Забытая святыня Херсонской губернии




Протоиерей Иоанн Гордиенко

настоятель Богородице-Касперовского храма.

(Херсон)

В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в об лежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание ее лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».

Касперовская икона богоматериПросьба, жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти всё население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон — все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие - незнание врагом наших наличных сил и страхом, перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика, благодарили Пресвятую Богородицу. Во истину её омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

Так какова же история Касперовской чудотворной иконы, о которой в настоящее время знают слишком мало, даже искренне верующие христиане. Обретение этого образа и прославление его чудотворной силы неразрывно связано с нашим Херсонским краем!

Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергей Петровский: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области. Прим. автора) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи; в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых, не известно, по каким обстоятельствам, настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.

Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила быть иначе!

 

Место где находилось Касперово отмечено стрелкой

 

Образ обновился чудесным образом и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления...

В соседстве с селом Касперовкой в то время, находилась деревня Кизим. В 40 х годах 19-го века жила здесь мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться, слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться св. образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

«От сего случая, — говорила г-жа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».

На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады, возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием...

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперова лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.

Место погребения И.И. Касперовой на городском кладбище г. ХерсонаВ 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

Вот заслуживающий внимания случай произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею, с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля в день праздника Собора Св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства, икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна, не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

В 50-х годах прошлого столетия, по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Величества с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу.

12 Января 1852 года согласно Высочайшего разрешения, Его Императорского величества, Государя Императора Николая I в Херсоне учрежден крестный ход.

Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведу краткое его описание взятое из записей замечательных дат Херсона. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».

Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды: испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для Одесситов, и для Херсонцев и для защитников Севастополя, для всех кто требовал её материнской помощи.

В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войн. Им благословлял преподобный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.

Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.

В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносится из с. Касперовки в г. Одессу, и остается там, с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывает до 29 июня в г. Херсоне; с 1-го же июля по 1 августа — в г. Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 90-х годах.

Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года он проводил в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней. Со строительством Свято-Преображенского кафедрального собора планируется перенести его в восстановленный храм.

Касперовская икона Божией матери — это святыня, которую с благоговением почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов нашего отечества. Далеко не один храм был устроен и освящён в честь нашего чудотворного образа и не только в Херсонской губернии, но и далеко за её пределами. С обретением чудотворного образа многие благочестивые христиане считали необходимым прославить Божию Матерь, тем самым, отвечая своим усердием на являемую Богом милость. Кто в молитвах и крестных ходах, кто, устраивая приделы и храмы в честь святого образа. Мало кто знает, что и в Херсоне также был храм в честь Касперовского образа Пресвятой Богородицы. Это и не удивительно ведь именно вблизи этого города был явлен он и просиял на весь православный мир.

Церковь была устроена при архиерейском доме на пожертвования Дмитрия Федоровича Феодориди и дворянки Александры Сербиновой. Торжественно освящена она 1-го октября 1874 года во имя иконы Божией Матери Касперовской, святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и мученицы царицы Александры, с указанием празднования престольного праздника храма в день Касперовской иконы Божией Матери, как и требовалось в условиях пожертвователей.

Купола у нее не было, в длину имела 14,18 м, а ширину 7,62 и 11,25 м. По некоторым мнениям имела она хрустальный одноярусный иконостас, высотой в 6 м, и раскрывался он на 7 м. Престол и жертвенник были деревянными. Из священных предметов, находившихся в церкви, обращал на себя внимание деревянный крест с частицами св. мощей и частью Животворящего древа. Он был принесен из Иерусалима и пожертвован, как было на нем написано, «рабой Божией Дарьей 11 марта 1881 года», в виду этого второе название церкви - Крестовая.

В 1920 году прекрасное двухэтажное здание Херсонского викариатства с домовой церковью и отдельным флигелем во дворе попало в руки большевиков. Так называемая Губликвидкомиссия, мотивируя отсутствием в Херсоне архиерея, закрыла церковь в 1924 году. В нынешнее время в селе Кизомыс мало, что напоминает о явлении в этих местах чудотворной иконы, нет ни дома помещицы Касперовой, ни храма, в который был перенесён этот образ. Храм был взорван немцами при отступлении в Великую Отечественную войну. Вернувшись из эвакуации, как рассказывают местные жители, на месте церкви застали только груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и совершалась вся церковная жизнь практически до настоящего времени, это единственное что смогли .сделать местные жители своими силами в то время.

Сейчас на месте храма, спортивная площадка и новые постройки, строительным материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома, помещицы. Вот что на данное время представляет собой святое место, в которое стекались когда-то тысячи людей со всех концов страны. Только старожилы, которым за 70, вспоминают рассказы своих отцов о том, как обновилась здесь икона, как совершались перед ней чудеса, как ходили пешком крестным ходом из Касперовки в Херсон.

Незаслуженным остается то, что память наша поостыла и город, откуда пришло благословение на южные пределы нашей державы молчит, тем самым, теряя это благословение. Мы совершаем паломничества по святым местам за сотни и тысячи километров, а святости своей земли не знаем! Примечательно, что в странах дальнего зарубежья наши соотечественники и земляки Касперовскую икону Божьей Матери очень часто называют не иначе как «Херсонская». Херсонская икона есть, а место где она была обретена, никаким образом не обозначено!

Фундамент Богородице-Касперовского храма на жилмассиве "Корабел" в г. ХерсонеХерсонская икона есть, а храма в честь Херсонской (Касперовской) иконы в городе Херсоне нет! Не остаемся ли мы, таким образом, в долгу перед Богом!?

И то, что город наш далеко не процветающий, и экономические и политические проблемы висят над ним темной тучей, не есть ли это следствие нашей непоследовательности в делах духовных и нашей забывчивости? Ведь благословение Божие можно как принять, так и отдалить его от себя.

Любопытен один факт, из истории Крымской войны, также связанный с нашим чудотворным образом. Когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А.С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь».

На что высокомерный вельможа дал такой ответ, «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!...». Вскоре Севастополь пал...

Только реальными делами веры можно вернуть помощь Божью в наш город, и проявиться они должны в возрождении святынь, и памяти о них.

14 октября 2005 года, при большом стечении народа, в г.Херсоне на жилмассиве «Корабел», был заложен и освящён камень в основание храма в честь главной святыни Херсонщины - Касперовской-Херсонской иконы Божией матери! Надеюсь, что каждый благочестивый житель осознаёт важность этого строительства, и его поддержки, как залога присутствия небесной помощи в нашем родном городе. Ведь строится не что иное, как дом для Царицы Небесной, слава которой, в нашем крае просияла через Касперовский чудотворный её образ.

 




 

Встречи во времени (предисловие) Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году.