Меднолитые Креcты с распятием. (Дополнение)




В первом выпуске «Летописи Причерноморья» помещена статья В. А. Черникова «Медполитые кресты с Распятием». Автор рассмотрел типичные, канонические для русской православной церкви виды иконографии Распятия на восьмиконечных крестах. Сделана попытка классифицировать литые кресты по их назначению (бытованию) и выделены два наиболее распространенных типа композиции крестов, исходя из их иконографического содержания.

 

Кресты киотныеВ настоящей заметке мы опишем некоторые отступления от иконографического канона на примере двух, имеющихся в нашем распоряжении крестов.

В первом случае, представляет интерес для исследования крест с изображением — Спаса Нерукотворного и надписью ІС ХС на титле (II тип композиции) где имеется еще дополнительная, не характерная для этого типа, надпись ІНЦИ (Иисус Назарей, Царь Иудейский). Эта надпись, или как ее еще называют старообрядцы — «пилатово писание», присуща как устойчивый элемент для крестов I типа композиции (Господь Саваоф, голубь — Дух Святой и надпись ІНЦИ на титле).

По нашему мнению, появление на титле креста одновременно двух надписей — наименований Иисуса Христа, могло произойти по заказу прихожан (или священнослужителей) Единоверческой церкви. Единоверческие церкви, задача которых была в примирении (единоверии) старообрядцев с господствующим в России православием, появились после принятия в 1785 году проекта князя Потемкина о переселении в Таврический край старообрядцев.

Во втором случае, нагрудный крест с «упрощенной» композицией Распятия, с помощью некоторых технических приемов при отливке, превращается в крест киотный. Оглавие с горизонтальным отверстием для шнура заменено на квадратную пластинку с изображением Спаса Нерукотворного, ставшую продолжением вертикальной перекладины. А в нижней части креста добавлено секирообразное основание, символизирующее продолжение горы Голгофы.

Таким образом, мастера-литейщики трансформировали один вид креста в другой. Конечно при этом несколько нарушилось первоначальное стилевое единство, что заметно при внимательном сравнении верхней и нижней части с изображением в центре. А изображение в центральной части креста, как до переделки, так и после осталось неизменным.

В верхней части изображен шестикрылый серафим, а надпись над ним - ХЕРУВИМ (такое разночтение на подобного рода крестах встречается довольно часто).

На концах большой горизонтальной перекладины даны поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова - свидетелей казни.

Изображений копья и трости (орудий страстей Христовых) и соответствующих букв К и Т, а также букв ГГ (гора Голгофа) на этом композиционно «упрощенном» кресте нет.

Типичная надпись МЛРБ (место лобно, распят бысть) сокращена до ЛМ (лобное место).

Сохранены надписи: НИКА (победитель) и ГА (глава Адама). Фон креста залит голубой эмалью, что придает изображению нарядный вид.

Описанные кресты дополняют составленную ранее классификацию крестов, подчеркивают стилевое разнообразие приемов применяемых мастерами-литейщиками.




 

К истории перезахоронения кошевого атамана Сирко Золотыми литерами на храме Славы