1964 год. Будни херсонского порта
А над могучей рекой поднимается гордый красавец-элеватор, где хранятся золотые сокровища степи. Но я, кажется, оказался уже во владениях морского порта. В этом переплетении кранов, которые протянули свои крепкие и сильные руки под самое небо, я ощущаю биение большого сердца, ритм хорошо настроенного организма, который прозаично называется погрузо-разгрузочным участком. Будь на то у меня умение, рассказывал бы о наших докерах в стихах, или сочинял бы песни, широкие, как Днепр, веселые и радостные, как его волны в солнечный день. Пьянящие и искренние, как любовь Лиды, что приворожила к своему сердцу моряка. Теперь Валентин Стременюк на всю жизнь пришвартовался в порту. Может, тайком и бросает грустные взгляды в сторону моря, но об этом никто не знает. А если и знает, то простит. С морем тяжело разлучаться. Удивительно, но когда я слышу короткое, как выстрел «Вира», у меня словно вырастают крылья, и хочется улететь далеко-далеко. Такое чувство, наверное, охватывает и крановщика. В который раз я встречаюсь с Андреем Васильевичем. И не могу поверить, что это тот самый человек, который 10 лет назад появился здесь на костылях. Ему сказали, о кране не думай. А он взобрался на самые облака, умостился в неустойчивой кабине, взялся за рычаги. И доныне на кране. Уже дети взрослые, а он за учебники, да в институт. Чем не Маресьев? Поверьте, я просто не понимаю, как это Фельцман или Пахмутова не догадались до сих пор приехать в Херсон. Нашли бы среди докеров и не таких героев, которые живут где-то на Ангаре.
И право, обычная картина. Как Вы считаете, сколько нужно времени, чтобы загрузить в трюмы «Трансбалта» 14 тысяч тонн суперфосфата, который он берет для Вьетнама? 72 часа, не больше. А в Мельбурне «Трансбалт» грузится 38 суток. Австралийцы говорили, не скрывали, объясняли, быстрее грузить не выгодно. Херсон, конечно, не Ленинград, и даже не Одесса. Но я твердо убежден, что о моем городе и его докерах лучшего мнения в Гаване и Варне, в Бомбее и том же Мельбурне, иначе бы австралийцы не написали экипажу: «Оставляя Мельбурн, знайте, что Вы всегда в наших сердцах».
Начальник порта Евгений Петрович Больменко как-то рассказал, что каждый год в наш порт приходят судна под 40 флагами зарубежных стран. Морской порт давно превратился в своеобразные ворота дружбы, которые всегда открыты для тех, кто хочет с нами торговать, жить в согласии и взаимопонимании. Дмитрия Митрофановича Малика можно встретить в любой части порта. Такая у него служба. А это мальчик, по всей видимости, не внук капитана порта, а скорее его коллега по морской службе. Трудовая биография Малика началась как минимум лет 40 назад, когда он устроился юнгой на шхуне. С тех пор он редко когда сходил на берег. Море его закалило, сделало мужественным и волевым. Помните песенку Паганеля?
«Жил однажды капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз 15 он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул».
Точно так же было и с капитаном Маликом. В марте 44-го офицер флота Малик первым вошел в изувеченный войной Херсон, чтобы раз и навсегда очистить родной город от фашистского наводнения. Отсюда и началась его дружба с Днепром, его служба в порту. А знаете, этот мальчишка тоже будет капитаном. Непременно. Поверьте моему слову. Он будет великим и знаменитым, как все горожане нашего города, который дает стране комбайны и красочные ткани, рыболовецкие сейнеры и океанские судна, как «Юрий Гагарин» и «Академик Шиманский», «Брянский рабочий».
Думаете, случайно я начал свой рассказ с укора в адрес картографов? За маленьким кружочком на карте поднимается, растет и ширится большой город. Приезжайте к нам, в Херсон, и Вы поймете силу и величие реки, которая словно сказочный мост связывает Приднепровскую степь, юг Украины с Черным морем, подставляя свою серебристую спину-дорогу под корабли, которые направляются в большой мир, в далекие заморские страны.
Много наших сегодняшних телезрителей в 60-е годы были в пионерском возрасте. И им приятно вспоминать насыщенную пионерскую жизнь, верных друзей, споры, которые сегодня выглядят наивными, победы возле школьной доски или на футбольном поле, победы, которые запомнились на всю жизнь. Итак, о делах юности Херсонщины 1964 года.
На этой неделе в 11-й школе Херсона состоялся день пионерской дружины. Это было настоящий праздник юных ленинцев. Начался праздник заседанием совета дружины, которая подвела итоги соревнования за лучший пионерский отряд. Отрядов много. А интересных дел на счету каждого из них еще больше. Попробуйте определить, какой отряд лучший. После долгих споров согласились, что по всем показателям пионерской работы и учебе лучшим является отряд 4-А класса. Ему и присужден вымпел. Право носить имя пионера-героя Павлика Морозова стремится завоевать отряд 4-Б класса. В день дружины здесь состоялось интересное пионерское собрание «Слава труду». Об успехах коллектива коммунистического труда карданных валов детям рассказал отец четвероклассника Саши Федоренко, мастер сборочного цеха Василий Власович. Юные ленинцы приняли товарища Федоренко в почетные пионеры и подарили ему книги. А отряд пятиклассников имени Марата Казеева свое собрание посвятил пионерам-героям, которые погибли в борьбе за советскую родину. Готовясь к этому собранию, пионеры познали много нового о Вале Котик, Володе Дубинине, Нине Сагайдак и других пионерах-героях.
В эти дни братский монгольский народ отметил 40-летие провозглашения Монгольской Народной Республики. Этой знаменательной дате пионеры Херсона посвятили свое собрание. С рассказом о пионерах и комсомольцах Монголии выступила 2-й Секретарь горкома комсомола Галина Насонова, которая была в этом году в Монголии в составе советской молодежной делегации. А это подарок монгольских пионеров юным ленинцам Херсона. Книга называется «40 лет Монгольского революционного союза молодежи». По окончании встречи кружок Дворца пионеров показал школьникам свой новый спектакль. Все хорошо, что хорошо заканчивается.
Надеемся, что многим родителям было приятно познакомиться с выставкой работ юных умельцев. Все эти красивые вазочки, горшочки, рисунки к сказкам, картины сделали из пластилина, фанеры, бумаги и красок воспитанники пионерского лагеря имени Аркадия Гайдара судостроительного завода. В лагере «Приморском» завода имени Петровского в кружке «Умелые руки» дети создали много интересных экспонатов из черепков. Здесь и северный олень, и житель жаркого юга белый лебедь, и курочка ряба. Особенно высокой оценки заслужили действующие модели ГЭС, Земли и спутников. Их сделали дети в техническом кружке пионерского лагеря имени Гагарина, Обкома профсоюзов государственных учреждений, под управлением Зиновия Борисовича Непомнящего.
Футбольные новости всегда волнуют сердца болельщиков. К сожалению, это последний в этом сезоне футбол. 21 ноября на стадионе «Спартак» в Херсоне, 24 ноября на стадионе «Энергия» в Новой Каховке состоялись переходные встречи между командами класса Б, «Строитель» (Херсон) и чемпионом Украины 1964 года «Энергией». За право участия в розыгрыше первенства страны по футболу. Жаль, но обе встречи закончились ничейным результатом.
В 2003 году Херсон будет праздновать юбилейную дату – 225 лет со дня рождения. Наш город стал страничкой биографии многих известных, выдающихся людей: Пушкин, Суворов, Ушаков, Лавренев, Тропины, Вадон, Казмирчак-Полонская, Хвылевой, Николай Кулиш. Этот список можно продолжать. В разные эпохи ходили по разным улицам Херсона. Сейчас в Херсоне живем мы, десятки тысяч новых херсонцев, не похожих на тех, которые были в 19-м или даже в 20-м веке. И мы стремимся брать лучшее от наших известных и неизвестных предшественников, о которых мы рассказываем в программе «20-й век. Херсонский хронограф». Пишите нам: Херсон, улица Перекопская, 10. Звоните 22-97-49. Всего Вам самого доброго, встретимся через неделю. До свидания.