1935 год
ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ КОМИССИИ НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР КОЛЛЕГИИ НАРКОМТЯЖПРОМА О ХАРАКТЕРИСТИКЕ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЕРСОНА
Не ранее 6 мая 1935 г.
Промышленность
…Преобладающими отраслями производства в Херсоне являются:
1. Переработка сельскохозяйственных продуктов (пищевая промышленность).
2. Сельскохозяйственное машиностроение и судоремонт.
Характеристика наиболее крупных предприятий.
Завод сельскохозяйственных машин им. Г. И. Петровского, самый большой из всех промышленных предприятий Херсона и один из крупнейших на Украине, входит в состав [все] союзного объединения «Союзсельмаш». До последнего времени [завод] представлял собою предприятие, состоявшее из трех производств, расположенных в различных концах города. В настоящий момент производство № 2 — обозный завод — отошло как самостоятельное предприятие к Всеукраинскому обозному тресту, а производство № 3 — машиностроительный завод им. Старостина — переведено в мастерские завода им. Петровского. Завод им. Петровского № 1 насчитывает до 4,5 тыс. человек работающих. Основан в 1909 г.
До войны завод вырабатывал, главным образом, молотилки, нефтяные двигатели, сеялки сошниковые, плуги, бороны, лобогрейки. Вплоть до 1927—1928 гг. продукция завода составлялась из сошниковых сеялок, передов к ним, дисковых сеялок, дисковых и пружинных борон и токарных станков.
1931 г. …завод… [приступил к производству] новых марок сельскохозяйственных машин, как, …[были] например, заново реконструированны тракторные сеялки 19-рядные, тракторные бороны дисковые 24-рядные, сеялки дисковые 10-рядные, реконструированные бороны дисковые 12-рядные.
Завод им. Петровского, кроме того, первый в СССР перешел на производство хлопкоуборочных машин и ворохоочистителей, до сего времени… (ввозившихся) из Америки.
Завод им. Старостина (№ 3) помещался на Военном форштадте. Работало до 1200 человек. Основан в 1849 г. (Бывший завод Вадона, основанный в 1855 г.). Довоенное производство (1913 г.) — речное и морское машиностроение, судоремонт, ремонт мельниц и других предприятий. С 1925/26 по 1928/29 гг. завод производил судоремонт, чугунное литье, бороны дисковые, оси и втулки; кроме того, на заводе № 3 помещалась школа ФЗУ для всех трех производств. От пристани и ст. Херсон находится на расстоянии 1,5 км. Заводские здания стоят свыше 80 лет. Новых зданий за последние годы не воздвигали, ограничиваясь только ремонтом старых. В 1927/28 г. завод собственной программы не имел, а выполнял лишь внутренние заказы для заводов № 1 и № 2 производил отливку чугуна для лобогреек и поковку для ходов. На заводе имеется узкоколейка, протяженностью в 100 м, 5 ручных вагонеток, 2 поворотных крана по 3 тонны, одна ручная лебедка для подъема чугуна на ваграночную площадку.
Обозный завод № 2 (1931 г.— обозный завод Укробозтреста, 1933 г.— мотороремонтный завод им. 15-летия РККА, с 1956 г.— завод «Сельхоззапчасть», с 1959 г.— завод карданных валов.). Число рабочих и служащих — 900 человек. Расположен на Забалке, в ‘/г км от зданий городского типа. Расстояние до железнодорожной станции — 1,3 км, до порта — 2,5 км. Основание завода относится к концу 1926 г. Общая площадь территории — 16,5 га. Завод непосредственно прилегает к шоссе. Перспективы для расширения завода довольно благоприятные. С северной стороны имеются значительные свободные пространства. При территориальном расширении завода имеется возможность более рационально расположить цеха и обеспечить правильную работу транспорта. На заводе имеется узкоколейка протяженностью в 1041 м.
Судостроение представлено в Херсоне следующими предприятиями: судоремонтный завод им. Коминтерна Госречпароходства (С 1949 г.— судостроительный и судоремонтный завод им. Коминтерна.), судоверфь рыбтреста (С 1953 г. судоремонтный завод им. В. В. Куйбышева) и судоремонтные мастерские им. Шмидта Херсонского морского торгового порта. Кроме того, строится новый судоремонтный завод, в котором [предполагается] занять на первое время свыше тысячи человек.
Судоремонтный завод им. Коминтерна. Число работающих до тысячи человек. Расположен на Карантинном острове, против территории порта, у истока из Днепра р. Кошевая. Возможно слияние завода со строящимся рядом судоремонтным заводом. Завод занимается как постройкой новых железных и деревянных судов, так и ремонтом старых.
Производительность завода в зимний сезон составляла в 1930 г.: по паровому флоту — 10 пароходов мелкого ремонта, 5 среднего и 1 пароход капитального ремонта средней мощности в 250 лошадиных сил, а по непаровому — 10 единиц мелкого ремонта, 10 среднего, 6 капитального средней грузоподъемности в 350 тонн. Сырье (лес)… [доставляется водным путем] из Белоруссии; металл — из Донбасса, Днепропетровска…
За строящимся судоремонтным заводом помещается небольшая судоверфь Рыбтреста с числом работающих в 100 человек. Основана в 1930 г. Выпускает парусно-моторные морские суда вместимостью в 30 и 40 тонн для рыбной ловли. Площадь верфи — 12 тыс. кв. м… Намечается постройка железных судов вместимостью до 140 тонн, предназначенных для так называемого сейнерного лова (глубинного) по образцу Каспийского моря и Мурманска. В 1931 г. выпущено до 200 различных судов, из коих около 30 моторных. Общая вместимость — 1,5 тыс. тонн. На 1932 г. намечалось 3000 тонн.
В конце Карантинного острова помещается судостроительная верфь Совторгфлота, строящая деревянные парусно-моторные морские суда, вместимостью 100—200 тонн для грузовых операций по мелким портам Черного и Азовского морей…
Из предприятий государственной централизованной промышленности, перерабатывающих пищевкусовые вещества, наиболее крупные: консервный завод Укрконсервтреста (Имеется в виду завод им. 8 Марта.). Основан в 1929 г. кооперативной организацией «Плодоспілка», с 1 ноября 1930 г. перешел в ведение «Консервтреста», расположен на портовой территории и занимает площадь в 8000 кв. м, которая совершенно не удовлетворяет настоящим нуждам фабрики… Полностью механизирован томатный цех, консервный нуждается в дальнейшей механизации, в остальных цехах… частичная механизация; цех… цельных помидор работает вручную. В томатном цехе имеется импортное оборудование. Сырье (овощи, фрукты) подвозятся преимущественно водным путем — дубками, моторными лодками и автогрузовиками — из ближайших совхозов и колхозов в радиусе 80 км. Продукция сбывается в Ленинград, Харьков, Кузбасс, незначительная часть остается в Херсоне. Экспорт, составляющий по плану до 20%, …[осуществляется] через Одессу в Англию… Завод работает не круглый год. В 1930 г. функционировал в течение 6 месяцев; в 1931 г.— 9,5 месяца (апрель, май и половину июня стоял вследствие наводнения). Работает в 2 смены при 7-часовом рабочем дне. В разгар сезона работает в 3 смены.
В 1932 г. выстроен новый консервный завод (С 1963 г. консервный комбинат. Завод пущен в эксплуатацию 28 апреля 1938 г.) экспортного [на] значения в районе Монастырской слободки…
Энергетика Херсона
В настоящее время в Херсоне имеется коммунальная электростанция, в которой установлены 2 турбины по 3 тыс. квт., 3 котла по 20—24 тн/час. Топливом для станции в настоящее время служит мазут…
Председатель комиссии [Подпись] Члены комиссии [Подпись]
ЦГАНХ СССР, ф. 7951, оп. 1, д. 351, л. 48—54, 56. Подлинник.
* * *
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОДЕССКОГО ОБЛИСПОЛКОМА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ХЕРСОНЕ НЕФТЕПЕРЕГОННОГО ЗАВОДА
5 июня 1935 г.
Отмечая исключительно важное значение строительства в Одессе и Херсоне крекинг-заводов областной исполнительный комитет постановляет:
1. Утвердить отобранные Одесским и Херсонским горсоветами и согласованные с комиссией Главнефти площадки…
2. Обязать Херсонский горсовет обеспечить своевременный отвод выбранных площадок и передачу их в распоряжение Управления строительства заводов.
5. Обязать облплан в течение месячного срока разработать оперативный план обеспечения строительства заводов в Одессе и Херсоне местными строительными материалами в количестве и сроки по согласованию со строительством.
6. Обязать Одесский и Херсонский горсоветы обеспечить строительство необходимой рабочей силой в количестве и сроки по согласованию со строительством.
7. Предложить начальнику Херсонского порта оказывать строительству завода в Херсоне постоянное содействие в организации и проведении необходимых гидротехнических работ.
8. Просить Наркомвод СССР ускорить разрешение вопросов о сооружении в Херсоне нефтяной гавани.
Зам. председателя Одесского исполнительного комитета [Подпись]
Секретарь областного исполнительного комитета [Подпись]
ЦГАНХ СССР, ф. 7951, оп. 1, д. 351, л. 69—70. Заверенная копия.
* * *
ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАММА Г. И. ПЕТРОВСКОГО КОЛЛЕКТИВУ ХЕРСОНСКОГО ЗАВОДА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ им. Г. И. ПЕТРОВСКОГО В СВЯЗИ С ОСВОЕНИЕМ ЦЕЛЬНОСВАРОЧНОГО ЛОКОМОБИЛЯ
22 июля 1935 г.
Поздравляю дирекцию, инженерно-технический персонал и всех пролетариев с большими успехами освоения производства локомобиля, имеющего огромное значение для сельского хозяйства.
Желаю вам дальнейших успехов и надеюсь, что изобретение локомобиля даст еще больший толчок к новым изобретениям и усовершенствованиям. Ваше производственное пролетарское творчество еще больше обогатит народное хозяйство, укрепит колхозный строй на селе, послужит делу развития производительных сил страны и социализма, поднятия производительности труда и дальнейшему подъему материального благосостояния трудящихся масс.
Продвигайтесь и дальше победоносно вперед!
С искренним товарищеским приветом Г. Петровский
Херсонский облгосархив, ф. р-1150, оп. 3, д. 31, л. 7—8.