40-летний юбилей




12 октября 1991 года головной завод Херсонского судостроительного производственного объединения отметил свое сорокалетие. У каждого корабела есть свой особый год, памятная, знаменательная дата. Одни вспоминают, как впервые появились на стапеле, другие — в цехе расконсервации главных двигателей, третьи — как провели первый сварной шов. И все одинаково чувствовали себя строителями океанского гиганта, отдавая ему частицу своей души, опыт, любовь, а одновременно и терпеливость к различным несогласованностям, и даже смелость, отстаивая свои рабочие права...

И вот кульминационный момент — спуск судна на воду. На заводе бурлит праздник, но самый большой праздник в сердце корабела, потому что он активнейший участник в создании судна. Работа завершена, он расслабляется и в этот момент неожиданно вспоминает месяцы напряжения, недели собранности и тот день, когда впервые в бригаде, впервые в цехе, впервые на заводе...

А вспомнить каждому есть что. Это так просто сейчас: судно на воде, у достроечной набережной. А тогда, когда еще отсутствовала техника и вся электросварка велась вручную, сколько необходимо было приложить сил, ума! Ведь на первых судах среднего водоизмещения прокладывалось свыше 120 километров сварных швов.

...Вспомним год 1951. Проходная завода — неказистые деревянные ворота. ЦКБ «Вымпел» уже спроектировало для будущей верфи несамоходную баржу. Начали «лепить» стапель из металлических и деревянных брусьев для будущего судна. А на примитивном плазе Е. И. Кравченко изготовил шаблоны и макеты для секций. Чертежи делал Г. И. Червяков. Появились первые квалифицированные кадры: М. П. Филиппович, Н. М. Лобунский, В. И. Скляров, В. Г. Венгеренко, А. А. Вычегжанин, П. И. Лихман и другие. На день закладки первой баржи, а состоялась она 15 июля, на заводе насчитывалось всего около 150 человек. Строили баржу с помощью железнодорожного крана. Собирали сначала наружную обшивку, к ней приваривали ребра жесткости, а уж потом ставили насыщение. И вот, наконец, настал день спуска! Метод спуска самый примитивный — на наклонных салазках, выполненных из прочного дерева.

В тот день стояла сырая и ветреная погода. Намокшие салазки пришлось сушить. Для этой цели изготовили две большие металлические жаровни, раздули в них огонь и, перемещая их, сушили салазки. С помощью домкратов посадили баржу на деревянные «рельсы». Всем процессом руководили И. Н. Собин, Е. А. Манжула и Е. И. Бухтияров, а сборкой корпуса М. А. Горшков и П. М. Филиппович. На корме у флагштока остался Н. В. Мельников из монтажного цеха. Он поднял государственный флаг, символизируя важность события и начало трудовой эры нового предприятия. Это было 12 октября 1951 года...

В честь сорокалетия завода предусматривалась большая программа празднования: репортажи о предприятии по областному телевидению и радио, специальные выпуски многотиражной газеты и заводского радио, спортивные соревнования среди корабелов, творческие отчеты самодеятельных коллективов в цехах и завершение праздника — вечер во Дворце культуры судостроителей.

Театрализованный праздник во Дворце собрал много зрителей, участников, гостей. Поздравить судостроителей пришли председатель областного Совета народных депутатов М. М. Кушнеренко, президент корпорации судостроителей Украины Ю. Т. Каменецкий, представители Черноморского пароходства, родственных предприятий Николаева. Поздравили херсонцев партнеры из зарубежных фирм, подарили сувениры. Все желающие даже не смогли поздравить со сцены, иначе вечер затянулся бы до бесконечности.

Почетным гостем праздника пригласили В. Ф. Заботина, руководившего предприятием в качестве главного инженера и генерального директора объединения более тридцати лет. Всеволоду Федоровичу вручили с памятными подарками и грамоту, сообщавшую о том, что он назначен «почетным атаманом корабелов Таврии».

В тот день чествовали ветеранов труда, чья жизнь на многие годы связалась с Херсонским судостроительным заводом, кто являлся свидетелем рождения верфи, строил первые баржи, первые танкеры.

По приказу генерального директора большой группе ветеранов было присвоено звание «Ветеран труда объединения». Некоторые фамилии работников завода прозвучали на вечере во множественном числе. Дело в том, что старшие члены семей начинали свои трудовые биографии на заводе в давние пятидесятые годы, а затем сюда приходили их дети, внуки. Передать мастерство, опыт молодым, повторить себя в учениках — об этом мечтает, наверное, каждый рабочий-наставник, преданный своему делу. Но наивысшую радость испытывает тот, кто любовь к труду, к избранной профессии передает своему следующему поколению. Создание рабочих династий стало примечательным явлением у херсонских судостроителей. Корабелам уже хорошо известны рабочие династии Андрийцов, Омельченко, Кирюхиных, Теленг, Троциков.

Почти 40 лет трудится в монтажно-достроечном цехе старший мастер В. К. Губа. Крепкими узами с заводом связана вся его семья: в монтажном цехе работает его жена, в отделе главного технолога — дочь, вместе с ним в одном цехе работают сын и зять.

Хорошо, известна на заводе династия Шульгиных. В. Г. Шульгина пришла на завод в 1951 году (тогда еще Басинова), стала отличной разметчицей. Ее муж трудился в инструментальном цехе, возглавлял бригаду термистов. Их дочь Татьяна со школы пришла к маме в бригаду, на заводе встретила свою судьбу, с мужем И. Михальченко воспитывают двоих детей. Их сын Сережа до призыва в армию работал судосборщиком в стапельном цехе, написал письмо, что обязательно вернется в свою бригаду.

Около сорока лет отдал достроечному цеху электросварщик В. Ф. Кириченко. По стопам отца пошла дочь Лариса, работающая в ЦКБ «Изумруд», и сын Сергей, столяр цеха товаров народного потребления.

В тот субботний день пришли поздравить взрослых малыши, воспитанники одного из первых заводских детсадов. Этот детсад был ненамного моложе завода. Еще один именинник принимал участие в проведении вечера — духовой оркестр корабелов, которому уже исполнилось сорок, он родился на заводе в первый же год.

Для гостей выступали в течение всего праздника участницы народного вокального ансамбля «Славутянка» — самого молодого творческого коллектива объединения, юные танцовщицы ансамбля «Искра», один из старейших коллективов завода -— заслуженный ансамбль танца Украины «Свитанок». Кроме подарков в виде танцев и песен, был преподнесен всем ветеранам еще один сюрприз — большой праздничный торт с сорока свечами, которые они дружно погасили, чтобы еще много лет жил, не старел-завод.

В фойе Дворца демонстрировалась выставка народного творчества — изделия работников объединения. Чего там только не было! Чеканка, фото, инкрустация, вышивка, плетение, соломка, картины. Авторам лучших работ тут же, на вечере, вручались дипломы и денежные премии.

Трудно за один вечер вспомнить всю историю завода, назвать всех первых его работников, хотя торжественное мероприятие шло не один час. Сорок лет вместили в себя многое, это биография людей и построенных ими судов, которые можно встретить во всех уголках планеты. И хочется надеяться, что еще много впереди будет новых совершенных проектов. Не случайно рефреном торжественного вечера звучали слова: «...Раз живут на земле корабелы, значит быть, значит плыть кораблям!»

Поздравительные телеграммы в честь сорокалетнего юбилея в адрес коллектива Херсонского судостроительного завода пришли от многих предприятий и организаций, с которыми он поддерживал деловые связи и дружественные контакты. Среди них: Николаевский судостроительный завод «Океан», фирма «Судотранспорт», Петербургское производственное объединение «Балтийский завод», ЦКБ «Вымпел» из Нижнего Новгорода, Ленинградское Адмиралтейское объединение, моряки Мурманского морского пароходства, Министерство морского флота, Севастопольский судостроительно-судоремонтный завод, судостроительный завод «Северная верфь». Поздравления в адрес завода пришли от многих зарубежных фирм и компаний, а также от частных лиц, сотрудничавших в разное время с херсонским предприятием.

В день, когда коллектив отмечал сорокалетие своей истории, необходимо назвать и тех специалистов, руководителей отделов, цехов, строителей, которые в течение многих лет определяли техническую, экономическую и кадровую политику завода, и тех, кто еще продолжает трудиться на различных ответственных должностях. Среди них главный инженер объединения Ф. М. Багненко, заместители генерального директора В. Н. Трубач, Н. Н. Спивак, М. С. Рожин, В. А. Ковальский, Н. С. Яблоцовский, А. И. Собин, А. Г. Грищенко, Н. И. Триголосов, JI. А. Поливко, В. А. Войтенко, Б. К. Эмеретли, К. В. Базилевич, С. И. Путилов, Г. И. Турченков, Ю. Н. Головатюк, А. Е. Пасечный, заместители главного инженера Б. Н. Морданенко, К. А. Васильев, В. К. Бабяр, И. П. Солдатов, В. А. Усик, Н. П. Громадский, главные специалисты Г. И. Червяков, В. Н. Сыров, В. В. Лучинский, В. Ф. Жирный, Б. В. Гудзь, И. Н. Гаранько, Ю. С. Филиппов, Ю. А. Корягин, И. А. Солоров, начальники отделов А. И. Лебедев, В. П. Власов, А. И. Стручалин, А. И. Левицкий, В. Н. Морданенко, Б. И. Борисов, В. М. Лиховид, А. Ф. Попов, М. И. Пак, Н. А. Антонюк, С. Ф. Дмитрук, Ю. Л. Коржов, Н. X. Калиш, Л. Ф. Кашанская, А. Я. Кошевенко, И. С. Вейцблит, Б. И. Зеливянский, начальники специализированных производств Б. Д. Прибытков, П. И. Койфман, начальники ведущих производственных цехов Р. И. Им-шеницкий, И. А. Павлов, С. Н. Андреев, В. В. Галаган, Б. И. Доценко, В. М. Хриченко, В. Н. Пелых, Г. И. Сиганевич, В. В. Балаганов, Н. А. Шпак, В. М. Богомолов, А. И. Муравский, В. Н. Антипенко, П. В. Щербань, Е. И. Пономаренко, Н. В. Мозговой, А. П. Чепурной, В. С. Клюев, П. П. Швецов, В. В. Заседателев, Ф. И. Фадеев, В. А. Кузьменко, А. Т. Пыткин, В. T. Дурнов, Н. Г. Сиденко, Л. И. Кац, В. И. Новиков, И. Я. Бычков, С. И. Войчек, Н. В. Висовин, В. А. Астионенко, А. А. Бандурко и много других руководителей.

Трудна и ответственна должность старшего строителя судна. Как дирижер оркестра следит за каждым исполнителем, так и старший строитель следит за всеми, участвующими в постройке судна. А на его строительстве заняты тысячи человек самых разных специальностей. Всего сорок самоотверженных инженеров-строителей выступали в качестве таких руководителей. Среди них Ю. П. Зайцев, под руководством которого было построено 25 судов различных типов, по 17 судов построили П. И. Рабочих И В. А. Абатуров, больше десятка теплоходов на счету Л. Н. Коршуна, Е. Д. Крыжановского, Л. С. Сидорюка, В. Т. Пилипенко, В. М. Шилнна, Б. С. Запорожца, В. К. Пацукова. Большой вклад в строительство судов внесли старшие строители II. Д. Орлов, П. А. Мартынов, Н. Г. Смоленченко, Г. В. Косаревич, В. Г. Поляков, А. И. Мельниченко, А. А. Копылов, В. А. Капленко, Н. Н. Спивак и другие.

С особой теплотой хочется назвать председателей заводского комитета профсоюза Б. Н. Морданенко, И. И. Гранько, В. И. Склярова, В. И. Бойченко, Г. Г. Ляхова, приложивших много сил и энергии для решения разнообразных социальных вопросов судостроителей.




 

Время перемен (ч.3) По фарватеру рынка