1963 год. Культурная жизнь Херсона
Практически сразу с начала существования советского государства появилась проблема – нужно было защищать свои интересы. Западу приходилось доказывать свою мощь и силу. Там лучше понимали язык пушек, чем какие-то лозунги. И постепенно произошла инвентаризация языка. Жатву начали называть битвой за урожай, а сбор урожая, работу тракторов на пшеничном поле, начали сравнивать с массовой танковой атакой. Культработников окрестили в бойцов идеологического фронта. А массовый выход в народ писателей, артистов, которые общались с населением, называли культурным десантом. Советское кино обязательно должно было воспитывать. И оно это делало. Очень неплохо. А некоторые сеансы носили двойную идеологическую нагрузку. Что я имею в виду? Перед сеансами часто выступали лекторы общества «Знание» или Обкома Компартии Украины. Вот представьте себе сегодня, что Вы пришли посмотреть фильм «Звездные войны» или «9 с половиной недель», а Вам предлагают рассказ о ситуации в Верховном Совете или на Ближнем Востоке. Сложно это представить. Я не скажу, что и тогда, в 60-е годы все были в восторге от таких новаций. Но относились с пониманием. И в Политбюро или в ООН не жаловались. Более того, местные журналисты показывали эти, почти исторические события. Мы перенесемся в 1963 год и покажем фрагмент такой лекции. Покажем мы ее в кинотеатре «Украина», только что построенного.
Посетители кинотеатра «Украина» давно уже привыкли к тому, что перед вечерними сеансами в фойе можно послушать лекцию, выступление артистов, концерт художественной самодеятельности. Большую помощь в организации досуга зрителей администрации театра предоставляет общественный совет содействия. На прошлой неделе по инициативе совета в театре был проведен учет художественной самодеятельности Обкома Профсоюза работников коммунально-бытовых учреждений. После заключительного концерта лучшим исполнителям были вручены призы.
Как концентрировалась культурная жизнь Херсона? Как нам рассказывали старожилы в предыдущих передачах на улице Суворова. Там обычно прогуливалась элита культурной жизни города. Ну а если серьезно, она концентрировалась в областном музыкально-драматическом театре, во дворцах и домах культуры. В этом ряду стоит и Херсонское музыкальное училище. Первый развернутый сюжет о нем был снят именно в 1963 году. Сейчас мы посмотрим начало этого кино-рассказа, а после Вас ожидает встреча.
Музыка… С первой детской песней входит она в жизнь человека. Веселая и грустная, простая и сложная, сопровождает ее всегда, ведет в свой мир широкий, неизведанный, прекрасный. И тот, кто однажды, вошел в царство музыкальной гармонии, остается в его плену навсегда. Раскрыть тайны царства музыки, познать ее самые таинственные уголки и донести их людям, стремятся воспитанники Херсонского музыкального училища. Не мыслит своего будущего без музыки ученица 4-го курса Татьяна Дерзницкая. Может не совсем, но познала Татьяна и ее товарищи волшебный мир музыки, знает, какое это счастье – понимать ее. Но познать самому – этого мало. И воспитанники училища вместе со своими наставниками отправились в поход за гармоничное духовное развитие молодых строителей коммунизма. Они частые гости и слушатели городского университета культуры. Едва ли не с детства знакома всем опера классика украинской музыки Гулака Артемовского «Запорожец за Дунаем». Но после лекции и концерта много слушателей университета по-другому ее слушают и по-другому воспринимают неизведанную доныне величие и красоту произведения. Раз в месяц молодые творцы организовывают день музыки. Бывают воспитанники училища и в других городах и селах Херсонской области. С радостными песнями, с искренним словом приветствия, приезжают они в Новую Каховку к друзьям кубинцам, которые учатся при техникуме механизации сельского хозяйства. Недаром музыку называют языком сердца человеческого. Слушают посланцы Острова Свободы волшебную песню украинскую и понимают ее как свою родную, дорогую. Пленила красота искусства своей чудотворной силой и полукубинцев. Много хорошего сказала, может больше, чем самые искренние слова, и еще больше объединила, еще больше породнила, как и тот гимн революционной Кубы, которую пели наши юноши и девушки, как и та песня о легендарной Каховке, которая прикипела к сердцу молодым кубинцам. Частые гости юные творцы у херсонских текстильщиков, комбайностроителей, нефтяников и консервников. Любят работники своих друзей. Любят за то, что учат понимать музыку, помогают отличить настоящую красоту от фальшивой, художественное от пустого и пошлого. Большую пользу приносят эти встречи будущим артистам. Они помогают снова и снова убедиться в большой силе искусства.
У нас в гостях Ефим Викторович Валерштейн. В 1963 году он был заместителем директора музыкального училища. И сейчас продолжает учить детей. Но все-таки мы вернемся на 40 лет назад и вспомним, что это был за год для музыкального училища?
Е.В. – Начало 60-х годов, в том числе 63-й был переломным моментом в жизни училища. Началось возрождение, ренессанс училища. И вот почему. В 1952 году 4 музыкальные училища Украины были экспериментально преобразованы в учебные заведения, готовящие руководителей краевых коллективов самодеятельности, народных артистов, духовых оркестров. В связи с этим были закрыты: фортепьянное отделение полностью, отделение струнно-смычковых инструментов. И нам казалось, что стоит все вернуть обратно, потому что, по сути, мы выполняли функции культпросвет училища, которое рядом было в Херсоне, готовило прекрасные кадры. Не было просто необходимости. И коллектив, конечно, очень тяжело переживал это время. Нужно сказать, что преподаватели и учащиеся с таким энтузиазмом встретили это возрождение. Буквально за короткое время, 3-4 года, у нас в училище уже договорились, и оно стало одним из самых сильных училищ.
Ведущий – Было о ком говорить?
Е.В. – Конечно. Это сейчас, с высоты этих лет, кое-кто, этот кое-кто был уже известный тогда. Были ученики 16-17 лет, можно назвать и 30-летних, которые были на высоте и по отношению к учебе, по одаренности и так далее. И наши надежды сейчас они полностью оправдали. Например, в первом наборе был Александр Бандурянский, ученик, ныне профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой, народный артист России.
Ведущий – Я вижу фотографию Ростроповича. Но он, насколько я знаю, не воспитанник Херсонского музыкального училища.
Е.В. – К сожалению.
Ведущий – Да.
Е.В. – Ну, Ростропович – это один из самых ярких музыкантов нашего времени. А рядом Валерий Воронов, ученик Ивана Григорьевича Кудрина. Он претендент ассоциации Российских музыкантов-исполнителей, и судя по выражению лиц, они находят общий язык, как единомышленники. И конечно, нам это очень приятно.
Ведущий – Мы во время нашего разговора показываем кинокадры 1963 года. В этих кинокадрах может, Вы узнаете кого-нибудь? Чьи имена Вы можете нам назвать?
Е.В. – Зюдина.
Ведущий – Она была в нашем киносюжете.
Е.В. – Так же была Шеина. Ну что сказать, яркие ученики. Закончили консерваторию. Татьяна Верницкая 30 лет проработала в училище по классу фортепьяно. Лиля Бушлей работала во второй музыкальной школе. Много лет возглавляла фортепьянный отдел. Всем известен Спивакин. Закончил в 63-м училище. У нас была тесная дружба с некоторыми предприятиями. Мы очень много выступали. Во-первых, это наша мастерская, выступать на публике. Кто еще реально оценит нашу работу? Была такая дружба с предприятиями, колхозами, совхозами. Мы летом ездили на уборочную. Там тоже проводили большую работу. Это было полтора, два месяца. Помощь в уборочной.
Ведущий – Так вы и работали на уборке урожая и играли на инструментах?
Е.В. – Да, и зарабатывали.
Ведущий – Так зарабатывали деньги?
Е.В. – Это была существенная помощь.
Ведущий – Публика была специфическая. Неподготовленные люди – рабочие, крестьяне.
Е.В. – Я Вам скажу, хорошая музыка в хорошем исполнении доступна всем, если она вызывает эмоции, и хорошо исполняется. Здесь масса случаев, когда одни и те же произведения играют разные исполнители, одного встречают на ура, а другому так, просто аплодируют. Так, не смотря на то, что мы выступали перед неподготовленной публикой, уровень всегда должен был быть высокий.
Ведущий – Я хочу сказать, что Вы преподаете композицию, готовите композиторов, и я думаю, что на современную музыку Вы смотрите достаточно критически. Или нет? Современную эстраду.
Е.В. – Ах, эстраду. Это разные вещи. Потому что мы занимаемся серьезной музыкой. Ну, я считаю, это…
Ведущий – Ну, говорите правду, все, что накипело на душе.
Е.В. – Ну, есть очень низкопробные произведения, есть такие, которые не стоило бы транслировать, пропагандировать, выпускать записи. Просто музыкальная культура имеет свои древние традиции. Это не только классическая музыка, а хорошая эстрадная музыка. Это Тулевский, Макрухин. Вот что должно быть в центре внимания. Какие песни были в прошлые годы. Не зависимо от того, какой строй был. Они оставили очень большой след и в жизни государства и в сердцах людей.
Ведущий – А я думаю, что Вы не можете жить не только без музыки, это 100%, Вы не можете жить без воспитанников.
Е.В. – Конечно, так, откровенно говоря, можно было давно отдыхать. Где-то лет 15. Но я считаю, что делаю не только материальные дела. Я считаю, что человек должен работать до тех пор, пока может работать. И причем, такие специальности: педагогические, врачебные, я считаю, что только с течением времени достигают вершины своих знаний. Только в это время они могут иначе поговорить с пациентом, набравшись опыта.
Ведущий – Как сказал известный герой Леонида Быкова: «Музыка вечна». Мы прикоснулись к этому вечному, к музыке, поговорив с известным в Херсоне мастером, творцом, Ефимом Викторовичем Валерштейном. Спасибо Вам.
Е.В. – Спасибо Вам.
Ведущий – А мы продолжаем наш «Херсонский хронограф».