Духовные интересы и культурные потребности коллектива




11 июля 1953 года вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты «Судостроитель». В многочисленных томах газетных подшивок спрессована история жизни корабелов Херсонщины. Газетный лист сохранил для нас далеко не все события многолетней давности, но он сохранил главное — живой, непоказной энтузиазм людей, подаривших народному хозяйству целую флотилию первоклассных танкеров, ледоколов, сухогрузов, лихтеровозов. Газета жила и менялась, появлялись новые рубрики и разделы, однако всегда постоянной оставалась активная связь печатного органа с читателем, опора на его мнение. С ним сотрудничали сотни и тысячи авторов.

Первым редактором газеты стал Н. С. Шестаков. Она рождалась с помощью «старожилов» заводской типографии линотиписта В. И. Кисиленко, наборщиков В. С. Ковалевой и С. В. Ляшенко. Газетные страницы проходили перед их глазами от металлических букв набора до готовых экземпляров, отправляющихся к читателям. В разные годы возглавляли «Судостроитель» редакторы М. Д. Жданова, А. А. Филиппов, Л. И. Шишкин, 3. Ф. Васина, Е. С. Филиппов, А. Н. Яицкий, корреспондентами активно сотрудничали А- Е. Куликова, Д. Е. Суровая, В. П. Толмачева, В. Э. Янсон, Н. У. Касьянов, Т. Н. Шадрина, Н. А. Скороход, А. А. Гуськов, Ф. Б. Магинская и другие. В течение многих лет большую работу с внештатным активом редакции вела Л. А. Рослякова. Имя А. И. Тертычного известно всем читателям «Судостроителя», с газетой фотокорреспондент сотрудничает уже десятки лет и каждый его снимок — это строка в биографии коллектива корабелов, это встреча с лучшими людьми завода, это почерк признанного фотомастера.

Ежегодно в мае на заводе проводился смотр стенной печати. Все отделы и цехи представляли на выставку стенные и юмористические газеты. 4 мая 1959 года красный уголок стапельного цеха посетили многие судостроители, они с интересом знакомились с материалами стенной печати. Особенно скапливался народ возле газеты «Стапельщик» (редактор В. В. Плешивцев), выходившей в стапельном цехе, и сатирической газеты «Крокодил» (редактор М. В. Бондаренко), которую выпускал цех секционной сборки. Внимание посетителей привлекало хорошее оформление напечатанных материалов, многообразие тем, отображающих всестороннюю жизнь коллективов. «Стапельщик» раскрыл перед участниками смотра интересные производственные дела людей: здесь и передовые методы труда, и рационализация производства, и успехи, достигнутые бригадами, участками, и жизнь молодежи. В борьбе с недостатками печатное слово также занимало не последнюю роль. На страницах газеты критиковались нерадивые работники, выставлялись требования к мастерам и администрации по урегулированию производственных неувязок и многое другое. Сатирическая газета «Крокодил» отличалась меткими карикатурами, острым словом, вескими фактами. Она являлась активным помощником руководству цеха и общественным организациям в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, прогульщиками, лодырями, бракоделами, пьяницами.

По актуальности поднимавшихся вопросов не уступала «Стапельщику» и стенгазета отдела технического контроля «За качество» (редактор Г. А. Карбовниченко). Всеобщее признание получили сатирическая газета ремонтно-строи-тельного цеха «Фуганок», газеты «Лаборант» — центральной заводской лаборатории (редактор А. Е. Семенченко) и «Корпусник» — сборочно-сварочного цеха (редактор Л. Г. Бондаренко). С одобрением встретили посетители и жюри смотра инициативу работников бюро технологической подготовки производства стапельного цеха, положивших начало выходу стенгазеты «Изобретатель и рационализатор».

С сентября 1951 года на заводе функционирует местное радиовещание. Многие годы передачи заводского радио подготавливались и велись на общественных началах. Рабочие, инженеры, техники и служащие с энтузиазмом отдавали ему свое свободное время. Особенно большая заслуга в становлении радиовещания на заводе принадлежала редактору-общественнику И. Э. Матусевичу.

В 1967 году дирекция завода приняла решение о создании штатной редакции. Первым ее редактором был назначен И. И. Бойко. В передачах заводского радио постоянно рассказывалось о трудовых делах судостроителей, о новостях культурной жизни. Много сделали для улучшения передач местного радиовещания старший мастер отдела технического контроля В. С. Стешенко, мастер этого же отдела А. Я. Юхтман, инженер-нормировщик Р. А. Николаева, комплектовщица стапельного цеха В. И. Трофимова. Большую помощь в организации тематических радиопередач оказывали редакции председатель первичной организации общества «Знание» Б. А. Апетов, врач заводской поликлиники Р. И. Долгая, заведующая библиотекой художественной литературы А. П. Григоренко, инженер отдела технической информации В. П. Савенко. Авторы многих передач — B. Н. Молодченко, М. В. Ильенко, В. К. Деревягин, C. Т. Землякова, И. Г. Загрядский — приносили в студию радиовещания свои материалы, подсказывали новые направления и темы для следующих передач. Так появились рубрики: «На строящихся судах», «О тех, кто рядом с нами», «Поговорим о качестве» и другие темы.

Много слушателей присылали в радио заявки на исполнение любимых мелодий, а коллективы цехов и отделов зачастую обращались с просьбой поздравить товарищей по труду с днем рождения, с уходом на заслуженный отдых. Так много лет тому назад в передачах радиовещания родилась рубрика «Поздравляем юбиляров», в те же годы появилась новая, существующая и поныне, — «Служите, мы вас подождем», в которой рассказывалось о делах призывников, о проводах их на службу в армию, о том, как бывшие судостроители выполняли свой воинский долг.

Много лет успешно функционировали радиошкола экономических знаний «Учись хозяйствовать», бессменным руководителем которой был Б. С. Борисенко, и школа по научному атеизму. Немало труда, очень часто построенного на энтузиазме, вложили в совершенствование работы заводского радиовещания редакторы Г. П. Середкин, Г. Г. Колосовская, В. П. Иванов, А. П. Марущак, Н. А. Скороход, Л. В. Марченко.

Большую воспитательную работу за все годы существования предприятия проводили заводские библиотеки художественной литературы и технической книги. Созданная вместе с рождением верфи библиотека постепенно увеличивала свой книжный фонд и уже к концу 50-х годов располагала более 20 тысячами экземпляров политической, художественной и технической литературы. Неуклонно росло и количество постоянных читателей основной библиотеки, не считая тех, которые пользовались книгами в нескольких цеховых передвижных филиалах. Значительно расширилась деятельность библиотеки и увеличился приток посетителей в нее, когда на заводе оборудовали читальный зал. В обеденный перерыв и после трудового дня здесь всегда становилось людно. Работники завода приходили провести свой досуг за свежей газетой, журналом или получить справку о нужной литературе по интересующему вопросу. В библиотеке нередко проводились читательские конференции, одной из основных целей которых было приобщение людей к чтению книги, помочь каждому понять богатство, раскрытое на ее страницах. В библиотеке каждый читатель мог найти материалы из различных областей знаний и искусства, поручить художественную литературу. В ней функционировал справочно-библиографический аппарат, были составлены каталоги, тематические картотеки. К концу 80-х годов только профсоюзная библиотека художественной литературы насчитывала свыше 46 тысяч томов, читательский состав достиг пяти тысяч человек. Было создано два библиотечных пункта и около двадцати передвижных библиотек в цехах.

Большим авторитетом пользовались работники библиотек А. П. Григоренко, М Г. Лозян, Л. В. Тодавчич, В. Д. Карунос, Н. П. Шпак. Но особую признательность читателей заслужила библиотекарь Е. А. Быстрова, много лет проработавшая в технической библиотеке. Она хорошо знала книжный фонд, была чутким, доброжелательным человеком. Особенно это чувствовали учащиеся заочных и вечерних учебных заведений. Если кто-то не знал наименование книги, то стоило только назвать отрасль, как Быстрова сейчас же находила нужную книгу.

В декабре 1958 года на заводе была создана добровольная народная дружина. За короткое время заводские дружинники сделали много полезных дел по наведению порядка на своих участках, хорошо зарекомендовали себя среди населения города. Вот один из примеров деятельности заводских дружинников. ...Городской автобус шел по своему маршруту. Пассажиры мирно беседовали друг с другом. Но вот на одной из' остановок в автобус ввалился с залихватским видом молодой человек, явно подвыпивший. Расталкивая пассажиров, он пренебрежительно дерзко отвечал на замечания. Никому не хотелось связываться с грубияном, отпускающим направо и налево нецензурные слова.

— Прекратите безобразничать! — послышался с заднего сидения волевой, громкий голос. Это оказался дружинник судостроительного завода В.М. Самофалов. Хулиган не унимался. Тогда Владимир, при одобрении всех пассажиров, заставил сойти нарушителя общественного порядка на следующей остановке...

Таких людей на заводе, которые добровольно вступали в ряды блюстителей порядка, становилось все больше и больше. Если при создании дружины она насчитывала в своих рядах всего лишь 80 человек, то через год их число увеличилось до 200. К дружинникам люди обращались по любым вопросам. Как-то в штаб дружины явился совсем маленький посетитель, мальчик дошкольного возраста. Он рассказал дядям с красными повязками на рукаве о том, что на улице увидел «чужого хлопчика», который не знает, где его дом. Дружинники заинтересовались таким сообщением и вскоре «хлопчика» нашли. Оказалось, что Ваню Корнейчука из села Токаревки мать послала на Днепр к отцу, ловившему там рыбу. Долго ходил Ваня вдоль берега, но отца не нашел и, наконец, заблудился. В это время родители с ног сбились, разыскивая Ваню. Нельзя описать радости отца и матери, когда их пропавшего сына дружинники привезли в Токаревку на «Москвиче».

Впоследствии численность дружинников завода достигла более 3 тысяч человек. Большая заслуга в организации ее работы принадлежала В. И. Петрову, А. А. Нецецкому, Е. Ф. Яровому, А. А. Безгодову и другим работникам, в разные годы возглавлявшим штабы дружины и ее опорные пункты. Хорошие, полезные дела для общества делали дружинники судостроительного завода, и этим гордился его коллектив.

23 июня 1953 года постановлением облисполкома при Херсонском судостроительном заводе была создана вечерняя средняя школа № 8. Здесь без отрыва от производства могли получить среднее образование молодые рабочие. Ведь многие из них прервали свое образование с связи с войной и не смогли продолжить его в дневной школе. Заводская вечерняя школа объявила набор в 5—10-е классы и сразу же в нее записалось около двухсот юношей и девушек. Те, кто не имел документов об образовании, сдавали вступительные экзамены, для подготовки к которым школа организовывала консультации.

В первом выпускном году 25 молодых рабочих успешно закончили 10-й класс и получили аттестаты зрелости. Среди них — А. А. Шелестенко, Л. Я. Артеменко, П. В. Бондаренко, М. Т. Ковтун. В. А.Середа, Л. Я. Кнуренко. В 1955 году уже тридцати одному производственнику вручили аттестаты зрелости. Их получили В. М. Безуглов, С. С. Смыковский, П. Р. Оншцук и другие. В школе подобрался опытный учительский коллектив: А. Я. Коваленко, П. М. Львова, С. Ю. Юрковский, А. Л. Раппепорт, которые работали в ней со дня открытия. Много сил и энергии отдали для обучения и воспитания молодежи учителя Р. Е. Рухман, Н. Н. Король, Е. М. Зарудина, О. С. Аркушева, Ю. И. Барбатькова, Е. К. Коляда.

Получение рабочими среднего образования благоприятно сказывалось на уровне профессионального мастерства, а значит, и на повышении производительности труда. Кроме того, выпускники школы рабочей молодежи впоследствии с успехом обучались в высших учебных заведениях, в частности, в Николаевском кораблестроительном институте и его филиале в Херсоне.

В начале восьмидесятых годов школа уже проводила набор только в 9—11-е классы, так как работающих на заводе с неполным средним образованием почти не осталось. В дальнейшем, когда количество желающих учиться в школе значительно сократилось, а профессионально-техническое училище перешло на подготовку специалистов со средним образованием, школа рабочей молодежи при Херсонском судостроительном заводе прекратила свое существование.

В первые годы становления завода рабочие кадры судостроителей готовили разбросанные по всему городу мастерские. Приказом министра транспортного и тяжелого машиностроения, изданным в сентябре 1953 года, директор Херсонского судостроительного завода обязывался обеспечить окончание строительства здания и ввод в эксплуатацию школы фабрично-заводского обучения, которая создавалась на базе завода. В декабре 1953 года все мастерские были сведены в единую школу ФЗО, что положило, таким образом, начало создания базы подготовки рабочих кадров херсонских корабелов—нынешнего профессионально-технического училища.

В первые годы ФЗО-5 было небольшой школой со слабой учебно-материальной базой. Принимали в ФЗО молодежь с 5—7-классным образованием и учили по курсовой системе в течение 6—10 месяцев различным рабочим профессиям для судостроения.

В 1962 году школы ФЗО были реорганизованы в профессионально-технические училища и подготовка в них рабочих кадров предусматривалась на базе 8—11 классов. Срок обучения определялся в зависимости от сложности выбранной специальности. Школа ФЗО-5 также преобразовалась в городское профессионально-техническое училище — ГПТУ-5.

Только за первые два года училище подготовили свыше тысячи рабочих, из них 700 человек стали работать непосредственно на судостроительном предприятии. Отлично закончили учебу А. А. Коваленко, Л. А. Ломоносов, Е. И. Степанов, В. А. Хромов, С. И. Грек, В. А. Штефан, Г. Н. Рудь, В. П. Сильчик. Многие из выпускников, успешно работая по своим специальностям, продолжали повышать свое образование и квалификацию. Так, Н. Ф. Чубатюк — технолог трубогибочного цеха — окончил вечерний технологический институт, В. А. Кожан — работал бригадиром в монтажном цехе, стал мастером, окончил вечерний судомеханический техникум, Г. С. Безуглый — работал мастером в училище, И. Н. Акимов—окончил технологический институт, стал преподавателем.

Среди первых преподавателей и мастеров в профессионально-техническом училище работали А. А. Берлизов, В. В. Соколов, Т. В. Дьячкова, П. Ф. Калина, В. К. Крылов, Г. Г. Галеев, С. П. Нижник, К. С. Грец. После перевода ФЗО в профессиональное училище в него пришли новые квалифицированные наставники: В. А. Черепаха, П. Г. Феденко, Д. М. Крючок и другие.

Торжественно проводился на заводе ритуал посвящения в рабочие. Обычно это происходило во Дворце культуры судостроителей, который в такие дни широко распахивал двери для гостей, выпускников училища, их родителей, преподавателей, представителей завода. Занимались места в зале и в президиуме, звучала музыка. Обычно со вступительным словом выступал директор училища, дававший напутствия выпускникам, после чего начиналась их передача представителям цехов, которые, в свою очередь, поздравляли молодых рабочих, входивших в новые трудовые коллективы, принимали их в свои дружные семьи. Лучшим учащимся, окончившим училище на отлично, вручались аттестаты с отличием. За хорошее поведение, отличную учебу многие выпускники получали памятные подарки, грамоты. Чествовали также отличившихся преподавателей и мастеров производственного обучения.

Учащиеся профессионально-технического училища имели хорошую перспективу роста. Наряду с учебой по специальности они получали возможность заниматься на подготовительных курсах для поступления в институт, а закончившие ГПТУ с отличием и имевшие среднее образование могли поступать в любое высшее учебное заведение или техникум, не отрабатывая установленный срок на заводе. Начиная с 1984 года в училище, в качестве эксперимента, ввели новую льготу. Тем, кто поступал в него по специальности сборщика корпусов металлических судов или электросварщика с образованием 10 классов, предоставлялось право одновременно сдавать экзамены на вечернее отделение Херсонского филиала Николаевского кораблестроительного института. Это стало возможным после заключения договора о трудовом сотрудничестве между училищем и кораблестроительным институтом.

За годы существования училища постоянно укреплялась его материально-техническая база, увеличивалось количество учебных кабинетов, оснащенных наглядными пособиями, телевизорами, магнитофонами, компьютерами и другими техническими средствами обучения. Библиотека уже насчитывала свыше 30 тысяч томов учебной, художественной и технической литературы.

В 1980 году руководство предприятия приняло решение о строительстве нового комплекса училища, так как старое здание уже не удовлетворяло растущих потребностей завода в квалифицированных кадрах, требовалось обновить учебную и техническую базу училища. Планом строительства, на которое выделялись необходимые финансовые и материальные средства, предусматривалось создание учебного комплекса на 1200 мест. В 1982 году строители сдали в эксплуатацию учебный корпус, оснащенный современным оборудованием, в 1983 году завершили строительство общественно-бытового корпуса. В последующие годы были введены в строй учебно-производственные мастерские и девятиэтажные общежития для учащихся, преподавательского и мастерского состава. Для улучшения прохождения практики будущими молодыми рабочими в учебном цехе завода организовали сборочно-достроечный участок, а затем оборудовали новый — сборочно-сварочный.

За годы своего существования профессионально-техническое училище, к названию которого в 1984 году добавилось слово среднее, так как учебное заведение стало давать не только профессиональное, но и образование по программе средней школы, подготовило тысячи рабочих основных судостроительных профессий. Оно в полном смысле слова стало базовым, настоящей школой подготовки рабочих кадров для верфи. Молодая смена практиковалась сначала в цехах предприятия, после чего приходила работать непосредственно на производство.

Многие вышедшие из стен училища молодые ребята стали впоследствии кадровыми работниками, заслуженными, авторитетными людьми в трудовых коллективах, бригадирами, мастерами, организаторами производства. Большим уважением пользовались выпускники училища М. Д. Микитин, В. Р. Аудерский, В. И. Разновский, Б. И. Доценко, Д. С. Дудченко, В. С. Бондаренко, Г. Ф. Кабак, В. Г. Мазун, Н. К. Кулаковский, А. И. Дикий и многие другие. В разные годы в училище трудились, кроме тех, которые уже упоминались, замечательные воспитатели, мастера, наставники: А. И. Москаленко, Д. Т. Матвиенко, О. Г. Бабич, И. Г. Труба, Л. И. Авраменков, А. Н. Мусиенко, Е. Р. Сандировский, руководители училища В. А. Привалов, О. А. Чимбирь, А. Г. Осокин.

В 1967 году семья высших учебных заведений Херсона пополнилась еще одним. Им стал филиал Николаевского кораблестроительного института имени адмирала С. О. Макарова. 3 октября в присутствии представителей общественности города, работников завода и первых студентов ректор института В. Ф. Заботин перерезал алую ленту. Раздался первый звонок, право произвести который предоставили электросварщику корпусного цеха Н. Н. Гаврику. Звонок возвестил о начале занятий в только что родившемся высшем учебном заведении, созданном на базе Херсонского судостроительного завода. На первый курс было принято 150 студентов на факультеты «Судостроение и судоремонт», «Судовые и силовые установки», «Оборудование и технология сварочного производства».

В июне 1973 года состоялся первый выпуск инженеров кораблестроительного института. За эти годы в филиале были созданы новые лаборатории, укреплена учебная база, подобран квалифицированный преподавательский состав, отработан учебный и воспитательный процессы. Первая защита дипломов перед государственной экзаменационной комиссией показала, что студенты за прошедшие годы получили глубокие теоретические знания. Все представленные для защиты работы отражали серьезность подхода дипломников к разработке тем. Большинство работ посвящалось решению таких вопросов, которые являлись актуальными для судостроительных участков и цехов, они могли рекомендоваться для внедрения в производство. Творчески поработали над своими проектами бывшие студенты Б. В. Рыжков, Н. Т. Лобода, В. М. Голосов, В. В. Шесточенко, В. И. Наволокин, а студенты В. М. Дарда, Н. И. Гасюк, П. Н. Восколович, С. Е. Левит, М. И. Шепель, Н. Т. Оноприенко выполнили дипломные работы, связанные с решением научно-исследовательских и методических вопросов. Среди первых преподавателей, которые помогали студентам приобретать знания, активно работали В. В. Щедролосев, Г. П. Величенко, В. И. Кузьмин, А. Д. Епифанов, В. Н. Константинов, Е. Т. Бурдун, В. Ю. Горячкин, Н. В. Стеценко, А. С. Бадаев, Н. К. Малая, А. Д. Розмарица и другие.

Опытный коллектив Херсонского филиала Николаевского кораблестроительного института — это 36 штатных преподавателей, из которых 17 имеют ученые степени. Учебное заведение располагает 18 лабораториями, 4 кабинетами, 3 специализированными учебными аудиториями, оснащенными приборами, оборудованием, техническими средствами обучения, соответствующими современным требованиям высшей школы.

В 1988 году Херсонский филиал Николаевского кораблестроительного института им. С. О. Макарова впервые объявил набор студентов на дневное отделение по специальностям: кораблестроение, проектирование и монтаж судовых энергетических установок, проектирование и производство судового энергетического оборудования, техника и физика низких температур, оборудование и технология сварочного производства. Первые два года студенты должны обучаться в Херсонском филиале, затем переводиться для продолжения обучения в Николаевский кораблестроительный институт.

С 1953 года в коллективе Херсонского судостроительного завода постепенно налаживалась и организационно оформлялась культурная жизнь. В сентябре состоялись первые занятия драматического к хорового кружков, на которые пришли многие рабочие и служащие завода. Хоровой кружок разучивал песню композитора Туликова «Мы за мир», драматический кружок готовил к постановке пьесу «Капитан в отставке». Конечно, в то время для работы кружков художественной самодеятельности еще не были созданы необходимые условия: отсутствовали постоянные помещения для репетиций и занятий, не хватало музыкальных инструментов и материалов для декораций и костюмов.

Накануне нового года коллектив художественной самодеятельности завода подготовил концерт, в программе которого были украинские и русские народные песни, художественное чтение и танцы. Участник художественной самодеятельности В. М. Сулимов замечательно прочел отрывок из поэмы Маяковского и басню Михалкова «Заяц во хмелю», с исключительным вниманием присутствующие прослушали частушки на местные темы в исполнении А. К. Ерухимовича и Н. А. Тесленко. Г. Н. Ильченко и М. М. Бурцова исполнили песню «Пшеница золотая», одобрение всех зрителей вызвали мастерски исполненные пляски В. Н. Беляковым.

Активно работали кружки художественной самодеятельности в цехе секционной сборки, которые организовали молодые работники И. И. Клименко, Л. И. Решельевская, С. С. Колот. Репертуар кружков отличался большим разнообразием и состоял из песен, плясок, декламации небольших драматических номеров.

В целях популяризации художественной самодеятельности среди рабочих и служащих, активизации работы кружков и, самое главное, организации цеховых коллективов художественной самодеятельности и концертных бригад, на заводе ежегодно проводились смотры по различным жанрам. Право на участие в смотрах предоставлялось всем цехам и отделам завода. Создавали цеховые коллективы их активисты при участии руководителей заводских кружков и специалистов A. П. Писаренко, М. Ю. Бакалинского, Л. И. Малинского, B. П. Слуцкого, И. К. Руденко, В. Е. Каплана, которые посещали репетиции и давали консультации. Особенно активно проявляли свои таланты в смотрах цехи секционной сборки, монтажного, деревообрабатывающего. Вспомогательные цехи и отделы выступали объединенными группами. Коллективы и индивидуальные исполнители, занимавшие первые места в смотре, получали переходящие призы, грамоты и ценные подарки.

Коллектив художественной самодеятельности завода постепенно рос и пополнялся новыми талантами. В мае 1959 года он принял участие в городском смотре. Высокую оценку получило выступление на нем хоровой группы, руководитель которой М. Ю. Бакалинский сумел добиться хорошей слаженности и красивого звучания хора. Особенно хорошо хор исполнил украинскую народную песню «Ганзя» и русскую народную песню «Над полями, да над чистыми» с солисткой Л. И. Трофимовой.

Заслуженного успеха добился на смотре эстрадный оркестр под руководством Д. П. Фабрицкого, а также танцевальный коллектив, который готовил Л. И. Малинский. Красиво и музыкально прозвучал вокальный квартет в составе Л. И. Трофимовой, А. Г. Терещенко, Т. И. Сечкорук и Н. К. Тенищевой. Художественное чтение представляли номера в исполнении И. И. Руденко и Р. А. Николаевой. Весело и мастерски вели программу и выступали с юмористическими куплетами на заводские и городские темы И. К. Руденко и В. Е. Каплан.

Популярность коллективов художественной самодеятельности херсонских корабелов постоянно росла. Вскоре он стал желанным гостем не только на предприятиях Херсона. Первый визит самодеятельная группа нанесла Николаеву, городу судостроителей и моряков. С восторгом встретили николаевцы звучание хоровой капеллы, танцы ансамбля, заразительно смеялись, слушая сатирические куплеты, бурными аплодисментами сопровождали выступления солистов вокального и инструментального квартетов. На второй день пребывания в Николаеве художественный коллектив завода выступил в Доме культуры жилпоселка николаевских судостроителей. Концерт прошел с большим успехом и зрительный зал не смог вместить всех желающих.

В августе 1960 года эстрадный ансамбль судостроительного завода был приглашен с концертом дружбы в город Батуми Аджарской автономной республики Грузии. Десять дней провел в Аджарии ансамбль, дав несколько концертов на судостроительном, машиностроительном и нефтеперерабатывающем заводах и в Кобулетском районном Доме культуры. Республиканский Дом народного творчества Аджарии наградил ансамбль Херсонского судостроительного завода Почетной грамотой.

Заботясь о культурном отдыхе рабочих завода, дирекция и заводской комитет профсоюза добились передачи здания, и территории бывшего областного музыкально-драматического театра, который находился но улице им. Ленина, судостроительному заводу. После завершения реконструкции, 25 октября 1962 года, Дворец культуры судостроителей открылся для эксплуатации. Художественные коллективы получили прекрасную базу для творческой работы, увеличения количества кружков, секций, клубов по интересам, развития детского творчества. Коллектив завода получил возможность проводить общественно-массовые мероприятия, па которых требовалось присутствие большого количества участников: зал дворца вмещал около 800 человек. Дворец культуры и его творческие коллективы становились основой для активного формирования духовных интересов и культурных потребностей работников завода, организации их досуга и рационального использования свободного времени. Много сделали для этого первый директор Дворца Л. И. Малинский и руководившие впоследствии его коллективом С. А. Пономарева, А. М. Кардивар, Р. А. Алисова, А. Д. Окороков.




 

Поиск, инициатива, творчество Духовные интересы и культурные потребности коллектива (продолжение)