1963 год. Зарубежные гости Херсона
«Я не знаю, где граница между севером и югом,
Я не знаю, где граница меж товарищем и другом».
Может, кому-то не очень понятны эти строки, Михаила Светлова, объясню. Дружили мы тогда в основном с товарищами. Товарищем Живковым, товарищем Убрехтом, товарищем Кадером. Практически все столицы союзных республик, областные центры, много других городов имели побратимов в странах социалистического содружества. Не исключение, безусловно, и Херсон. Самыми первыми и самыми дорогими нашими друзьями были болгарский город Шумен и венгерский город Залаэгерсег. Возникает вопрос, была ли эта дружба настоящей, неформальной. Что угодно, что спускается сверху, организуется там, имеет какой-то формальный оттенок. И все-таки человеческие отношения действительно были искренними. Более того, я скажу, что опыт, который перенимали друг у друга, был полезен. Особенно в строительной отрасли, а также в сельском хозяйстве. Я был в Шумене почти 20 лет назад, еще редактором радио, так вот, опыт коллег – радистов из Шумена, мы переняли и у себя на Херсонском радио. Можно сказать, что это были годы настоящей дружбы и очень полезной. Вы знаете Шуменский макрорайон. Много домов там построено по прогрессивной болгарской технологии. А вот в конце 80-х и в 90-е годы у нас начали появляться какие-то странные побратимы. Я не знаю, наверное, воспоминаний практически не осталось от них. Хотя, есть в названиях улиц, например. Улица Фритаун, Вы знаете, в Херсоне есть такая улица. Так вот, Фритаун, это столица далекого американского государства Сьерра-Леоне. Сейчас там пребывает контингент ООН. Военный контингент, потому что эта страна отмечена большим количеством военных восстаний. А почему мы тогда выбрали такого побратима, не могу сказать и сегодня. Потом появился у нас побратим в Афганистане. По приказу сверху, из Москвы. Но дружили мы недолго. Когда войска советских воинов были выведены из Афганистана, наша дружба и закончилась. Но давайте говорить о настоящей дружбе. О дружбе, которая связывала Херсон с Шуменом, болгарским городом и венгерским городом Залаэгерсег в 1963 году.
Цветы, цветы. С ними встречают только самых дорогих, самых желанных гостей. Пламенными цветами и радостными улыбками встречали херсонцы туристов братской Болгарии. Гостей поприветствовали юные ленинцы 10-й школы, комбайностроители. В этот же день хлеборобы с берегов Голубого Дуная знакомились с солнечным городом на Славутиче. Здесь была херсонская крепость. Из этого колодца брали воду предки тех, кто почти через 100 лет принес освобождение болгарскому народу от турецкого ига. В тяжелой, многолетней борьбе за счастливую судьбу ковалась дружба двух славянских народов-побратимов. Членам трудового кооператива земледельческого хозяйства имени погибшей партизанки Василевой понравился наш город. Они знают о нем уже давно, ведь у них на полях работают наши «Херсонцы» — прекрасное творение рук комбайностроителей. А жители Херсона в свою очередь знают прекрасных болгарских овощеводов по их вкуснейшей продукции. Это такие, как Илья Стефанов, бригада которого одной из первых направляет своим советским братьям животворные дары щедрой болгарской земли. Болгаро-советская дружба крепка, как вековые дубы. Ее сломать невозможно. Вечером болгарские товарищи встретились в клубе имени Ленина с работниками комбайностроительного завода. Сегодня они побывали в городе солнца – в самой Новой Каховке, колхозах и совхозах нашей Херсонщины. Счастливого Вам пути по советской земле, дорогие побратимы.
Болгарские друзья из Колорградского округа продолжают знакомиться с передовым опытом животноводов Херсонщины. Они уже побывали в совхозе «Ингулец», в колхозах имени Кирова и «Бакинский» Белозерского производственного управления. Приветливо встречали братскую делегацию хлеборобы Новокаховской артели имени ХХІ Съезда партии. Представители солнечной Болгарии ознакомились с кормовым участком, где работает знаменитый свиновод Иван Назаров, осмотрели посевы кормовых культур, познакомились с работой доярок 1-й фермы. В этот же день гости побывали в совхозе «Красный Перекоп» Каховского производственного управления.
Вчера на херсонском рейде появилось первое в этом сезоне морское пассажирское судно. Навигацию на линии Одесса – Херсон открыл белоснежный красавец «Львов». Но встречали его не только потому, что он первый. Этим рейсом нас посетили дорогие гости из Венгрии. Группа туристов, делегаты местных Советов, специалисты сельского хозяйства, партийные работники. В радостный день прибыли к нам в гости друзья. В день 18-й годовщины со дня освобождения Венгрии от фашистских захватчиков. Первая встреча возле прощальной стены. Радостно и взволнованно. Добро пожаловать, друзья, в наш город. Глава Херсонского горисполкома товарищ Косенко приветствует дорогих гостей. С ответным словом выступает секретарь райкома Венгерской социалистической рабочей партии города Самбадхей товарищ Дан Фьюжес. Вечером в доме культуры судостроителей состоялся торжественный вечер, посвященный национальному празднику венгерского народа, дню освобождения. Волнующая встреча друзей. Участники вечера отправили поздравительное письмо по адресу отделения венгерской советской дружбы области Зала, в котором поздравили своих друзей с их национальным праздником и пожелали больших успехов в деле социалистического строительства.
Когда я говорил о товарищах Кадера, Убрехта, Живкова, я имел в виду, что в годы перестройки распался социалистический лагерь. Потеряли мы еще одного товарища. «Товарищ» – символ нашего города, известный парусник. Вы помните не очень удачное путешествие в Великобританию. Сейчас судно находится на верфях Германии, и мы надеемся, что символ Херсона все-таки вернется в родной город. А вообще украинцы были славными моряками. Ходили на «Чайках», Вы знаете, и в Царьград, и в Стамбул. А был еще очень известный ученый, ну, я еще считаю, мореплаватель, Миклухо Маклай. Да, он был украинцем по происхождению, и его предки занимали очень высокие казацкие должности тогда. Оценили его талант и щедроты души и папуасы из страны, которая сейчас называется Папуа – Новая Гвинея. И назвали берег «берегом Маклая». В 60-е годы начался как бы обратный процесс. Мы начали ездить, открывать континенты, страны, острова. А из развивающихся стран начали к нам приезжать юные азиаты, в основном африканцы и обучаться морскому делу. Вот два следующих сюжета расскажут, как учились наши курсанты и как к ним приезжали юные африканцы из республики Гана.
Сегодня глава советского правительства Никита Сергеевич Хрущев и глава Президиума Верховного Совета Леонид Ильич Брежнев отправили поздравительную телеграмму президенту Свободной Республики Гана Квамен Крума в честь дня освобождения. Национальный праздник своего народа радостно отметили и курсанты Херсонского Мореходного училища рыбной промышленности, которые недавно приехали сюда из Ганы на обучение. Их поздравил начальник училища Николай Яковлевич Горбач. С ответной речью выступил Гуахасар Дия. Его короткое выступление было проникнуто одной мыслью, одним мотивом – дружба. Пускай крепнет и развивается дружба во имя мира. Ганские курсанты исполнили национальный гимн – песню о президенте. Праздник на советской земле выходцы из далекой африканской республики закончили колоритными национальными танцами.
Здравствуй, море. Это однолюбы моря. Романтика борьбы со стихией уже никогда не покинет их, учеников Ростовского и Херсонского мореходных училищ рыбной промышленности. Вчера они впервые в своей жизни отправились из Херсона в морское путешествие. Начальник Херсонского Мореходного училища Николай Яковлевич Горбач принимает рапорт от капитанов учебных суден «Метеор» и «Георгий Седов». К выходу в море готовы. Прощальная музыка волнует сердца. Два месяца будет баюкать море молодых моряков. Они будут работать, чтоб практически овладеть своими первыми рабочими квалификациями матроса второго класса и моториста второго класса. До свидания, родной город, до свидания, друзья. Здравствуй, море.
Очень тяжелая книга. Но это не книга. Это передачи Херсонского телевидения за 1963 год. Но не за весь год, а только за один месяц, за июль. Я полистал страницы этой переписи и нашел интересную информацию, хочу с ней Вас ознакомить. Тогда в Херсоне было открыто два новых специализированных магазина. Это магазин обуви и магазин мебели. В Херсоне проводился месячник. Назывался «Месячник сада и виноградников». Был открыт народный университет с интересным названием «Университет здоровья, бракосочетания и семьи». В Херсонском парке имени Ленинского Комсомола было открыто вечернее молодежное кафе, которое называлось «Отдых». Новый троллейбус получил Херсон. На основе автобуса Ван. То есть переделывали известные Львовские автобусы и делали из них троллейбусы. Они, это первые троллейбусы на основе автобуса пошли по маршрутам №1 и №2. Но более подробную информацию и о маршрутных троллейбусах, и о том, что происходило в Херсоне и в области в 1963 году мы сейчас получим от моей коллеги Оксаны Яворской, которая поработала, как всегда в краеведческом отделе Херсонской Научной библиотеке имени Олеся Гончара.
Как свидетельствует «Надднепрянская правда» в 1963 году в жизни Херсона произошло немало событий. Так, в порту были построены новые пирсы. На месте старых деревянных причалов появилась новое железобетонное сооружение, которое дало возможность отправлять одновременно теплоходы почти по всем пригородным направлениям. Кроме того, в этом же году теплоход на подводных крыльях «Метеор» осуществил свой сотый рейс.
Теплоходы на подводных крыльях, которые скорее напоминают самолеты, чем судна, стали неотделимой чертой сегодняшнего Днепра. Без них уже тяжело представить себе бескрайние просторы Славутича. Совершил свой сотый рейс «Метеор». В июне он связал нас скоростной линией Херсон – Днепропетровск. «Метеор» — младший брат в семействе крылатых суден, с которых началось настоящее революционные преобразования на водном транспорте. Ведь там, где раньше нужны были дни, теперь тратятся считанные часы. Капитан Александр Бескровный и вся команда «Метеора» прекрасно освоили новое судно. Хорошо знают маршрут, большая часть которого проходит по Каховскому морю. Поэтому все 124 пассажира, которых принимает на борт белоснежный красавец, могут спокойно заниматься своими делами. «Метеор» уже перевез более 18 тысяч пассажиров. Столько же, как и самое большое Днепровское судно, дизель-теплоход «Ленин», который курсирует на этой же линии.