Херсон в 1898 — 1917 годы
В 1898 г. открылся музей древностей. Он был основан в 1890 г. по инициативе В. И. Гошкевича, секретаря губернского статистического комитета, а позднее директора музея, редактора и издателя газеты «Юг». Первые экспонаты помещались в большой коробке, специально для этого изготовленной. В 1896 г. В. И. Гошкевич участвовал в археологических раскопках. За два года было вскрыто 150 могил от Каховки до Прогноев и на Кинбурнгской косе. Экспонаты поступали и от любителей. В 1891 г. кладоискатели в Херсоне нашли погребение VI в. до н. э. с бронзовой статуэткой античной работы, золотым ожерельем, перстнями. В. И. Гошкевич передал эти находки в Эрмитаж. С открытием музея клад был возвращен в Херсон. Коллекция росла и уже не помещалась в квартире Гошкевича (2 этаж, дом №5 по нынешней ул. Ленина). Музей официально состоял при губернском статистическом комитете. Херсонская общественная библиотека отвела для музея три помещения. В 1898 г. музей открылся для публичного посещения. Работал он по воскресеньям, вход был бесплатный. Посещали музей от 53 до 169 человек в день, в основном, учащаяся молодежь.
В 1899 г. основан естественно-исторический музей известным ботаником, поляком по происхождению, И. К. Пачоским. В нем находились экспонаты флоры и фауны Херсонщины: гербарии, диорамы, чучела животных и птиц.
В 1898 г. открыто общество содействия физическому воспитанию детей. Члены общества построили площадку, приспособленную для игр. В обеденные часы она открывалась для учащихся, а в дообеденные — для дошкольников. К играм допускались дети всех сословий. Зимой площадку заливали водой и катались на коньках с 15 до 19 часов при освещении и часто под звуки музыки.
Увеличилась протяженность водопровода в городе. В 1900 г. насчитывалось 650 домов с водопроводом, 215 пожарных кранов. В 1912 г. водопровод пришел на Забалку. В некоторых частных домах установили помпы для воды. Но на окраину воду доставляли водовозы, многие жители города брали воду из Днепра.
В октябре 1902 г. в местной почтово-телеграфной конторе приступили к устройству станции беспроволочного телеграфа между Херсоном и Голой Пристанью. С этой целью на крыше конторы установили мачту. Это была первая на Украине гражданская радиотелеграфная станция. В 1907 г. из-за технических сложностей ее демонтировали. В городе росла телефонная сеть. Число абонентов в 1910 г. составило 198, протяженность телефонных проводов — 394 км.
14 июля 1901 г. открылся Херсонский морской порт. Тысячи горожан вышли на берег Карантинного острова и городскую набережную, ожидая прихода Черноморской эскадры. С середины XIX, когда русская эскадра под командованием Лазарева и Корнилова в последний раз заходила в Херсонский порт, это было первое посещение. В 10 ч. к Херсону подошли 9 военных кораблей (6 миноносцев, минный транспорт «Дунай», минный крейсер, канонерская лодка «Донец») и стали на рейде. Жители города получили возможность осмотреть военные суда. В здании городского собрания состоялся праздничный обед, на котором присутствовали морские офицеры, губернатор князь И.М.Оболенский, городской голова М.Е.Беккер, уездный предводитель дворянства Г.Л.Скадовский, представители различных городских ведомств и учреждений. В августе 1901 г. в порт пришло первое крупное торговое судно, а в марте 1902 г. — первый иностранный пароход.
В 1902-1907 гг. продолжалось углубление Днепра до глубины 7,2 м. Работали 4 землечерпательные машины, 8 паровых шаланд для отвоза земли, 2 буксира, плавучий кран, ремонтно-механические мастерские. Общая протяженность искусственных углублений достигла 60 км, длина канала — 23,5 км, ширина — 107 м. Стоимость работ составила 2 млн. 300 тыс. рублей, включая расходы на приобретение новых, более мощных земснарядов и плавучего дока для их ремонта. Одновременно шло расширение территории порта. На улучшение судоходства до 1911 г. выделено 1 млн. 600 тыс. рублей из запланированной суммы.
Министерство торговли в 1911 г. устроило затон для каботажных судов. В 1912 г. приступили к строительству набережной на Днепре длиной 104 м. К 1917 г. построено два участка длиной 45 м и глубиной у причала до 6-7 м. В начале века причалов в порту не было. Действовало несколько частных пристаней для каботажного плавания и пассажирских судов. С постройкой двух свайных пристаней для морских судов общая протяженность причалов составила 725 м. В 1913-1915 гг. построили железнодорожную ветку к причалам вдоль реки Кошевой.
Жители города в начале XX века занимались торговлей, работали на предприятиях и пристани. Рыболовство давало населению значительные заработки. Многие занимались земледелием, огородничеством, садоводством. В октябре 1900 г. открылось Херсонское общество сельского хозяйства. Оно проводило беседы для тех, кто занимался и интересовался земледелием. Беседы проходили в здании земской управы. В 1901 г. общество выпускало сельскохозяйственную газету на восьми страницах.
В 1905 г. в городе 328 заводов, фабрик, мастерских с 2 343 рабочими, выпускали продукцию на 5 262 300 руб. На первом месте по объему производства были 6 лесопильных заводов с 3 млн. руб. (62 % всего производства), затем 16 паровых мельниц — 144 тыс. руб, одна шерстомойня — 200 тыс. руб., табачная фабрика — 266 тыс. руб.. В 1914 г. на 113 предприятиях города работало 8 500 чел., выпуская продукцию на 8 млн. 500 тыс. руб.
В начале века приступили к строительству железной дороги Николаев-Херсон. В 1905г. на строительство выделено 1,5 млн.руб. 16 октября 1907г. в 12 часов состоялось освящение здания вокзала. В 17 ч. отошел первый поезд, и началось регулярное пассажирское железнодорожное движение Херсон — Николаев. Поезд ходил дважды в день, отправлялись от станции в 8 и 17 часов. В пути он находился 2 часа.
В 1908 г. начала действовать городская электростанция (на этом месте кинотеатр «Украина») с тремя двигателями мощностью 600 лошадиных сил. В 1911 г. установили еще один двигатель в 300 лошадиных сил. Станция работала на полную мощность, так как росло число абонентов (в 1914 — 1200). На улицах появились первые 160 електрофонарей. В феврале 1914 г. на Забалке установили 35 электрических фонарей, но в городе преобладало керосиновое освещение. В 1910 г. насчитывалось 1070 керосиновых фонарей.
5 марта 1917 г. прошла общегородская демонстрация и многолюдный митинг на Соборной площади, в котором принимали участие рабочие, ремесленники, приказчики магазинов, учащиеся. Выступавшие выразили поддержку революционным солдатам и рабочим Петрограда, был избран Временный рабочий комитет из 5 человек под председательством слесаря завода Гуревича И. Ф. Сорокина. В здании думы (д.№ 34 по нынешней ул.Ленина) состоялось первое заседание комитета.
Осенью в Херсоне, как и по всей стране, ухудшилось экономическое положение. Предприниматели умышленно закрывали предприятия, выбрасывали рабочих на улицу. Увольняла рабочих администрация завода Вадона, была понижена зарплата рабочим завода Гуревича и других предприятий. Уменьшилось количество грузоперевозок по Днепру, что привело к росту безработицы среди портовых рабочих. Резко подскочили цены на товары первой необходимости, процветала спекуляция. В октябре объявлено, что потребность в сахаре не будет удовлетворена. Осенью цены на хлеб в Херсоне возросли вдвое и это, несмотря на то, что хлеб лежал под открытым небом на станциях недалеко от города, а вагоны использовали под перевозку арбузов.
Центральное бюро профсоюзов потребовало отменить повышение цен. Все это приводило к росту революционной активности трудящихся масс. Бастовали рабочие завода Гуревича, судоверфи Вадона, табачной фабрики Лермана. Был создан штаб Красной гвардии, который руководил созданием вооруженных отрядов на предприятиях города.