1964 год. КВН в Херсоне. Репортаж с судозавода
Приветствую Вас. Сегодняшнюю программу мы начинаем рассказом об игре миллионов молодых людей. Нет, не о футболе, о КВН (клуб веселых и находчивых). Он был очень популярным в 60-е годы. «Берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш, садитесь потесней». Этой песней он начинался. Ну, честно говоря, никто карандашей в руки не брал, а вот возле телевизора садились тесным кругом. В Советском Союзе тогда разрешалось шутить далеко не всем. И, безусловно, все шутки проходили суровую цензуру перед началом программы. Но, прямой эфир, а передачи были только такими, это прямой эфир. И разные шутки нежелательные, хотя и достаточно невинные, доходили до ушей обывателей. Техника совершенствовалась, и программы КВН начали записывать. Нужно сказать, что работы добавилось монтажерам. И монтировали не только в 60-е годы, но и в 90-е.
Я разговаривал с известным и популярным КВНщиком Сергеем Сивохой, он сейчас ведущий на канале «1+1», и вот, он рассказывает, как их похоронили во время финала в Москве. Причем, похоронили, можно сказать, дважды. Первыми это сделали судьи, которые судили очень несправедливо, а во второй раз московские телевизионщики, которые практически удалили при монтаже передачи все успешные шутки и интересные сценки из выступления команды Донецка.
Но, давайте вспомним прошлое, поскольку КВН сейчас вообще стал бизнес структурой, бизнес индустрией. Раньше было немного иначе. Запомнилась, думаю, многим любителям КВН со стажем игра, встреча команд Баку и Одессы. Перед этим был матч по футболу, в котором Советский Союз проиграл, и очень несправедливо судил немецкий судья Ченчер. И вот, во время разминки одесситы спросили у бакинцев: «Что общего между судьей Ченчером и собакой Пинчером?» Что бакинцы ответили, честно говоря, не помню, а вот ответ одесситов запомнилась. На свой вопрос «Что общего между судьей Ченчером и собакой Пинчером?» они дали такой ответ: «Оба — сукины сыны». Жюри отреагировало мгновенно и забрало бал у одесситов за неэтичное поведение. И мне кажется, что именно с этой встречи и началась определенная деградация этой игры, потом передача исчезла с телеэкранов. А сейчас возобновилась. На Херсонском телевидении КВН появился в 1964 году. В основном эти программы снимали передвижной телевизионной станцией. Но были и кинокадры, которые мы сейчас и посмотрим.
КВН – передача по ПТС из актового зала судомеханического техникума. Соревнуются команды судомеханического и машиностроительного техникумов. Так сказано в сценарии, но это было позже. А вначале работали кинооператоры. Как это делалось? Авторы сценария в муках творчества. На помощь им приходят режиссеры и редакторы. Спор, в результате которого рождается замысел будущей передачи. Над оформлением передачи работают художники. Предлагаются разные варианты и, наконец, когда они приносят большой лист с надписью КВН, их работа одобряется. Все это мы видим в конце. После киноролика включается зал, капитан команды технологического института, победившей на прошлом КВНе, обращается к зрителям. Передачу вели тогда диктор Херсонского телестудии Екатерина Расторгуева и ученица 30-й школы Валентина Нужная.
А еще была клятва, сейчас я ее хочу зачитать: «Активно включаясь в конкурс веселых и находчивых, мы торжественно клянемся уважать решения жюри, предпринимать все меры к тому, чтобы чаша весов правосудия склонялась в нашу пользу, быть образцовыми, показательными, положительными, смешными и веселыми, слушаться ведущих, как мам. Если мы нарушим эту клятву, пусть тогда наши собственные болельщики вынесут нас на берег Днепра и оставят на недостроенной набережной в темноте и обиде. Ни пуха, ни пера.» Ну, наверное, тогда на самом деле был актуален вопрос – недостроенная набережная. А сейчас мы с удовольствием смотрим, как делался КВН в 1964 году.
В 1978-80 годах я работал редактором радио на Херсонском судостроительном производственном объединении. Тогда спуск на воду танкера, сухогруза, докера было обычным делом. Корреспондент украинского центрального телевидения Петр Валерец рассказывал о таких свершениях херсонских корабелов практически каждый месяц. Были экспортные заказы. Особенно часто из Дании, Норвегии, Греции. Нужно сказать, сейчас есть формула – цена плюс качество. Тогда об этой формуле не говорили. Но, если разобраться, именно хорошее качество и умеренная цена и делала суда херсонских корабелов конкурентоспособными. Ну, времена изменились, но, знаете, память возвращает нас в те времена. И надо сказать, что труд судостроителей – это очень тяжелый труд, особенно, что касается основных профессий: газорезчиков, электросварщиков, и особенно летом внутри судна на стапелях, когда приходится работать при невероятно высокой температуре. Но телевидение показывало, как правило, праздничные моменты – спуск очередного океанского великана.
Этот очерк был написан на русском языке. В 1783 году в Херсоне был построен первый корабль Русского Черноморского флота. Это был военный фрегат «Слава Екатерины». А вот те, кто в наши дни продолжает дело первых кораблестроителей. В далекое прошлое ушла пора деревянных судов. Современная верфь – это комплекс огромных машин, механизмов, сложных приборов, и повсюду господство металла. Вот здесь начинается рождение будущего судна. Автоматическая газорезательная линия «Алмаз» все настойчивее вытесняет труд разметчиков, стропалей, газорезчиков. Получив записанное на пленку задание, она без участия человека вырезает из стальных листов детали любой формы. На соседнем участке из них собираются узлы и целые секции. В непрерывном гуле цеха можно различить потрескивание сварки, частую дробь пневматических зубил, звонкий колокольчик двигающегося крана. Такой же ритм стоит и там, где идет сборка корпуса.
Стапель. Сквозь ажурную сетку металлических лесов уже видны контуры корабля. Собрать из отдельных секций корпус судна – трудная и ответственная операция. Вот почему профессия сборщиков по праву считается на заводе одной из ведущих. Больше 10 лет собирает суда Василий Семенович Униц. Многие моря, океаны бороздят сейчас танкеры и сухогрузы, в строительство которых вложен его труд. Будучи членом комплексной бригады, Василий Семенович успешно справляется с газорезательной работой, сваркой, знает такелажное строительство. Недаром в составе делегации херсонских судостроителей Униц ездил в гости к рабочим братской Польши. Едва сборщики заканчивают установку секций в трюмы и на палубу приходят сварщики. Корпус покрывается десятками ослепительных вспышек. Бригадой и дружных и умелых называют маленький коллектив, во главе которого стоит Николай Иванович Сычев, Александр Кошевой, Михаил Шуров, Иван Кабытко, Иван Новиков, Виктор Лукьянченко и еще 10 их друзей заслуженно носят звание бригады коммунистического труда.
С душой трудится в этом коллективе и Лена Гнитерко. За короткий срок из робкой ученицы она выросла в опытную сварщицу, которой без риска поручают такие ответственные задания, как сварка верхнего палубного шва. Виктора Терентьевича Чередникова в шутку называют «профессором». Виктор Терентьевич первым в нашей стране и, пожалуй, в мире освоил вертикальный сварочный автомат. Имя Чередникова хорошо известно научным работникам института имени Патона. Ему они доверяют испытания своих новых аппаратов. Сложна, многостороння технология сборки судна. На палубе идет еще сварка, а стропали и такелажники уже приступают к переносу и установке огромных паровых котлов.
Посмотрите, какими, на первый взгляд скупыми, едва заметными жестами Николай Владимирович Козя руководит движениями этой махины. В сдержанном, отточенном взмахе ладони чувствуется доведенное до совершенства мастерство. Многие механизмы, крупные детали приходят на Херсонский Судостроительный завод из разных городов нашей страны. Их присылают сюда машиностроители Москвы, Ленинграда, Хабаровска. А эту гигантскую деталь, она называется ахтерштевень, изготовили судостроители Николаева. Подчиненная строгому ритму, изо дня в день растет громада судна. Установлены мачты, винт, яркой краской покрыта стальная поверхность.
И вот четкими буквами выведено название корабля. Очередному сухогрузу постановлением правительства присвоено имя выдающегося советского кораблестроителя, академика Юлиана Александровича Шиманского. 25 апреля 1964 года. Старший строитель, товарищ Рабочих докладывает о готовности судна к спуску на воду. Представителю команды турбохода Владиславу Красельникову вручаются памятные подарки от судостроителей. А на стапели тем временем идут последние приготовления. Раздается сигнал и надежные гидравлические тележки начинают медленно передвигать турбоход навстречу воде. На Херсонском заводе применяются внешне невыигрышный, но самый надежный, самый прогрессивный метод спуска. Через два часа судно пройдет док-камеру. И вот первые волны ласково касаются его киля. Океанский великан любуется собой в зеркале Днепровской воды. Пройдет еще немного времени и созданный Херсонскими корабелами турбоход выйдет в свое первое плаванье.
Известно, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны. Это в 20-е годы. А в 60-е к электрификации добавились автоматизация и химизация. Наш первый адрес в подборке кинохроники – это химическая новостройка.
«Для большой химии» — так назывался этот репортаж. Для 200 новостроящихся химических предприятий страны поставляет завод свои электродвигатели. Кстати, продукция элетромаша отправляется по трем тысячам адресов. Это объявление привело к нам днем немного людей. В обеденный перерыв красный уголок цеха взрывобезопасных машин №1 собрались рабочие, инженеры, мастера, молодежь и пожилые труженики. В центре внимания был разговор о людях, их успехах, труде, радостях и досадных промахах, недостатках. О них мы сегодня и поведем разговор. Галина Мастерова зашла в приемную со своим учителем, Андреем Васильевичем Танцуром. Оба они строители Каховской ГЭС. Александр Васильевич земснарядом намывал плотину, а Галина строила жилые дома. Здесь же, в Новой Каховке Галя вышла замуж за Виктора Мастерова, члена семьи знатных бульдозеристов, возглавляемых Иваном Петровичем Мастеровым, отцом семейства. За короткое время, которое Галя трудится на заводе, она овладела двумя специальностями. Работает сейчас на фрезерном и сверлильном станках. В этом большая заслуга Андрея Васильевича Танспора. Он все свои знания, опыт передавал товарищам по работе. И теперь Галина Мастерова – передовая работница цеха. Вы видите Галю у станков. Добрые советы дает ей старший мастер Танспор. Коллектив часто трудится с упреждением графика. Это сверхплановое задание они выполнили досрочно. У Галины Мастровой дело спорится не только на работе. В свободное время она посещает музыкальную школу. А в кругу семьи дает импровизированные концерты.