Дождь по заказу




Издавна славятся своим богатством причерноморские степи, однако не всегда доступно оно даже самым неутомимым добытчикам. Не достает полям живительной влаги. До Великой Отечественной войны в Херсонской области орошалось менее одного процента земли, но давала она почти треть всего урожая. Еще в пятидесятые годы считались обычными такие разительные контрасты, когда в том же колхозе или совхозе на одном участке получали по 10—15, а на соседнем, где применялось местное орошение, по 40—50 центнеров озимой пшеницы с гектара.

Коммунистическая партия всегда придавала большое значение широкой мелиорации земель. Планы партии нашли яркое воплощение в строительстве многих крупнейших в мире оросительных систем, в том числе на юге Украины. Колхозам и совхозам нужны были и специальные машины для искусственного орошения. В конце 1964 года по решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР изготовление таких машин было поручено херсонским комбайностроителям. Способ полива дождеванием только начинал входить в практику сельского хозяйства. Он позволял экономно расходовать воду. Однако первые дождевальные установки, изготовленные на неспециализированных предприятиях, были громоздкими, неудобными в эксплуатации.

Перспективный метод полива увлек заводских конструкторов. Ветераны завода вспомнили о модели, которую еще до Великой Отечественной войны изготовил слесарь Иван Иванович Бокий. Энтузиаст-умелец погиб на фронте, защищая свободу и независимость любимой Родины. К сожалению, не сохранилась изготовленная им модель, напоминавшая по виду игрушку с водяным бачком размером со спичечную коробку и пружинным механизмом. Пружина приводила в действие насос, он качал воду, превращая ее в мириады густо рассеивающихся вокруг капель.

Теперь на основе этой же идеи нужно было создать настоящие машины с мощными-двигателями и насосами. В содружестве с сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации заводские конструкторы уже к началу 1965 года подготовили чертежи дождевальных машин ДДА-100М и КДУ-55М. Спустя всего лишь три месяца коллектив приступил к их серийному выпуску.

Тогда еще не было специальных помещений для их производства. Монтаж первых поливальных агрегатов приходилось вести под открытым небом даже зимой. Участок был объявлен ударным, партком направил для работы на нем многих коммунистов из комбайнового, механического, кузнечно-прессового и других цехов. Молодой коллектив горячо взялся за выполнение важного задания. Дмитрий Прохоренко, Петр Дума, Николай Обженюк, Михаил Плакун и другие слесари выполняли сменные задания на 120—130 процентов. На участках мастеров Николая Соболенко, Александра Васильченко, Леонида Щербакова широко развернулось соревнование за выдачу каждого агрегата с двух-трехдневным опережением.

Процесс изготовления дождевальной техники многоэтапный. ДДА, например, состоит из крыльев стометрового размаха, трубопроводов разной длины и диаметра. В конструкцию входит множество соединительных колен и муфт. На фермах-крыльях каждой машины необходимо смонтировать по 50 короткоструйных насадок. До строительства специализированного производства многие узлы и детали для дождевальных машин изготовляли различные цеха. Коллективы комбайнового участвовали в сборке агрегатов, а кузнечно-прессового ставили их в свои помещения на покраску. В литейном еще лишь осваивалась механизированная загрузка вагранок и доделывался формовочно-заливочный конвейер, но рабочие цеха с каждым днем увеличивали выпуск новых отливок. Так с помощью товарищей коллектив фактически только строившегося цеха сразу же достиг установленных рубежей по выпуску дождевальной техники.

В мае 1966 года образец ДДА-100М демонстрировался в Москве на Международной выставке «Современные сельскохозяйственные машины», и ему присудили золотую медаль.

В это время к серийному производству были подготовлены еще и навесные дальнеструйные дождевальные машины. Применение их резко расширяло масштабы механизированного полива. Широкозахватные ДДА хотя и орошают за каждый проход более чем стометровую полосу поля, однако только на равнинной местности. Дальнеструйные же дождеватели могут работать и в трудных условиях пересеченной местности.

В следующем году коллектив приступил к серийному производству насосных станций СНП-50/80. Их создали конструкторские отделы, возглавляемые В. Т. Сатовским, А. П. Ореховым и А. Н. Стариной. С появлением таких агрегатов сельские труженики получили весь комплекс оросительной техники, способной обеспечивать полив при любых рельефных условиях и из различных водоисточников. Приводимая в действие собственным дизельным двигателем СНП своим центробежным насосом подает до 120 литров воды в секунду как в открытую, так и закрытую оросительную сеть.

Спрос на новую технику быстро рос. В 1968 году производство дождевальных агрегатов и насосных станций по количеству превзошло даже выпуск комбайнов. Еще большие возможности открылись перед заводом со сдачей в 1969 году в эксплуатацию специального высокомеханизированного цеха дождевальных машин. С учетом всего выполняемого там комплекса работ цех можно назвать еще одним предприятием. Пять пролетов общей площадью около 15 гектаров объединены в едином корпусе высотой в несколько этажей.

Еще и сейчас новички после посещения предприятия просят отдел кадров направить их именно в этот цех. Но им предлагают сперва поступить в ФЗУ или предварительно пройти практику на другом участке. В огромном цехе немногим более 500 рабочих. Мощные прессы и станки-автоматы заменяют труд сотен людей, даже выполнением вспомогательных процессов заняты механизмы. Управлять такой техникой не просто, нужны знания и большое умение.

В стройном ритме конвейера рождается будущая насосная станция. Начиная от обработки отливок и резки металла, она проходит по цеху километры пути. Почти триста узлов и деталей станции создают, умело управляя машинами и автоматами, токари, слесари, сварщики, монтажники. Дважды обязан выдержать экзамен каждый агрегат здесь же в цехе, на его испытательной станции. Потоком выходят они с ее стенда, друг за другом, важные, красивые, свежеокрашенные и сразу готовые к эксплуатации.

В цехе рождаются также детали и узлы для дождевальных машин. Но монтаж их ведется на открытых площадках завода. Действительно, разве можно вести одновременную сборку множества «поливных лайнеров», как любовно называют их рабочие, в крытых помещениях? Одна такая машина при своем размахе крыльев заняла бы целый пролет.

Уже в 1969 году завод выпустил 3600 дождевальных агрегатов и 2000 насосных станций. Таким был конкретный вклад коллектива в выполнение постановления Пленума ЦК КПСС (май 1966 г.) «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур».

Два цеха — дождевальных машин и комбайносборочный — стали на заводе одинаково головными. На них в едином конвейере работали многие цеха — литейный, холодной штамповки, кузнечно-прессовый, три механосборочных, инструментальный, экспериментальный, механизации и автоматизации, транспортно-складской, энергосиловой. От ритма каждого звена этой огромной линии зависел успех монтажников. Для лучшего питания комплектующими изделиями головных цехов надо было побыстрее ликвидировать «узкие места».

20 творческих бригад, созданных на наиболее напряженных участках, вели поиск внутренних резервов. За короткий срок была осуществлена реконструкция кузнечного и литейного цехов, что позволило увеличить изготовление отливок серого чугуна и горячих штамповок. Для напряженного плана на 1970 год литейщики теперь уверенно обещали увеличить выдачу чугунного литья почти на три тысячи тонн.

Завершающий год восьмой пятилетки был особенным, вся страна готовилась достойно отметить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Многими новыми починами и свершениями ознаменовал коллектив стодневную ленинскую трудовую вахту.

Широкий размах приняло в цехах движение за совмещение профессий по примеру коллектива Щекинского химкомбината. Этот метод повышения производительности труда позволил высвободить для других работ 252 производственника и на 660 тысяч нормо-часов сократить трудозатраты.

Передовики второго механосборочного цеха сверловщик Николай Маркуца и токарь Анелия Молодецкая выступили в соревновании с призывом «Станкам — ни минуты простоя, выдавать изделия только отличного качества!» Сотни рабочих по их примеру довели сменную производительность до полутора норм и более.

Одними из первых в цехах холодной штамповки и механизации и автоматизации досрочно завершили пятилетние задания в дни ленинской ударной вахты электросварщик Борис Головко, слесари Иван Близнюк, Виктор Кулик, Николай Иконников, Семен Белый, Анатолий Мечковский, Иван Прудников и фрезеровщик Николай Гузейко.

Развернулось соревнование за быстрейший ввод нового оборудования. За короткий срок в цехах были установлены и начали действовать 62 специальных и агрегатных станка, 146 автоматов и полуавтоматов, внедрено около 30 наименований высокопроизводительной оснастки, несколько поточно-механизированных линий сборки и сварки труб.

В день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 526 рабочих рапортовали о завершении личных пятилеток. 970 лучших машиностроителей были награждены юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Те знаменательные дни навсегда останутся в памяти слесаря-комбайносборщика Виктора Силина, наладчика-механосборщика Виталия Балашова, электросварщика экспериментального цеха Николая Бевзы, шлифовальщика-инструментальщика Николая Ткаченко, литейщика Николая Сидоренко и других передовиков, ставших коммунистами. Еще на 97 человек увеличился боевой отряд заводских комсомольцев.

К 22 апреля 1970 года объем реализации продукции с начала пятилетки увеличился в два раза, прибыль в три раза и производительность труда возросла более чем в полтора раза.

За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, по решению областного комитета партии, областного Совета депутатов трудящихся и областного Совета профсоюзов завод был занесен в Ленинскую книгу трудовой славы орденоносной Херсонщины.

Накануне 53-й годовщины Великого Октября коллектив досрочно завершил выполнение заданий восьмой пятилетки.

6 января 1971 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

26 января слесарь-испытатель Иван Быков вывел с главного конвейера комбайн «Херсонец-7» с надписью на борту «Десятитысячный!».

Радостными были итоги, которыми херсонские машиностроители ознаменовали начало работы XXIV съезда КПСС. Лишь за время работы всесоюзного форума коммунистов в Москве коллектив дополнительно к плану изготовил 29 комбайнов и 9 насосных станций. Лучшие в механосборочном № 1, экспериментальном и кузнечно-прессовом цехах участки мастеров В. П. Андрющенко, А. А. Хомякова и бригада М. И. Щавинского первыми на заводе были удостоены звания коллективов имени XXIV съезда КПСС.

«Увеличить выпуск продукции в машиностроении в 1,7 раза, как этого требует партия, — наше кровное дело», — заявили рабочие завода в единодушно принятых 14 мая социалистических обязательствах на 1971 —1975 годы. В тот же день группа передовиков механосборочного цеха № 1 обратилась ко всему коллективу с призывом широко развернуть соревнование за выполнение пятилетних заданий в четыре года.

О досрочном выполнении заданий девятой пятилетки и своих повышенных социалистических обязательств коллектив завода рапортовал уже в конце августа 1975 года. Как раз в те дни советские люди отмечали 40-летие стахановского движения. Машиностроители своими трудовыми достижениями доказали жизненность славных традиций. 120 передовиков выполнили по два пятилетних задания. Первенство среди ведущих производств завода уже в который раз завоевал литейный цех. Правда, в этот раз ему пришлось разделить свою победу с коллективами второго механосборочного и гальванотермического цехов.

За девятую пятилетку выпуск продукции завода увеличился не на 42,6 процента, как планировалось, а на 62,9. Четыре пятых всего прироста выпуска было получено за счет повышения производительности труда. Коллектив дополнительно дал сельским труженикам 700 комбайнов «Херсонец-7», 3 тысячи дождевальных агрегатов ДДА-100М и 2 тысячи насосных станций СНП-50/80.

Иными стали эксплуатационные, экономические и качественные показатели всех выпускаемых машин. С самого начала девятой пятилетки коллектив специального конструкторского бюро активно начал воплощать в жизнь свои творческие планы. Он получил признание как ведущая сила в стране по созданию кукурузоуборочной и оросительной техники. К этому времени на счету работников СКВ было уже около 30 наименований новых машин и приспособлений, рекомендованных в производство. В СКВ работали 196 ударников и 16 бригад коммунистического труда. Накануне открытия в Москве XXIV съезда КПСС этого высокого звания был удостоен весь коллектив бюро.

Конструкторы предложили целое семейство среднеструйных дождевальных аппаратов типа «Роса» и тракторный прицеп для механизированной раскладки трубопроводов оросительных сетей. Совместно с работниками Украинского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института орошаемого земледелия заводские конструкторы создают многоопорную дождевальную машину «Днепр».

Новый агрегат автоматически движется фронтально и ведет полив позиционно. Это выгодно, потому что при таком способе одинаково полно орошаются как низкостебельные, так и высокостебельные культуры. Один оператор легко может управлять четырьмя-восемью такими дождевателями. А ведь у каждой машины 460-метровая ширина захвата, и с одной позиции обеспечивается полив почти трех гектаров поля! Кроме того, «Днепр» неприхотлив в отношении чистоты воды, а это значит, что может вносить и нужное количество растворенных в ней минеральных удобрений. Уже при первых испытаниях «Днепр» доказал свое неоспоримое преимущество по сравнению с любыми другими машинами подобного типа.

Дождеватели-богатыри были награждены Юбилейной Почетной грамотой Центрального Комитета Коммунистической партии Украины, Совета Министров УССР и Укрсовпрофа, Юбилейной Почетной грамотой Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза машиностроителей.

В результате неутомимых поисков конструкторов и рационализаторов производительность комбайна увеличилась в 1,5 раза, а металлоемкость снизилась в 1,7 раза. Стало возможным использовать машину на прицепе трактора Т-150К со скоростью до 10 километров в час. За один проход она убирала весь урожай и обрабатывала его вплоть до очистки початков и измельчения стеблей. На Международной выставке в Париже в январе 1976 года «Херсонец-7» был признан лучшей машиной подобного типа.

 




 

Рождение комбайна Трудовая эстафета поколений