловым и аргументированным. Представленный состав президиума из 15 человек делегаты отклонили — решили ограничиться пятью. Места в президиуме заняли: В. В. Филипьев, генеральный директор В. В. Волков, секретарь партийного комитета Е. И. Пономаренко, председатель профсоюзного комитета В. И. Бойченко и помощник начальника ЦКБ «Изумруд» В. Ф. Заботин — ни одного рядового работника, но именно так решили делегаты, считая, что руководящему аппарату предстояло выслушать немало мнений тех, кто в президиуме представлен не был.

Свой отчет о работе по руководству предприятием генеральный директор начал с анализа технико-экономических показателей основного ц вспомогательного производств. Он отметил, что государственные задания коллектив предприятия выполняет стабильно несмотря на непрерывно возрастающие объемы производства, значительное увеличение числа головных судов, отличающихся не только оригинальностью проектов, но и сложностью их постройки. Большие изменения произошли в структуре самого производства, и хотя эти изменения проходили не всегда безболезненно, постоянный анализ дел, советы со специалистами помогали вовремя решать многие проблемы.

Недостаточно совершенна, как признал генеральный директор, оставалась система планирования, учета и контроля за ходом производства, часто отсутствовала слаженная работа коллективов участков, бригад, непосредственно работающих на судах и доках.

В объединении был осуществлен переход на новые условия оплаты труда. В результате этого произошли структурные изменения в управлении производством: упразднены 20 бюро, 40 участков, два основных цеха, один цех переведен в разряд участков. Высвобождено 216 инженерно-технических работников, из них уволилось 188 человек. Если в 1986 году средняя заработная плата в объединении составляла 227 рублей, то в 1988 году — 267. А вот существенных сдвигов в улучшении трудовой дисциплины не произошло, и руководитель вины с себя здесь не снимал.

На конференции генеральный директор В. В. Волков изложил свою программу на будущее. Он поставил перед коллективом задачу сформировать производственную программу на предстоящие пять лет с максимальным уклоном на мировой рынок. Тем более что по новой системе 40 процентов валютных отчислений за поставки продукции на экспорт оставались в распоряжении предприятия. Поэтому рассматривались варианты строительства на экспорт танкерных судов, изделий судовых устройств, пассажирских судов и портальных кранов.

Особое внимание докладчик уделил социально-культурным и бытовым условиям жизни и работы тружеников завода. Он отметил, что сеть общественного питания предприятия состоит из 10 столовых, 9 раздаточных, 5 буфетов. Посадочных мест в них 2700 при требуемой норме 2555. Подготовлена к работе столовая в новом трубозаготовительном цехе на 150 посадочных мест, в июне введен в действие индустриальный комплекс по изготовлению полуфабрикатов.

Объединение ежегодно обеспечивало запланированный ввод в эксплуатацию жилья: в 1986 году — 17 в 1987 году — 23 тыс. кв. м. Но для полного решения жилищных проблем требовалось ежегодно вводить 40 тыс. кв. м. Выход здесь только один — подчеркивал В. В. Волков, — больше продукции сдавать на экспорт, чтобы за валютные отчисления серьезно решать жилищную проблему.

Генеральный директор отметил, что детские сады объединения работают с двойной нагрузкой. Чтобы поправить положение, принято решение подготовить к строительству два детских комбината и сдать в эксплуатацию первый в конце 1988 года, второй — в июне 1989 года. Параллельно будет вестись строительство школы на 1230 мест во втором микрорайоне Корабел.

Выступившие на конференции делегаты стремились дать объективную оценку работе генерального директора по руководству предприятием. Они высказали немало критических замечаний и предложений по улучшению производственной деятельности коллектива, решению социальных проблем. Большинство делегатов одобрило работу В. В. Волкова, предпринимаемые им меры по совершенствованию организации труда и быта многотысячного коллектива объединения.

Тем не менее, на заводе складывалось тяжелое положение с выполнением государственного плана, с обеспечением выпуска запланированного объема продукции. Это происходило в результате навязанного объединению строительства несвойственных его структуре судов, таких как снабженцы для Арктики, буровики. Постройка этих судов нарушила сложившуюся пропорцию между цехами, создала перегрузку одних и систематическую недогрузку других. Так, например, в это время мощности цехов секционной сборки и сборочно-сварочного следовало увеличить на 150 и 125 процентов соответственно. Отсюда — прямая связь с загрузкой монтажно-достроечных цехов.

Серьезно отставало строительство судов из-за неудовлетворительного обеспечения их изделиями машиностроительной части. Новые суда резко увеличили не только объем, но и номенклатуру этих изделий, и коллектив механического цеха все хуже и хуже справлялся с обеспечением смежников. Решая задачи типа «здесь и сейчас», цех, практически, не мог серьезно заниматься подготовкой производства.

Следующей важной проблемой на заводе стала работа участка гальванических покрытий трубомедницкого цеха. Здесь также резко возросли объемы выпуска изделий, и существующий участок не справлялся с возросшими требованиями, из-за чего на строящихся судах допускались срывы запланированных работ по монтажу вентиляции, зашивке и оборудованию помещений. А строительство новых зданий трубомедницкого и механического цехов велось крайне медленно.

Более десяти лет назад строители начали возводить пролеты нового трубомедницкого цеха. Старший мастер участка покрытий В. И. Бойко сказал: «Новый цех нам очень нужен, и не когда-нибудь, а как можно быстрее. Ждем, не дождемся переселения, которое должно снять многие существующие сейчас проблемы как производственного, так и природоохранного характера. Сегодня строительство нового трубомедницкого цеха не радует глаз и перспектива ввода его в эксплуатацию просматривается плохо».

На строительстве цехов металлоизделий и инструментального обстановка складывалась аналогичная. На первый квартал 1990 года планировалось поставить на фундамент здание цеха металлоизделий. Элементы металлоконструкций этого здания, закупленные на валюту, уже давно прибыли на строительную площадку. На строительстве будущего инструментального цеха также работа не кипела. Здесь, правда, каркас здания уже стоял на фундаменте, но в пролетах не монтировались краны, хотя давно должны были эксплуатироваться. Поступающее оборудование, ранее заказанное для этого цеха, ставить было некуда.

Переход объединения на строительство крупнотоннажных судов сложной конфигурации и насыщения, резкое увеличение выпуска изделий различного назначения чуть ли не ежедневно ставили перед коллективом предприятия все новые задачи.

В августе 1988 года в объединении создается единый совет по производственно-экономическому обучению руководящих работников, специалистов, служащих и рабочих. В его задачу входили обобщение и выработка рекомендаций по учебно-методической работе, организация занятий теоретического и производственного обучения кадров, внедрение опыта передовиков и новаторов производства, повышение экономической эффективности обучения, определение потребности завода в квалифицированных кадрах.

Производственно-экономический совет являлся совещательным органом и его состав утверждался руководителем объединения. Структурно он состоял из трех секций: учебно-методической, производственно-экономической учебы, народного университета технико-экономических знаний. Учебный процесс организовывался по учебно-методическим планам и программам, которые определяли содержание и объем изучаемых курсов. Учебная работа осуществлялась путем организации лекций, практических занятий, семинаров, рефератов, выпускных работ и других форм обучения.

С 13 по 15 октября 1988 года в Херсонском судостроительном объединении провел свое очередное, одиннадцатое по счету заседание всесоюзный Клуб директоров промышленных предприятий страны. На Херсонщине оно проводилось впервые. Место проведения заседания выбрано по предложению одного из членов Клуба, директора Херсонского целлюлозно-бумажного комбината С. С. Вайханского. Однако по чисто организационным причинам его перенесли на судостроительный завод. Организация и проведение работы Клуба осуществлялась совместно с Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии Наук СССР. Возглавлял Клуб директоров академик А. Г. Аганбегян. В заседании Клуба принимали участие ответственные работники Совета Министров СССР, ученые Академии наук, экономисты, психологи. На заседаниях, проходивших на заводе, в состав Клуба был введен генеральный директор объединения В. В. Волков.

Во время заседания члены Клуба участвовали в дискуссиях за «круглым столом» на самые актуальные темы, слушали доклады ученых, отвечали на вопросы различных анкет, что помогало им потом выяснять общее мнение по тем или иным важным народнохозяйственным проблемам. Собираясь в Клубе, руководители лучше узнавали друг друга, заключали деловые договоренности. По предприятию, на базе которого проводилось заседание, обязательно организовывалась деловая экскурсия, после которой шли обсуждения и коллективное консультирование директора — хозяина заседания Клуба. Херсонские корабелы также получили конкретные советы по улучшению организации труда и производства от компетентных руководителей.




 

Лихтеровозы, снабженцы, модернизированные танкеры — на уровень современного судостроения (ч.4) Время перемен (ч.2)