1964 год. Памятники Херсона
В больших и малых городах есть большие и маленькие памятники. Не исключение и Херсон. Хотя, по-моему, Херсону с памятниками не очень везет. Скульптура князя Потемкина, основателя города, исчезла в годы Великой Отечественной войны. На очень солидном постаменте поставили миниатюрную фигуру Карла Маркса. Но и она исчезла. Уже в 90-е годы после распада Советского Союза. Долгая, интересная и не очень счастливая история с памятниками вождям в парке имени Ленина. Возле входа стоял на пьедестале Владимир Ильич, солидный памятник. Потом его убрали. Наверное, в том был смысл, потому что поставили еще более значимый памятник на площади Свободы. Но еще была скульптурная жанровая композиция уже непосредственно в парке Славы, где Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин, вероятно, обговаривали какие-то актуальные проблемы развития социализма. После развенчания культа личности Сталина убрали его, и Владимир Ильич остался в одиночестве. Так он просидел больше 30-ти лет. А потом, уже в 90-е годы и его скульптуру убрали оттуда и сейчас мы можем увидеть там только небольшую кучку камней. Вообще, памятники должны не только напоминать нам о выдающихся личностях и рассказывать о значительных событиях, столичных, прежде всего, но они должны и украшать город. И здесь не все в порядке. Ну, например, памятник на площади Победы, труба с Никой, богиней победы, миниатюрной очень, ее в народе называют «дюймовочкой», наверное, этот памятник не украсил Херсон, и он не радует глаз ни херсонцев, ни гостей города. Наш кино-рассказ мы начнем с торжественного события. 2 июня 1964 года телевидение рассказывало об открытии памятника Тарасу Григорьевичу Шевченко. Но не того памятника, который нам знаком, на улице Перекопской, а в парке имени Ленинского Комсомола. Ну, со временем не повезло памятнику, как и не очень повезло нам с пленкой, которую не очень хорошо проявили. Но, я думаю, что всем нам будет интересно посмотреть на памятник, которого уже нет.
Тараса Григорьевича Шевченко, революционера, демократа, великого деятеля украинского народа, почитают в эти дни все прогрессивное человечество. На торжественный митинг, посвященный открытию бюста великого Кобзаря, в парк имени Ленинского Комсомола собрались сегодня трудящиеся Херсона. Митинг открывает секретарь горкома партии Валентин Федорович Быньковский. Величественно звучит гимн Советского Союза, с бюста спадает покрывало. Живет поэт и в бронзе, и в граните. Живет поэт и в памяти человеческой, живет в песнях, живет в завещании, и в слове пламенном, и славе вековой. Земной поклон тебе, наша любовь и почтение, говорят выступающие. Преподаватель педагогического института Мария Максимовна Тагирко, писатель Никифор Белоконь, студентка Анна Гурина, работница завода имени Петровского Варвара Изенкова и другие. Торжественно льется над парком бессмертный «Заповіт» Тараса. Его исполняют ученики первой школы-интерната. К постаменту ложатся цветы.
Старожилы, наверное, помнят тот бюст великого Кобзаря, как и еще три. Как мне рассказал наш главный режиссер телевидения Александр Тимофеев, на небольшой территории было 4 бюста. Тарасу Шевченко Вы видели, а также Александру Пушкину, Владимиру Маяковскому и Максиму Горькому. Ну, как я уже говорил, тяжелая судьба у памятников Херсона. Они со временем исчезли, какой их дальнейший был путь, я, в частности, не знаю. А сейчас я предлагаю Вам выйти за пределы парка имени Ленинского Комсомола, тем более, что остановка первого троллейбуса рядом. И именно первым маршрутом путешествовали по Херсону герои нашего следующего киносюжета.
У каждого города есть свои символы. Есть они и у Херсона. Дом, в котором сейчас расположены залы Херсонского художественного музея имени Шовкуненко, привлекает своей архитектурой и является одной из исторических символов Херсона. Мореходное училище воспитало не одно поколение классных специалистов морского дела. Поэтому в этой молодежной передаче и этот адрес. В 60-е годы в Херсоне много строили. Именно в 60-70-е город приобрел современные очертания. Свой вклад сделали и молодые строители. Тогда специально создавали комсомольско-молодежные бригады, организовывались социалистические соревнования. А главное, была цель: иногда конкретная – получить жилье, обустроить его, иногда абстрактная – построить коммунизм до 1980 года или догнать и перегнать Америку. Сегодня трудно представить, что тогда в 64-м не было Таврического и Северного, и только разворачивалось строительство поселка Текстильщиков, или совсем безлюдно выглядел Остров. Да что там микрорайон Корабел, даже в центральной части города много строили. Чтоб осмотреть город, ведущие программы выбрали демократический вид транспорта – троллейбус. Третьим маршрутом можно доехать с Перекопской на Остров, на судостроительный завод. Это было молодое предприятие. И хотя в городе был судостроительный, судоремонтный завод имени Коминтерна, отводилась этому новому заводу ведущая роль. Ведь это были другие масштабы строительства суден – сооружались океанские великаны, со стапелей сходили сухогрузы, а со временем современные танкеры. Автоматизация и механизация производственных процессов судостроения – дело сложное. Но в херсонском заводе новинки внедряли почти каждый год. Здесь поддерживали тесные связи с институтом сварки имени Патона. Путешествие веселее, когда рядом девушка. А их, молодых и симпатичных в Херсоне всегда было много. И почему бы вместе с девушкой не попутешествовать по родному городу, галантно уступив ей место в троллейбусе? За окном новые кварталы, жилые дома, на первых этажах которого размещали магазины и не только продовольственные, но и промтоварные. Обувь, одежда, мебель, и все это необходимо молодому городу, его гражданам. Очередным адресом путешествия ведущих стал херсонский хлопчатобумажный комбинат. Он был украинским соперником известного российского текстильного комбината в Иваново. Хотя уместней говорить не о соперничестве, а помощи и общей цели. Ведь строить ХБК, осваивать мощности ехали специалисты со всего Советского Союза. Хлопчатобумажный комбинат быстро стал гордостью Херсона, который называли городом корабелов и текстильщиков. Херсонские ткани были красивыми и прочными. Не было тогда и проблемы с сырьем. Поэтому и работали в три смены. Как правило, первые троллейбусы обязательно связывали город с железнодорожным вокзалом. И в Херсоне конечная остановка первого маршрута – железнодорожный вокзал. Он также родился в начале 60-х годов. Об его открытии мы рассказывали в одной из предыдущих передач. Основные пассажирские и грузовые перевозки до сих пор осуществляются в нашей стране по железной дороге. Но, как поется в песне, провожают пароходы совсем не так, как поезда, морские медленные воды не то, что рельсы в два ряда. Что ж, каждый выбирает, что кому нравится. Однако, то, что путешествие ведущие программы завершили на Днепре вполне логично, ведь Херсон – город портовый. Причем, имеет морской и речной порты. Здесь можно встречать гостей, а можно и провожать в далекие путешествия по морям и океанам.
Возможно, Вы заметили, что молодые люди, когда были в речном порту, говорили что-то и о ресторане. В частности, название его нам показали, но внутрь они зайти, как-то, не решились. Вы знаете, ресторан, безусловно, негосударственное заведение. И воспринимается он как пережиток чего-то буржуазного, пережиток прошлого. Я думаю, что это примета времени. Особенно критиковали музыку, музыкальное сопровождение, в частности, джаз. Высмеивали его и тележурналисты херсонского телевидения в 1964 году.
По традиции прошлого киносюжет критического направления не имеет в архиве слов письменного аналога. Но и без текста суть этой постановочной работы вполне понятна. Пришли молодые люди в ресторан культурно отдохнуть, а другие молодые люди, поклонники немелодичной и чересчур громкой музыки под название джаз, мешают не то, что пообщаться, а даже официанту сделать заказ. Поэтому ни отдохнуть, ни поесть, ни посидеть с друзьями в тишине после напряженного рабочего дня этим молодым людям не удалось. А виноват во всем джаз. Кстати, отношение к нему в 20-х годах прошлого века было неоднозначным. С одной стороны это музыка негров, которых американские расисты беспощадно эксплуатировали, а с другой джаз стал, словно, визитной карточкой буржуазного общества. К тому же, сама музыка как вызов стабильному регламентированному обществу. Может поэтому, в 60-е и победила точка зрения противников джаза. Его вытеснили с парковых площадок, и, безусловно, с большой эстрады. Рестораны были последним пристанищем этой прекрасной, но не признанной официальными кругами, музыки.
А теперь перейдем к более серьезным делам. Ведь ресторан в жизни советского человека, это скорее случайность. А так рабочие будни, о которых рассказывало херсонское телевидение. В начале второго квартала 1964 года херсонские корабелы соорудили док для ОАР (Объединенная Арабская Республика), так раньше назывался Египет. И этим киносюжетом мы и начинаем подборку кино-информации за 1964 год.
Советские люди, выполняя заветы великого Ленина, щедро и бескорыстно помогают народам бывших колониальных стран создавать свою собственную экономику, строить новую жизнь. Этот гигантский плавучий док создан коллективом херсонской судобетонверфи для Объединенной Арабской Республики. В его машинных залах установлено самое современное оборудование: дизель-генераторы, насосы, компрессоры, широко используются автоматика и телемеханика. Заместитель директора верфи Владимир Иванович Бузовский, старший строитель Александр Иванович Пшоний и электромеханик Анатолий Павлович Козлов снова и снова проверяют работу центрального пункта управления. Последние приготовления – такелажники грузят якорные цепи, их немало – 800 метров. А весят они более 100 тонн. И вот на мачте дока поднят государственный флаг Советского Союза. В железобетонного гиганта впряглись три мощных морских буксира. Они повезут док в Одессу. А там его возьмет на буксир теплоход «Солнечногорск». Счастливого плаванья желают представители коллектива херсонского докостроителей капитану Алексею Ивановичу Побозеву. Много творческого труда приложил коллектив, чтобы все работы на строительстве дока были выполнены высококачественно. Трудно назвать всех, кто самоотверженно работал на строительстве дока-великана. Среди них бригадир слесарей Семен Михайлович Науменко, маляр Лидия Рассуждай, бригадир, депутат херсонского горсовета Татьяна Никитовна Сазонова, старшие мастера Анатолий Владимирович Андропов и Юрий Михайлович Шумкевич. Вы сейчас видите их за работой. Они создают новый плавучий док, который будет принимать для ремонта мирные суда.
Далеко за пределами нашей страны известны кукурузоуборочные комбайны «Херсонец-3». Свыше 60 тысяч этих машин выпустил в последние годы коллектив завода имени Петровского. Херсонские комбайны когда-то резко изменили труд этого завода. Сделали его намного легче, производительнее. И все же они не могли полностью механизировать уборку и очистку одной из самых ценных сельскохозяйственных культур. Для завершения процесса требовались специальные очистительные машины. Вот почему уже не один год инженеры завода во главе с Александром Пименовичем Соломыхиным стремились усовершенствовать машину. Конструкторская мысль была направлена на создание комбайна, который без дополнительных устройств производил бы всю уборку от начала до конца. И такой комбайн был создан. Он получил название «Херсонец-6». Позади волнующие моменты первых испытаний, мучительные поиски лучших вариантов конструкции. И вот в экспериментальной лаборатории завода первый, так называемый, установочный образец нового комбайна. Это флагман той серии, выпуск которой начнется во второй половине года. Наличие сменных рабочих органов позволяет «Херсонцу-6» убирать кукурузу на всех стадиях спелости на силос и зерно. Так, одна машина заменяет собой три самостоятельных организма. Установленный на комбайне початкоочистительный аппарат выдает початки, для которых не опасно длительное хранение. Степень очистки достигает 97%.
У коллектива строительного управления №3 треста «Херсонстрой» на этой неделе был большой праздник. На улице имени Розы Люксембург закончена отделка первого серийного дома, собранного из больших керамзитобетонных панелей. Новый 85-квартирный дом выгодно отличается своим внешним видом. Его стены и балконные решетки покрашены в разные цвета. У большинства квартир нет проходных комнат, что создает дополнительные выгоды для жителей. Но главное превосходство нового дома в том, что ему не страшно оседание грунта. Шарнирное сообщение панелей предупредит появление трещин на стенах и позволит в короткие сроки ликвидировать малейшее оседание фундамента. В разработке проекта нового дома наряду с московскими инженерами принимали участие и сотрудники херсонского филиала украинского института «Гипроград». 31 марта члены государственной комиссии осмотрели новый крупнопанельный дом. Глава комиссии Анатолий Николаевич Мошницкий высказал замечания в адрес строителей и конструкторов. И вот результат большой работы – члены комиссии подписывают государственный акт о приеме нового дома. Сегодня началось его заселение.