Вторые профессии




В феврале 1955 года, после опубликования постановления правительства «Об увеличении производства продуктов животноводства», заводу в срочном порядке было поручено изготовить несколько тысяч натяжных станций для высева кукурузы квадратно-гнездовым способом. Хотя этот заказ в значительной степени тормозил выполнение основной сдаточной программы завода по судостроению и многие руководители цехов часто, в случае невыполнения заданий по своим работам, ссылались на большие объемы сельскохозяйственных заказов, тем не менее, на предприятии в короткие сроки спроектировали и изготовили оснастку, необходимую для массового изготовления станций, в достроечном цехе оборудовали специальные стенды, обучили кадры рабочих и инженеров. Ценную инициативу проявил при изготовлении тросов для натяжных станций бригадир слесарей-достройщиков П. Г. Шевченко, который усовершенствовал их изготовление и повысил производительность в 2—3 раза, высокой выработки на штамповке шайб добились бригады А. Ф. Гриба и Н. М. Каляки, на изготовлении барабанов — бригада А. Т. Туркача. Задание завод выполнил в срок и в конце апреля 4900 комплектов натяжных станций отправил в село.

В июне 1955 года коллектив завода получил заказ на изготовление рядовой жатки и принял обязательство к 5 июля изготовить полторы тысячи штук. На первых порах не все ладилось с их изготовлением. Медленно шла перестройка работы по сменам в цехах металлообрабатывающем и секционной сборки, со срывом сроков собирал и сваривал лафеты цех секционной сборки. Поэтому на 23 июня на заводе их собрали только 400 штук вместо 1200 по плану. Планово-производственный отдел плохо координировал работы цехов: стапельный цех, где сконцентрировалось основное число сварщиков, в выполнении заказа не участвовал, а цех секционной сборки не мог обеспечить работу из-за нехватки электросварщиков.

К выполнению сельхоззаказов были привлечены лучшие бригады достроечного цеха, возглавляемые Н. П. Татарченко, Д. К. Юровым, фрезеровщики инструментально-механического цеха И. Д. Силяев и В. Д. Колесников. Большую долю труда в общий успех вложили бригада прессрезчиков И. И. Форощука, гибщик И. И. Люльченко, участки старших мастеров И. В. Савина и А. Г. Кулебяева цеха металлообработки. К 5 июля 1955 года заказ по изготовлению жаток завод выполнил.

Необходимо отметить, что первые заказы по выполнению изделий для сельского хозяйства завод получил еще в марте 1954 года. Металлообрабатывающий цех, начальником которого был в то время В. П. Рудяк, изготовил партию натяжных станций для картофелесажалок. Участие в их комплектации принимал и инструментально-механический цех, где особенно хорошо отнеслись к выполнению заказа токари И. Н. Дорошенко и С. С. Пискуров, расточник А. А. Крутьков, слесари М. Д. Рябченко и А. А. Колодочка, токарь С. И. Шатохина.

Коллектив предприятия и впоследствии выполнял заказы для сельского хозяйства. В феврале 1961 года заводу поручили изготовить 4 тысячи комплектов узлов рам и элеваторов для очистителей кукурузных початков, причем с первых чисел марта цехам планировалось ежесуточно отправлять по 40 комплектов рам одному из заводов Херсонского совнархоза, где собирались указанные агрегаты. Для решения этой задачи на заводе подготовили участки в стапельном и достроечном цехах, которым предстояло выполнять основной объем работ по изготовлению рам и элеваторов. Освоением новых изделий в стапельном цехе занялась комплексная бригада под руководством Н. П. Бешенцева. Много творческой смекалки приложили при выполнении работ члены бригады С. П. Карпунков, Р. Е. Зецер, И. Я. Ярыга. В апреле они уже взяли необходимый темп работ.

В июне 1961 года руководство Херсонского совнархоза поручило заводу изготовить прицепы кукурузоуборочных комбайнов в кооперации с заводом им. Петровского, выпускавшим указанные комбайны. В июне и июле судостроительный завод выполнил свое задание, но это стоило огромного напряжения сил, так как пришлось в короткий срок изготовить оснастку, завезти металл и освоить производство прицепов. Однако в августе, когда предприятие обязывалось передать комбайновому заводу 1300 прицепов, начались неувязки, в результате которых судостроители не полностью обеспечили петровчан нужным количеством прицепов. Основная вина в этом ложилась на достроечный цех. Только организовав работу в третью смену, цех смог исправить положение.

В августе 1962 года завод получил заказ на изготовление дрожжевателей-смесителей грубых кормов для животноводческих ферм Херсонской области. Для сборки и сварки корпусов и смесителей в достроечном цехе оборудовали специальный участок. Бригада слесарей В. С. Гансировского быстро освоила изготовление изделий. Слесари Н. П. Оськин, В. Н. Новиков, В. И. Иванец, сварщик А. Д. Старовойт, работая на заготовке и сборке корпусов, уже к концу месяца изготовили и сдали 10 штук дрожжевателей-смесителей.

В 1969 году завод получил новый большой заказ для сельского хозяйства — изготовление рам тракторных прицепов. Для организации производства этих изделий, которых требовалось десятки тысяч штук, завод построил новый пролет. В 1970 году планировалось дать селу 11,5 тысячи рам. За это дело взялись сварщики из бригады В. И. Бурянина. Работали они быстро — ребята молодые, энергичные. В июне сварщики сдали 500 рам, в июле решили сделать больше. С трех поточных линий за месяц сошло 1400 платформ, каждый день заказчику отправлялся один вагон рам. По сути дела в цехе организовали настоящие конвейерные линии по изготовлению тракторных прицепов.

С 1985 года предприятие стало выпускать модернизированные рамы, имевшие значительно большие размеры. Эта продукция пользовалась большим спросом у заказчиков. 15 тысяч рам ежегодно отгружал завод сельскому хозяйству. Одну из комплексных бригад сельхозучастка возглавил опытный рабочий К. В. Шелякин. Высококвалифицированный электросварщик, он всегда готов был поделиться секретами профессионального мастерства с молодыми рабочими. Успех дела основывался на применении передовой технологии, на умении трудиться кадровых рабочих его бригады Н. Н. Ефимчика, А. И. Кондратского и других.

Ощутимым вкладом в помощь сельскому хозяйству явилось освоение заводом в 1976 году изготовления теплогенераторов, идущих на комплектование агрегатов для приготовления витаминизированной муки. Производство этого сложного генератора потребовало большой подготовки: постройки нового здания специализированного участка, изготовления оснастки, выделения опытных кадров. Возглавил участок энергичный специалист А. С. Риер. Уже в 1977 году его коллектив изготовил и сдал заказчику более 1000 теплогенераторов.

Наряду с плановыми работами по изготовлению изделий для сельского хозяйства коллектив завода постоянно оказывал непосредственную шефскую помощь колхозам и совхозам области. Так, в 1955 году в помощь колхозу «Серп и Молот» завод направил большую группу работников, которая проводила уборку кукурузных полей, занималась силосованием кормов, вырабатывая ежедневно по 2—4 трудодня. Ежегодно в августе — сентябре, чтобы помочь убрать богатые урожаи зерновых и овощей, судостроители высаживали на поля совхозов и колхозов области так называемые трудовые десанты в количестве от 1500 до 2 тысяч человек. Обычно они снимали с огромных сельских массивов десятки тонн кукурузы и арбузов, сотни тонн помидоров, перевозили на заводских машинах большое количество зерна.

Начиная с 1970 года, по решению местных властей, завод организовал шефство над колхозами и совхозами Чаплинского, а затем Каланчакского районов Херсонской области. Главное направление в шефской работе заключалось в оказании помощи хозяйствам в укреплении их материально-технической базы, для чего завод выделял своим подшефным необходимые материалы, механизмы, производил ремонтные работы на фермах. В этой работе участвовали практически все цехи и отделы предприятия, и усилия между ними распределялись таким образом, чтобы помощь селу шла не в ущерб основной производственной деятельности. Особенно ощутимую помощь оказали цехи колхозам им. Калинина, им. Фрунзе и совхозу им. Чапаева, колхозу «Красный Сиваш». Только в течение 1977 года, например, они изготовили хозяйствам восемь емкостей для аммиачной воды, в совхозе им. Чапаева построили силосохранилище емкостью на 15 тысяч тонн зеленой массы, закончили работы по подготовке котлована силосохранилища на 5 тысяч тонн в колхозе им. Калинина.

Шефство над селом заключалось не только в оказании материально-технической помощи. Более тесными становились непосредственные контакты предприятия с хлеборобами и животноводами подшефных хозяйств, связи общественных организаций, взаимное изучение опыта работы. Каждый год на период ответственных сельскохозяйственных кампаний — посевной, сбора урожая — десятки корабелов выезжали в колхозы и совхозы, где работали трактористами, помощниками комбайнеров, сеяльщиками. За это они постоянно заслуживали большую благодарность от руководителей хозяйств.

Узами давней дружбы объединились коллективы судостроительного завода и колхоза «Грузия» Генического района Херсонской области. Представители рабочего коллектива всегда помогали колхозникам во время посевных работ, в страду жатвы и сенокоса, в период сбора овощей,
поставляли запасные части для сельскохозяйственной техники, активно участвовали в строительстве хозяйственных помещений.

В марте 1977 года животноводы этого хозяйства стали хозяевами еще одного крупного здания — комбикормового завода, в строительстве и монтаже оборудования которого принимали участие специалисты судостроительного завода. Предварительные испытания этого хозяйственного звена показали, что колхоз может полностью обеспечить свои животноводческие фермы комбикормами и гранулами. На торжествах по поводу сдачи в эксплуатацию комбикормового завода присутствовали представители завода во главе с директором В. Ф. Заботиным. С теплыми словами к ним обратился председатель колхоза Г. А. Легунов. Он поблагодарил шефов за помощь в строительстве важного для колхоза объекта, который, безусловно, должен был сыграть большую роль в увеличении производства продуктов животноводства.

Первый заказ на изготовление мягкой мебели для продажи населению завод, и в частности деревообрабатывающий цех, получил в апреле 1958 года. Работники цеха приняли это как должное и решили выпускать вещи красивыми и прочными. Мастерам и рабочим обивочного участка пришлось немало подумать над формой дивана, тщательно подобрать по прочности и расцветке обивочный материал. «Хочется делать такие диваны, чтобы они радовали покупателей, — говорил обойщик Г. Н. Гололобов, — чтобы продукция с нашей маркой не залеживалась в магазинах и на складах, а с желанием приобреталась населением и получала хвалебные отзывы. Это будет высшей наградой за наш труд».

Уже через месяц в цехе изготовили первые диваны и кресла-кровати. Сначала они пошли на городскую выставку, а после этого цех приступил к массовому выпуску мебели, производя за месяц по 100—120 диванов. Постепенно производство товаров народного потребления наращивалось, расширялся их ассортимент. В 1961 году завод освоил выпуск гардеробных шкафов, гладильных досок, детских стульчиков, духовок, сковородок, совков для сыпучих продуктов.

Определились два направления в развитии производства товаров народного потребления — мебель и металлоизделия. Основной упор судостроители сделали на развитие мебельного производства. Ведь любое судно — это тоже дом, где есть комнаты, кабинеты, кухня. Отделка их выполнялась руками самих корабелов, так что кадров по изготовлению мебельной продукции предприятию привлекать со стороны не пришлось. Завод имел и технику, и инструменты, и материалы. Начали, как уже упоминалось, с простых изделий. Производство их вначале рассредоточивалось по разным цехам. Деревообрабатывающий, например, специализировался на корпусной и мягкой мебели, достроечный, трубомедницкий и монтажный цехи выпускали совки, духовки, задвижки, газовые баллоны. Тогда эта продукция пользовалась спросом, а «мебельный голод» не предъявлял особых претензий к качеству первых диванов и шкафов: темные тона, прямые углы, плоские фасады, невыразительная обивка не надоедали покупателю. Да и у производственников, откровенно говоря, руки не доходили до эстетики и разнообразия форм.

Однако со временем условия изменялись, выпуск многих изделий прекращался, и не столько потому, что ими насыщался рынок, сколько в связи с необходимостью браться за более сложные изделия, отвечающие возросшим требованиям покупательского спроса.

В 1968 году, за счет внутренних резервов, на заводе организовали два специальных цеха по выпуску товаров народного потребления: мебельный и лодочный. Одновременно создали два конструкторских подразделения, творческий поиск в которых возглавили конструкторы-технологи Н. А. Ерегина, И. Г. Каневская, инженеры-производственники С. И. Путилов, Б. И. Траер и другие. Предстояло в сжатые сроки обеспечить подбор перспективных, пользующихся спросом товаров народного потребления, в самое ближайшее время освоить их производство и реализовать на товарный рынок, решить трудную задачу: мебелью для всех — надо сделать мебель для каждого, а прогулочные лодки — лучшими среди конкурирующих аналогичных изделий.

Разработчики не заставили себя долго ждать, и вскоре на стол директора завода В. Ф. Заботина легли эскизы и чертежи. Посмотрев их, он поинтересовался: «Какая нужна дополнительная техника, чтобы организовать поточное производство?» Технологи представили списки механизмов, но директор дал разрешение только на покупку автоматической линии обработки щитовых деталей для мебельного производства. Все остальное в списках перечеркнул: «Суда оборудуем электроникой, а обыкновенные конвейеры будем заказывать за валюту?»

В лодочном и мебельном цехах были установлены конвейеры собственного производства, причем, в мебельном цехе конвейер удачно вписался в автоматическую линию.

Внешне установка напоминала карусель, в которую помещались каркасы будущих шкафов: рабочие принимают движущиеся каркасы, расставляют остальные детали, закрепляют их — и шкаф готов. При таком монтаже производительность труда на щитовом участке по сравнению с обычной сборкой возросла в пять раз.

Аналогичная картина была и в лодочном цехе — только конвейер вместо шкафов к рабочим местам сборщиков-клепальщиков подавал дюралевые корпуса будущих прогулочных лодок. Открыла первую серию маломерных судов лодка типа МКМ, затем цех освоил выпуск быстроходной лодки «Днепр», весельно-парусные «Бакай» и «Таврию». В качестве основного движителя на «Днепре» и «Таврии» применялись весла, а на «Бакай-2» — парус, однако паспортом и техническими условиями допускалось использование на лодках подвесных моторов. У торгующих организаций особым спросом пользовалась мотолодка «Днепр». На ярмарках она всегда находилась в центре внимания, покупалась во многих областях Украины, ее охотно заказывали на Урале и в Якутии, часть лодок шла на экспорт.

С ужесточением природоохранных мер, предпринятых в последние годы, спрос на прогулочные суда стал резко падать. Не изменило положение и производство парусно-гребных лодок. В 1987 году была снята с конвейера последняя лодка «Бакай-2». Цех наметил новую программу выпуска товаров народного потребления —- широкий ассортимент металлоизделий.

Мебельный цех также начал осваивать принципиально новое производство — выпуск щитовой мебели. Специалисты отдали предпочтение кухонным наборам, дефицит которых в то время ощущался особенно остро. По проектам киевского института «Укргипромебель» вскоре мебельщики внедрили в производство два вида кухонных гарнитуров — «Новомосковский». Далее цех освоил новые наборы «Миди» и «Мечта». Выпускаемый в двух вариантах гарнитур «Мечта» позволил увеличить коэффициент использования площадей кухонь. Навесные шкафы были удобны в пользовании, имели стационарные полки с набором сетчатых емкостей, поддонов для сушки посуды. Шкаф с мойкой укомплектовывался хромированной арматурой, контейнером для сухих пищевых отходов, сеткой-корзиной и сеткой-полкой.

Параллельно мебельщики приступили к освоению первого гарнитура для прихожей. Все поверхности входящих в него изделий облицевали бумажнослоистым пластиком, имитирующим светлые породы древесины, а кромки щитов — пленкой светлых тонов, предусмотрели максимум удобств: шкафы, антресоли, большое зеркало. Назвали новый гарнитур — «Настроение».

Дальнейшее освоение производства гарнитуров привело к необходимости конструктивной унификации узлов и деталей. Появился новый проект мебели для прихожей — «Светлана». Значительно увеличился выпуск мягкой мебели. Кресла и диван-кровати модифицировались с учетом изменений в структуре покупательского спроса, громоздкая мебель уходила в прошлое, для обивки использовались высококачественные сорта гобелена.

Произошли изменения и в структуре управления по изготовлению товаров народного потребления. Было создано специализированное производство, в которое вошли два цеха — мебельный и металлоизделий, а также участок по изготовлению автогаражей. Кроме этих подразделений в составе специализированного производства функционировали технический отдел, в задачу которого входила перспективная разработка новых видов товаров, две конструкторско-технологические службы, занимавшиеся внедрением новых образцов мебели, металлических и пластмассовых изделий, и плановая служба, напрямую связанная с торговыми организациями.

«Второе дыхание» приобрел цех металлоизделий, ассортимент которого формировался с учетом покупательского спроса, заявок торгующих организаций. Подставки под телевизор, глушители шума к автомобилям «Запорожец», мотоциклетные щитки и обтекатели, мебельная фурнитура и туристские 4-местные палатки — вот далеко не полный перечень изделий, выпускавшихся коллективом цеха.

Была проведена реконструкция участка пластмасс, расположенного в мебельном цехе. Только за счет установки импортных термопластавтоматов мощность участка возросла в четыре раза. Здесь освоили производство различных хозяйственных изделий: тазов, ведер, сифонов из разноцветной пластмассы, деталей санузлов.

Нельзя не отметить, что цех товаров народного потребления добился полного использования всех отходов производства: из обрезков древесины изготавливались детские стульчики, различные наборы для юных техников, посылочные ящики, штакетник, из лоскутов обивочной ткани — хозяйственные сумки, чехлы для сидений автомашин.

Более 30 лет судостроительный завод специализируется на производстве кухонных гарнитуров, обновляя ассортимент, увеличивая мощности, но покупательский спрос на них продолжает расти. От первого гарнитура «Новомосковский» до одной из последних новинок — набора «Трапеза» — годы поисков и напряженного труда конструкторов, технологов, рабочих. Например, при разработке кухонного гарнитура «Трапеза» конструкторы учли важное требование потребителей — разнообразие композиционных решений. Каждый покупатель мог на свой вкус выбирать вариант компоновки набора.

Гордостью мебельщиков является автоматическая линия облицовки мебельных щитов пластиковой пленкой. Все поверхности применяемых древесностружечных плит облицовываются на линии слоистым пластиком различных цветов и рисунков — «мрамор», «клен», «паутинка», «мешковина».

Сборка готовых деталей производится на конвейере длиной 50 метров. Здесь установлены высокопроизводительные станки-автоматы для сверления отверстий под шурупы, сложная техника сама прикрепляет на дверцы будущих шкафов шарнирные петли и отвесные планки на боковые щиты. Обслуживает конвейер 15 единиц различного оборудования собственной разработки. Это, в основном, оснастка, позволяющая механизировать ту или иную технологическую операцию при сборке и транспортировке готовых деталей и изделий.

Большую популярность в мебельном цехе приобрели бригады производственно-технического содружества, в которые входили рабочие, техники и инженеры. Заключая договор о сотрудничестве, такие бригады полностью вели разработку того или иного изделия до конечного результата — выпуска готовой продукции. В их составе трудились рабочие П. К. Лавров, Г. Н. Труш, Т. Н. Терехова, инженеры Г. В. Бураков, М. В. Шленская и другие. В специализированном производстве товаров широкого потребления высоко ценились творческие способности инженеров Т. Б. Косилкиной, Р. П. Дубровнера, В. А. Юсипей, Л. И. Панкратовой, В. В. Голенко, высоким авторитетом пользовались бригады отличного качества обойщиков мягкой мебели А. Ф. Самокиша, швей-мотористов А. И. Матвеева, лучшая швея Л. К. Пимоненко.

В мебельном цехе хорошо известны имена активных проводников технических достижений инженеров В. В. Зеленого, В. В. Алексеенкова, механика Е. А. Россоховатского, рабочих Ф. К. Ковалева, В. И. Францишкевича, В. Я. Ковбасюка. В цехе металлоизделий ядро рационализаторов составляли заместитель начальника цеха С. Т. Климчук, инженер О. В. Держипольская, механик А. П. Стомаченко.

К числу тех, кто внес достойный вклад в наращивание выпуска товаров народного потребления, следует отнести коллективы бригад маляров О. А. Величенко, А. Г. Краснощековой, бригады столяров В. А. Грицаенко, А. Г. Кутько, участки мастеров А. А. Бюргера, А. К. Клименко, коллектив участка пошива мастера С. Г. Чеботаевой. Активными организаторами выпуска изделий для населения проявили себя начальник участка по изготовлению пластмассовых изделий Е. Г. Ежов (ныне руководитель отдельного цеха пластмасс), начальники цехов Н. И. Кацов, В. А. Иванов, Н. В. Мозговой, В. С. Клюев.




 

Духовные интересы и культурные потребности коллектива (продолжение) Первые сухогрузы