Меднолитые кресты с Распятием XVIII - XIX вв.




Черников В.А.

(Херсон)

Крест — символ христианской веры, им увенчаны храмы, одежды священнослужителей, его носят на груди верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, распятого на кресте. Образ распятого Христа Спасителя изображался художниками и иконописцами на многочисленных фресках, картинах, гравюрах и иконах. С развитием на Руси техники литых рельефных изображений священного содержания, на литые кресты был перенесен и иконографический сюжет Распятия. Литые кресты с изображением Распятия по своему назначению делятся  на тельные, нагрудные, киотные и напрестольные.

Тельные кресты даются каждому православному христианину как знак крещения; с помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. По народному поверию эти кресты должны быть обязательно медными; отличаются небольшими размерами от 2,5 см до 5 см.

Нагрудные (наперсные, воротные) кресты (на рисунке 6, 7) носятся на груди поверх одежды священниками, монахами, паломниками, благочестивыми мирянами; в церковной жизни нагрудные кресты применялись и как награда для священнослужителей.

Киотные кресты (на рисунке 2, 3, 4) помещались на специальных полочках (киотах, кивотах) среди святых икон в красном углу; ими венчали домашние иконостасы, прикрепляли на косяки дверей жилища; брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура.

Часто встречаются киотные кресты украшенные дополнительными элементами: шестикрылыми серафимами, квадратными клеймами с сюжетами праздников, прямоугольными вертикальными пластинами с фигурами предстоящих.

Напрестольные кресты ( на рисунке 1, 5) входят в состав необходимых принадлежностей христианского храма; располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием, Дарохранительницей, Дароносицей и др., применяются при проведении церковных служб. Отличаются от нагрудных и киотных крестов большими размерами — от 30 см и выше, дополнительных украшений, как правило, не имеют.

 

Меднолитые кресты. Напрестольные (1,5), киотные (2, 3, 4), нагрудные (6, 7)

 

К середине XVII века окончательно сложились строго установленные правила изображения сюжета Распятия на восьмиконечных меднолитых крестах, иными словами, четко определились их иконография и общий облик. В настоящей статье мы рассмотрим иконографию вышеуказанных крестов, исключая кресты тельные, т.к. сравнительно небольшие размеры не позволяли разместить на их поверхности полную композицию Распятия. Если не принимать во внимание различие в размерах, пропорциях, отсутствие или наличие эмали, дополнительные элементы и др., а рассматривать только сюжет изображения Распятия, то значительную часть нагрудных, киотных и напрестольных крестов можно условно разделить на два основных типа композиции.

К первому типу относятся кресты, в верхней части которых изображены Господь Саваоф (Бог Отец), голубь (Бог Дух Святой) и аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста.

Ко второму типу относятся кресты, в верхней части которых изображен Нерукотворный Образ Христа (Спас Нерукотворный) и на титле Голгофского креста сокращенная надпись: I С X С. Изображение голубя (Духа Святого) отсутствует. Как видим, в первом случае изображен Бог Отец, во втором — Бог Сын. Это основное принципиальное отличие между вышеуказанными типами композиции Распятия, оно наблюдается в верхней части восьмиконечных литых крестов, в остальном характер изображения в группах первого и второго типов совпадает практически полностью.

Кратко перечислим, что изображено иа восьмиконечном, без дополнительных украшений, кресте, относящемуся к первому типу композиции. В верхней части дана поясная фигура Господа Саваофа в анфас, голова в звездчатом нимбе, в левой руке он держит сферу с крестом (символ власти), правой, согнутой перед грудью, благословляет. Чуть ниже Саваофа — две фигуры, парящих над вершиной Голгофского креста, ангелов с убрусами (платками) в руках, чтобы вытирать кровь с лица Распятого. Между ангелами на квадрате (иногда на круге) — изображение голубя (Духа Святого). В центральной части — рельефное изображение Голгофского, тоже восьмиконечного, креста с пригвожденным к нему Христом. Глаза его закрыты, он мертв и обнажен, голова в крестчатом нимбе склонена к правому плечу, руки распростерты почти горизонтально, на чреслах набедренная повязка, ноги прибиты каждая отдельно. На средней перекладине но правую и левую руку Христа круглые личины небесных светил солнца и луны, по евангельскому преданию померкших в момент казни. На поле нижней (скошенной) перекладины)], как бы за Голгофским крестом, изображены архитектурные строения, символизирующие город Иерусалим, в окрестностях которого происходила казнь. Внизу, у основания Голгофского креста, череп — голова Адама, т.к. по преданию Адам был погребен на горе Голгофа (Лобное место). Слева и справа от Голгофского креста изображены копье и трость с губкой, символы орудий страстей Христовых; с помощью трости с  влажной губкой римские воины смачивали губы, мучаемого жаждой, Христа, а когда он испустил дух, копьем пронзили ему ребра, чтобы убедиться в смерти. Нижняя перекладина Голгофского креста изображается наклонной, что символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом.

Меднолитые киотные кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящихСледует заметить, что на ряде нагрудных и киотных крестов первого типа изображение Господа Саваофа (Бога Отца) дано в ином виде, а именно : поясная фигура в анфас, благословляющая обеими руками, снизу окружена облаками. Архитектурные строения Иерусалима па этих крестах могут отсутствовать.

В верхней части восьмиконечного литого креста, относящегося ко второму типу композиции, дан Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа или Спас Нерукотворный. Согласно преданию это прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом, когда Христос приложил убрус (платок) к лицу и на убрусе отобразился его облик. Этот платок был отослан в город Едессу больному царю Авгарю, который исцелился и принял христианство вместе со своими подданными, образ же был помещен над городскими воротами. На убрусе одно только лицо с прядями волос, расходящимися вправо и влево, глаза смотрят прямо на зрителя. Голова окружена крестчатым нимбом, т.е. круглым диском с начертанным внутри равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою, на нимбе церковнославянские   буквы. Образ  Спаса   Нерукотворного часто рисовался на боевых знаменах русских воинов со времен Киевской Руси, изображался над городскими и крепостными воротами.

Значительную смысловую нагрузку несут размещенные на кресте сопроводительные надписи, аббревиатуры и отдельные буквы. Надписи даны на церковнославянском языке, многие слова намеренно сокращены или пишутся с пропуском букв, поэтому их перевод будет дан в современной орфографии.

По обе стороны нимба Саваофа — Господь Саваоф; между ангелами — Ангелы Господни; около голубя — Дух Святой; над Голгофским крестом — Царь Славы; аббревиатура: I Н Ц И на титле Голгофского креста — Иисус Назарей, Царь Иудейский (согласно Евангелию эта надпись на дощечке была написана Понтием Пилатом, как указание вины Христа); на крестах второго типа на титле надпись: I С X С — сокращенное именование Спасителя; по сторонам головы   Христа - Сын   Божий;  на   нимбе  Христа   буквы  —  это написанное славянскими буквами греческое слово, что переводится как сущий, вечно существующий, т.е. тот, кто был, есть и будет — постоянный эпитет Иисуса Христа. Надпись под большой перекладиной Голгофского креста — Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим; буквы К и Т в средней части креста — Копье, Трость; надпись: НИКА - Победитель, в данном случае Христос — Победитель ада и смерти; аббревиатура: М Л Р Б — Место лобное, распят бысть (эта надпись имеет еще два прочтения: Место лобное, раб (рай) бысть); буквы Г Г в подножье Голгофского креста — Гора Голгофа; буквы Г А около черепа — Глава Адама.

На некоторых крестах, как правило нагрудных, на большой перекладине к надписи: Кресту Твоему покланяемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим добавляется еще одна: Распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Выше мы упоминали о том, что встречаются кресты с дополнительными элементами: серафимами, изображениями праздников и фигурами предстоящих. Шестикрылые серафимы окружают верхнюю часть креста, на небольших нагрудных их обычно два по краям верхней и средней перекладины, на киотных бывает от 4 до 20. Серафимы (огненные, пламенеющие) — высшие духовные существа, относятся к одному из чинов небесной иерархии; они имеют человеческий образ, при этом у каждого из них по шести крыльев; двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа Саваофа, двумя — ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя летают, чтобы исполнять повеления Господа.

На квадратных клеймах изображаются великие Двунадесятые праздники, установленные Христианской церковью в память о событиях из жизни Иисуса Христа, Богоматери и некоторых преданий церковной истории.

Нагрудные кресты с упрощенной композициейНаиболее часто на клеймах помещаются сюжеты следующих праздников: Сретенье Господне, Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие во ад (Воскресение), Благовещение, Рождество Богородицы, Ветхозаветная Троица. Кроме этого могут быть даны изображения отдельных святых: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и др. Согласно иконографической традиции около Распятия изображались Богоматерь, Мария Магдалина (вариант - Марфа), юный Иоанн Богослов и Логгин Сотник. Эти фигуры даны на двух прямоугольных вертикальных пластинах, так называемых «полотенцах», прикрепленных к нижнему краю большой перекладины креста. Св. Мария Магдалина, одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница Христа, некогда исцеленная им от страшного недуга. Св. Марфа — одна из сестер Лазаря, воскрешенного Спасителем, ученица и последовательница Христа. Апостол Иоанн Богослов — любимый ученик, присутствовал при казни Спасителя, а после его смерти заботился о Пресвятой Деве Марии; апостолом Иоанном написано одно из четырех Евангелий. Логгин (Лонгин) Сотник, римский воин, возглавлявший стражу при кресте во время казни; под впечатлением бывших в момент смерти Христа знамений — солнечного затмения, землетрясения и пр. — он уверовал в Спасителя и принял крещение.

Существует группа крестов, в основном нагрудных, на которых вышеописанный сюжет Распятия дается в значительном упрощении, очень кратким иконографическом вариантом. На этих крестах изображены Христос, два ангела (вариант: шестикрылый серафим), гора Голгофа (условно) и череп Адама.

До сих пор мы рассматривали лицевую сторону крестов, между тем, значительный интерес представляют надписи, рисунки и орнамент на их оборотной стороне. Эти изображения встречаются не на всех крестах, на небольших по размеру нагрудных они могут отсутствовать, но на киотных и, тем более, на напрестольных оборотная сторона обязательно украшена.

Можно выделить два вида оформления оборота крестов: первый, когда даны текст (похвала кресту) и рисунок Голгофского креста с соответствующими надписями; второй, когда все поле оборота креста заполнено плотным растительным орнаментом в виде побегов с листьями, цветами, виноградными кистями и т.п. Следует отметить устойчивое сочетание иконографии лицевой стороны крестов с оформлением их оборота.

Так, на крестах первого типа композиции (Господь Саваоф и голубь) оборот заполнен текстом — похвалой кресту и рисунком Голгофского креста; на крестах второго типа композиции (Спас Нерукотворный) — только растительным орнаментом. На обороте небольших крестов первого типа композиции может размещаться лишь текст похвалы кресту:

Крест хранитель всей вселенной;

Крест красота церковная;

Крест царям держава;

Крест верным утверждение;

Крест ангелам слава;

Крест бесам язва.

Встречаются кресты первого типа композиции, у которых вышеприведенная молитва является началом другой, значительно большей; текст такой расширенной молитвы — похвалы заполняет все поле оборотной стороны креста.

Меднолитые кресты, для придания им особой декоративности, праздничности и нарядности нередко покрывались цветной эмалью, особенно ярко искусство эмалирования проявилось в произведениях XVIII - XIX веков.

 




 

Во владениях Понтарха (Подводные исследования у о-ва Березань) Муж и чести и добра...