1962 год. Суда на подводных крыльях.




Приветствую Вас.

Человека, еще на ранних этапах развития общества, не устраивали темпы передвижения на своих двух. Поэтому он начал придумывать. Придумал колесо. Потом начал использовать животных: лошадей, верблюдов, слонов. В мечтах своих он достигал неординарных высот. Так, в сказках появились сапоги-скороходы, ковер-самолет, индивидуальный вид транспорта – у Бабы Яги это была ступа. А вот херсонцы долгое время передвигались пешком. Потом ездили на телегах, а первым общественным видом транспорта в Херсоне стал автобус. О троллейбусе мы немного говорили, немного вспомним после. А вот с трамваем нам не повезло. Нет в Херсоне трамваев, и никогда не было. Хотя здесь кроется определенный парадокс. Потому что выдающийся инженер Пиротский, с именем которого связаны такие изобретения человечества, как метро и прежде всего трамвай, долгое время жил в Херсоне, работал здесь, а умер в Цюрупинске в бедствии и забвении.

В начале 60-х годов появился принципиально новый вид транспорта – судна на подводных крыльях. Им давали космические названия – "Кометы", "Ракеты", "Метеоры". А самым мощным и самым комфортабельным из этих суден был, безусловно, "Вихрь". Первый свой рейс в 1962 году он и осуществил по маршруту Херсон – Одесса. Этому есть документальное свидетельство.

Каких только суден не увидишь возле пирса Одесского морского порта. А вот такой красавец впервые. Современная форма корпуса радует глаз, подчеркивает стремление вперед, поэтому и название у него – "Вихрь". Вместе с другими пассажирами нам посчастливилось попасть на один из первых рейсов Одесса – Херсон. Как проходил этот рейс, мы Вам и расскажем. Итак, в 10-00 наш крылатый лайнер отошел от причала Одесского порта.


Почему наш? Потому что это действительно наш, советский, самый большой в мире морской теплоход на подводных крыльях. В тумане промелькнул одесский маяк. И через несколько секунд, набрав полную скорость, мы вышли в открытое море. Скорость 75 км/час. Тяжело в тумане вести судно. Игорь Павлович Рачинский, капитан судна, уверенно ведет теплоход. Через 2,5 часа будем в Херсоне. А как себя чувствуют пассажиры? Здесь комментарии излишни. 260 пассажирских мест удобные и мягкие. Каждый ведет себя согласно своим привычкам, характеру и темпераменту. Как работают агрегаты судна? Подготовьтесь, скоро Херсон. Все в порядке, капитан. Все готово. Нужно самому проверить, как себя чувствуют пассажиры, как работает машина. Далеко за кормой осталось Черное море. Снова знакомые берега Днепра. Херсонский порт. "Мы прибываем вовремя. Аппаратура работает безупречно", - говорит радист, Владимир Федорович Клизе. Вот уже приближаемся к Херсонскому порту. На часах 12-15. Ну, пора собираться. За иллюминатором Херсон. Последние минуты швартовки. Мы покидаем судно. Все улыбаются. А в 15-00 этот комфортабельный, скороход отправится снова в Одессу. Очень интересное путешествие. Попробуйте, не пожалеете.

Эдуард Петров (инженер Херсонского речного порта) – 62-й год, это как раз год становления нашего коллектива, нашего предприятия. Маршруты у нас очень большие. В те годы советские рейсы выполнялись в Голую Пристань, в Цюрупинск, в Казачьи Лагери. То есть все низовье Днепра было охвачено нашими перевозками. Кстати, в эти годы 100-тысячный порт имел в границах 200 км. От Лепетихи, в Каховском водохранилище, до Геройского в лимане Днепра. Это все была наша территория. Всю мы ее обслуживали. Тогда у нас работало два песчаных карьера. В Глициновке, есть такой поселок в Николаевской области, и в Кардашинке. Последний и сегодня есть. И вот, в эти годы, началось обновление нашего речного транспорта. Ведь дело в том, что до этих лет наши перевозки осуществлялись небольшими теплоходиками, типа "Москвич", которые вмещали 150 человек всего-навсего. А именно в эти годы, начало 60-х годов, началось пополнение большими судами, 300-сильными. Напомните мне, пожалуйста, какие у нас суда уже были? "Максим Рыльский", "Короленко", "Сковорода", "Кузьма Минин", выполнялись и грузовые перевозки от низовий Днепра до Каховского водохранилища. Все это было в наших руках. Это годы начала развития порта. В конце 60-х годов мы образовались как единое самостоятельное предприятие. Вот на этом месте был естественный берег, не было причалов, поэтому было трудно. Появились первые большие портальные краны. До 50-х годов самый большой кран у нас был 2,5 тонны грузоподъемности КП-48. А в эти годы появились 5-тонные портальные краны. С этого началось развитие нашего порта. Уже к 70-м годам порт полностью окреп. На наших песках Глицинского карьера построен весь Шуменский микрорайон, весь микрорайон Острова – "Корабел". Все построено на песках, которые перевозили мы, речники. Так что мы внесли большой вклад в развитие нашего Херсона.

Корреспондент – Скажите, пожалуйста, а кем Вы работали в те годы?

Клавдия Городкина (глава совета ветеранов Херсонского речного порта) – Я пришла на работу сюда 11 марта 1947 года. Тогда был порт. Мы соединились с морским портом в 1953 году. И всего один год были вместе. Порт обслуживал пассажирский флот и весь транзитный флот, начиная от Киева и кончая Николаевом. Это больше 3000 судов.

Василий Мудролюбов (инженер энергообеспечения Херсонского речного порта) – Механизация порта включала в себя краны плавучие малой мощности, такие как РМЗ грузоподъемностью 3 тонны. В то время появились первые краны – пятитонный 146-й кран "Коммунар". И был старенький кран, полученный по репарации, "Колби-стилл" американского производства. Хозяйство энергетическое состояло из одной подстанции, было два трансформатора, тоже по репарации получены, 100 КвА и 160 КвА. В то время, как сегодня мы имеем мощность трансформатора 4000. Работа выполнялась в основном по электрообеспечению карьерного хозяйства Кардашинского, Глицинского карьеров. Там стояли электростанции, которые обеспечивали электроэнергией транспортерные линии. Песок был основным весом в программе нашей работы. Работа заключалась большей частью в том, что выполняли то же, что и сегодня. Мы были перевозчиками, перегрузочный комплекс, порт. В то время была примерно такая же работа.

В одной из наших предыдущих передач мы рассказывали, как на улицах Херсона появился первый троллейбус. И сегодня он ходит по тому же маршруту, номером 1. В 1962 году появилось еще два маршрута. № 2 и №4. А №3 появился в 1963 году. Ну, мы об этом расскажем в одной из наших следующих передач. А сейчас я хочу Вам рассказать об очень интересном маршруте, потому что троллейбус необычный, он пионерский.

19 апреля. Чудесное весеннее утро. За этот день наша страна сделала еще один шаг вперед. В общий труд миллионов советских людей вливаются и пионерские дела. Эта торжественная линейка воспитанников школы-интерната №1 посвящена пуску пионерского троллейбуса. Звучат слова рапорта. Как много полезного сделали дети. Дубовая аллея имени Ильича, более 6 тысяч деревьев и кустов. Десятки трудовых вахт и сотни тонн металлического лома. Победителем в соревновании стал пионерский отряд №6. Его представителям и предоставлено право разорвать ленту, первыми проехать круг почета на своем пионерском троллейбусе. Ведь он построен из металлолома, собранного руками детей. И водить его будут почетные пионеры: Виталий Першаков и Зинаида Бухтер. Настойчивые, трудолюбивые с честью выполняют юные пионеры свою двухлетку, помогают старшим приближать светлое завтра.

Продолжаем транспортную тему. По земле мы уже попутешествовали, по водным просторам также. Уже время подниматься в небо. Тем более, что есть серьезный повод. В 1962 году Херсонский аэропорт впервые принял действительно современный самолет.

Пассажирам Херсонского аэропорта не приходилось летать на скоростных современных лайнерах. И вот он появился новый, турбовинтовой красавец, гостеприимно принятый на херсонской земле. Среди тех, кто встречал этого первенца средних авиалиний, секретари Обкома Партии, товарищи Халатсин, Кобак, глава Совета Народного Хозяйства, товарищ Прибизский, представитель общественных организаций города. Цветы Вам, небесные покорители скорости. Здесь же на аэродроме состоялась пресс-конференция для журналистов республиканских и областных газет, радио и телевидения. Комментарии давал начальник украинского управления гражданского воздушного флота Николай Григорьевич Ковтюк.

Он сам привел первый пассажирский рейс нового лайнера из Киева в Херсон. Прекрасная машина. Снова в полет. Самолет легко набирает высоту. Земля там, под облаками. АН-24 – одно из самых новых достижений авиатехники. Самолет предназначен для перевозки пассажиров, почты, грузов. В комфортабельном салоне 32 удобных кресла. Поддерживается комнатная температура, кондиционированный воздух. На высоте 6000 м воздушный лайнер развивает скорость 475 км/час. Самолет может осуществлять полет и посадку в сложных метеоусловиях. Как видите, и пожилые и молодые пассажиры чувствую себя превосходно. В Киеве будут через 1 час 5 минут после взлета с Херсонского аэродрома.




 

1962 год. Херсонщина спортивная 1962 год. Трудовая хроника Херсона