Предисловие




Когда и как у  человека возникла идея создания первого примитивного судна? Как качалось мореплавание? Некоторые считают, что мореплавание качалось с того момента, когда первобытный человек, ухватившись за плывущий ствол дерева, убедился, что этот ствол держит его на воде. Другие говорят, что все началось с того, когда человек заинтересовался плывущим по воде листком с сидящим из нем насекомым. А может быть, желание человека узнать, что же находится за водной преградой — рекой, превратилось в активную попытку достичь противоположного берега?

Древнейшие свидетельства доказали, что морское судоходство и судостроение возникли 10 тысяч лет тому назад. Это произошло до создания письменности, до строительства первых пирамид, до появления повозок, изобретения колеса.

Первое письменное свидетельство о мореплавании было высечено на камне по распоряжению фараона Снофру в 2900 году до н. э.  А во второй половине 4 тысячелетия до н. э. относится первая письменная инструкция по постройке судов. Ее нашли при раскопках Ура — города древних шумеров, жителей Месопотамии. К 2500 году до н. э. относится первое письменное руководство по загрузке судна и уходе за ним. Самыми же древними прямыми свидетельствами судостроения являются находки в Дании и Англии частей весел. Их возраст почти 10 тысяч лет. На севере нынешнего Судана обнаружен один из древнейших рисунков судна, а в Голландии нашли остатки лодки, возраст которой доходит до 6 тысяч лет.

Становится ясно, что древний человек, не имея медных и железных орудий труда, с помощью примитивных неотшлифованных каменных топоров строил большие и малые лодки. Он плавал по рекам, рисковал выходить в море. Лодки того времени выдалбливались из цельного дерева. Такие несложные суда дожили до наших дней, на них и сейчас плавают по рекам и озерам. В 1940 году жители Новой Зеландии — маори — построили из ствола дерева долбленый челн длиной 36 метров. Он имел водоизмещение 20 тонн и на нем располагалось более 70 гребцов.

Очень давно начали сооружать и наборные суда с дощатой обшивкой, В 1952 году в южной части пирамиды Хеопса археологи обнаружили корабль фараона, построенный в 2500 году до н. э. Длина его достигала 43, ширина — 6 метров, водоизмещение — 40 тонн. Ученые собрали его, пропитали консервирующими растворами (в пирамиде он лежал в разобранном виде) и поместили в специальном музее возле пирамиды. Судно состояло из 1224 частей.

В древнем Египте построили и самое большое из созданных до нашей эры судов. Во времена знаменитой египетской царицы Хатшенсут, для того, чтобы от скал Асуана доставить два гранитных обелиска весом по 350 тон и длиной по 29 метров, было построено судно длиной 63 и шириной 21 метр, водоизмещением в полторы тысячи тонн. В египетских гробницах на стенах сохранились записи о сооружении этого судна и рисунки, повествующие о его строительстве и плавании.

Среди большого количества судов, процарапанных на фресках Нимфея (Северное Причерноморье), размером и мастерством изображения выделялось одно: военный корабль — триера (то есть с тремя рядами весел), которое давало полное представление об устройстве кораблей второй половины первого тысячелетия до н. э. На нем были воспроизведены детали его внешнего вида, частично и детали внутреннего устройства, украшений. Корабль как бы шел по волнующемуся морю. Линиями изображались волны. Детально прорисовал древний художник и часть судна, скрытую под водой — его корпус. Корабль в носовой части, имел сильно выступающий вперед таран. Окованный металлом таран был неотъемлемой частью боевых кораблей, начиная от античного времени и вплоть до начала 20 века. Таранный удар, нанесенный в борт вражеского судна, очень часто решал исход боя. Заделать большую пробоину, нанесенную тараном, в условиях боя — практически невозможно. Как правило, такой корабль был обречен на гибель.

Верхняя часть носа корабля была высоко поднята, на ней укреплено украшение в виде скульптурной головы бородатого человека. И на корме находились украшения в виде щита и хвоста петуха.

У кораблей древности для их управления использовались рулевые весла — два весла, по одному с каждого борта у кормы. Поэтому и рулевых на кораблях обычно ставили по два. А если корабль был большой и повернуть весло одному человеку было не под силу, у каждого весла стояло по несколько человек. Их согласованными действиями руководил опытный кормщик, находящийся на корме.

Три ряда весел корабля располагались в шахматном порядке. Вдоль борта в складки было собрано длинное полотно. Им во время шторма или в то время, когда корабль шел под парусами, закрывали отверстия для весел в борту. Очень точно на судне были воспроизведены боевая площадка в носовой части корабля, ряды повешенных к бортам щитов, защищавших команду в бою от стрел, камней и копий противника. На корме располагались небольшие надстройки — помещения для командного состава и пассажиров, в боргах были вырезаны отверстия для трапов, на носу висел якорь.

Корабль древних богато украшался. Для подпорок использовались скульптуры в виде голов лебедей на длинных шеях, голов копей. Древнегреческие корабли обычно имели одну мачту, на которую поднимали большой прямой парус. Очень интересно, что корабль имел имя: в передней части борта, там, где и теперь пишут название судна, большими буквами было написано слово «Итис». Это имя древнегреческой богини, которое в нашем языке звучит как Изида.

Присвоение судну имени — древнейшая традиция корабелов. Каждое судно начинается с имени. У автомобилей, самолетов или ракет имени нет, только номера или клички. Судно — единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении собственное имя. В этом мире собственное имя присваивается только тому, кто имеет индивидуальную историю жизни. Имена кораблям дают очень давно, но, пожалуй, самыми древними именами судов, которые известны нам, являются имена кораблей Древнего Египта, построенные в 1580—1520 годах до н. э., — «Дикий», «Северный», «Явление в Мемфисе».

Археологические находки позволили достаточно точно датировать здание в Нимфее, на стенах которого была нарисована «Изида». Это вторая четверть III века до н.э.  В то время в Боспоре, в состав которого входил Нимфей, правил царь Пернсад II. Во время его правления из Египта на Боспор пришел большой корабль, который и произвел огромное впечатление на боспорцев. Один из них, который отлично рисовал и хорошо знал корабли, сумел изобразить судно, стоявшее из рейде или плывшее но Керченскому проливу из Черного моря.

Греческие мореплаватели относились к своим кораблям как к одушевленным существам. Им казалось, что они наделены даром речи (о чем, например, говорилось в комедии Аристофана «Всадники»), способностью понимать мысли своих корабельщиков (в поэме Гомера «Одиссея») и даже видеть (в трагедии Эсхила «Умоляющие»). На средиземноморском острове Гоцо (близ Мальты) и в наши дни можно увидеть суда местных рыбаков с нарисованными на них человеческими глазами. Это пережиток давних поверий.

Зато в полном смысле слова глазами греческих кораблей признавались Колосс Родосский и Александрийский маяк. Колосс воздвигли в III веке до н. э, у входа в гавань острова Родоса, крупного торгового центра Средиземноморья. 35-метровая статуя Гелиоса — бога Солнца, отлитая из бронзы, не имела световых источников, но виделась издалека. Колосс Родосский просуществовал немногим более полувека, а затем разрушился от сильного землетрясения. Величина этой скульптуры н мастерство изготовления производили на моряков Средиземноморья сильное впечатление.

В 283 году до и. э. на острове Фаросе, при входе в гавань египетской Александрии, закончилось строительство маяка высотой 140 метров. Он состоял из трех поставленных друг на друга башен. Верхняя башня представляла собой громадный стеклянный фонарь, огонь которого моряки видели на расстоянии 100 миль, Для того, чтобы поддерживать пламя, целый караван ослов изо дня в день доставлял на маяк топливо — сухие пальмовые ветки. Александрийский маяк простоял около 1500 лет, пока его также не разрушило землетрясение.

Первые исторические сведения о Черном море дошли до нас от финикиян и греков, бывших, как известно, смелыми и любопытными мореплавателями. К VI веку до н. э. они начали колонизацию берегов Черного моря. До этого древние народы не имели точного представления о нем, считали его закрытым, но благодаря множеству впадающих в него рек якобы пробившим себе выход к Средиземному морю. Поэтому древние называли Черное море «матерью морей».

Пришедшие из спокойных голубых вод своих морей греки встретили на Черном море злые штормы, на его берегах варварские племена, а в его водах (суда тогда плавали вдоль берегов) — диких пиратов: тавров, ахеев, геннохов. Поэтому и назвали море Понтос Аксейнос — Негостеприимное море.

Так называлось оно до времени расцвета греческих городов и колоний на берегах Черноморья. Тогда греки категорически изменили свое мнение о Черном море и стали именовать его Понтос Эвкннос — Благостеприимным. В некоторых источниках его именовали просто Понтом или Понтийским морем.

В подробных описаниях особенностей пути по Понту Эвксипскому, причерноморских земель и народов, их населяющих, античные авторы I века н. э. Феокрит, Сенека и Лукиан отмечали большую роль племен скифов. Поэтому в некоторых источниках можно встретить название — Скифское море.

В IX веке на Черном море появляются русские купцы из Киева, Новгорода и других городов. Название Русское море встречается в летописях IX—XV веков. К этому времени оно отмечено на некоторых картах. Так же именуется Черное море и в арабских источниках. Например, арабский географ аль-Масуди в X веке писал, что никто, кроме русов, не плавал в то время по Русскому морю. Нередко у арабских авторов можно встретить и такое название — Магнум, что означало Большое море.

Завоевания оттоманских турок превратили Черное море в их внутреннее озеро. Они захватили его побережье в ХУ веке и господствовали здесь целое столетие, назвав море Кара-Денгиз, то есть злое, черное. До сих пор ученые высказывают разные гипотезы о происхождении этого имени. Связывают его с темной водой, которая чернеет во время шторма, с «темными народами», населявшими северные и восточные берега — скифами, половцами, печенегами, с тем, что металлические предметы, в частности, якоря, которые поднимали из глубины этого моря, темнели (как оказалось позже, из-за воздействия сероводорода).

Древние народы Азии обозначали страны света определенными цветами: юг — красным, восток — белым или желтым, запад — сине-зеленым. У турок, как и у других восточных народов, север олицетворялся с мраком — там редко показывалось солнце. По отношению к Турции Черное море находилось на севере, поэтому они и назвали его Кара-Денгиз, то есть черное, северное — этим цветом они обозначали север. Пожалуй, это самое вероятное предположение, объясняющее сегодняшнее название Черного моря.




 

Херсонский судостроительный завод Борьба за Северное Причерноморье