1962 год. Любите ли Вы театр? Любите ли Вы его так, как люблю его я?
Приветствую Вас.
«Любите ли Вы театр? Любите ли Вы его так, как люблю его я?» Те, кто смотрел в свое время фильм «Две сестры», хорошо помнят тот монолог, в исполнении Татьяны Дорониной. Театр долгое время оставался самым главным зрелищем. У Херсона есть интересное и давнее прошлое (я имею в виду театральное). Такие великие актеры, как Щепкин, приезжали к нам. Кстати, приезжал вместе с литературным критиком Белинским. Виссариону Григорьевичу не очень понравилось помещение, которое было приспособлено под театральный зал, но очень понравились овощи и фрукты южного края. Литературная группа, которая существовала тогда в Херсоне, много сделала для того, чтобы театр стал повседневным явлением в жизни Херсона. Благодаря усилиям Грабенко, Чернявского, в Херсон часто приезжали такие корифеи украинского театра, украинской сцены, как братья Тобилевичи, Саксаганский, Садовский, Кропивницкий. Именно в Херсоне была впервые издана пьеса Карпенко-Карого «Хозяин». На нашей сцене играла непревзойденная Мария Заньковецкая.
Когда появилось кино, а потом телевидение, кто-то пророчил быструю гибель театру. Но, слава богу, так не произошло, театр жив. А с телевидением театр сотрудничает. В 1962 году благодаря такому сотрудничеству театралов и телевизионщиков появился фильм. Назывался он: телевизионная повесть «Улица Ладычука». И главные роли играли именно актеры Херсонского Музыкально-драматического театра: Микуцкий, Щитка, Голубев. К сожалению, никого из них я не могу пригласить в нашу студию. Наша программа опоздала как минимум, лет на пять. Но одного участника этого творческого постановочного процесса Вы увидите у нас в студии. Но будет это минуты через две. А сейчас давайте поедем в Скадовск. В лето 1962 года. И там встретимся с артистами театра. Дело в том, что долгое время было популярным выезжать на гастроли во время летних каникул именно в города и села области. И вот одну такую поездку сняли наши операторы.
Утро. Чудеснее летнее утро. Еще час и Скадовск оживет, зашумит рокотом человеческих голосов, ревом машин. На морской берег придут отдыхающие. А сейчас тишина. Спят в отеле и те, о ком мы хотим сегодня рассказать. Кстати, эти кинокадры познакомят Вас с одним днем группы актеров нашего театра. И речь идет не об отдыхе. И обратились мы к ним потому, что и это лето Херсонский театр проведет в городах и селах нашей области, покажет сельским жителям свои представления и концерты. А вот и наш знакомый – Иван Голубев. Доброе утро. Сколько вдохновения, бодрости приносит такая зарядка. Минутку, фото на память о сегодняшнем утре и отличном настроении. Рабочий день начался. Сегодня зрители, затаив дыхание, будут смотреть трогательную повесть о жизни и любви Вали и Сергея. О силе и красоте человеческих чувств. Это вечером. А сейчас самые любопытные с большим любопытством наблюдают, как готовится сцена, декорации. Здесь есть и такие, для кого эта встреча с настоящим театром впервые в жизни. День долгий, до спектакля далеко. Посетили актеры ток. Приятно встречать желанных гостей.
Почему гости? Помощники. Вот это прекрасно. В такой обстановке люди знакомятся быстро. Чудесно так отдыхать. Все нравится колхозникам. И задушевные песни, и пламенное художественное слово, и шуточный танец, и музыка, и смышленая беседа. А перед вечером еще одна встреча, теплая, искренняя, трогательная. И хлеб-соль, и улыбки, и добрые отзывы. Во всем сердечная благодарность актерам за мастерскую игру, за минуту наслаждения от хороших спектаклей и концертов. И здесь, среди степи широкой, среди трудяг приходит ощущение, чтобы быть актеру по-настоящему счастливым, не нужно большой сцены, множества огней. Пусть плохо ехать пыльной дорогой, пусть на автомашине не удобная маленькая сцена, но как необходимо искусство людям, что от зари до зари работают в селах, создавая достаток, людям, которые очень редко бывают в настоящем театре. Принести им эстетическое наслаждение, что может быть приятней? Вечереет. Солнце золотым серпом легло на горизонте. И постепенно утопает в морских волнах. Уже наверняка ожидает зрителей окончание истории. Уже время уезжать. Ехать на новую встречу с отзывчивыми, благодарными друзьями.
Ведущий – Как я Вам и обещал, участник постановочного процесса телевизионной повести «Улица Ладычука», Михаил Штирмер. Михаил – очень артистичная натура, он организатор многих шоу. Одно шоу я видел даже в Болгарии. А было и телевизионное шоу – «Шарм-шоу». Но это было относительно недавно, в 90-х годах. А мы ведем разговор о 1962 годе. Каким ветром тебя занесло в фильм, главный режиссер которого была Людмила Чепеленко?
М.Ш. – Ну, во-первых, здравствуйте. Нужно поздороваться. Это было, как Вы уже знаете, в 1962 году. Сколько я себя помню, я был неравнодушен к сцене, и тянуло меня к ней. Я занимался в студии при Херсонском Драмтеатре. И Людмила Федоровна Чепеленко, в то время главный режиссер Херсонской студии телевидения и режиссер фильма, подбирала актеров для съемок в этом фильме. И ей нужен был мальчик для съемок в одном из эпизодов. Я помню, учился ходить на костылях. Как бы, я роль инвалида играл. Этот эпизод снимался на розе улиц Ленина и Коммунаров. Тогда еще пушки не было на том месте. А где сейчас художественный музей, если мне память не изменяет, был горисполком. Ратуша с часами, все тогда работало. Часы играли музыку, отбивали время. И вот, массовку тогда, так называемую массовку, на телегах эвакуация. Сцена эвакуации, немцы входят в Херсон. И я как инвалид, почему-то не мог по сюжету добраться.
Ведущий – Мы сейчас разговариваем, а наши телезрители уже видят кадры именно этой сцены.
М.Ш. – Я вообще удивлен, что я так выглядел. Усы еще даже не росли тогда. И я бегу на костылях и кричу «Николай, Николай, а куда же ты голубей дел?».
Ведущий – Такая фраза была?
М.Ш. – Да, птица мира. Ее надо спасти. В надежде на то, что все равно мир наступит. Так режиссер трактовал мою актерскую задачу. Ну, вот так я в первый раз попал на экран.
Ведущий – А сколько снимали? Было несколько дублей? Или сразу сняли?
М.Ш. – О нет, много было дублей. Во-первых, сначала репетиция была с массовкой, с телегами, люди эвакуируются. Это были студенты культпросвет училища. Точно помню. А потом с разных ракурсов снимали. И если внимательно посмотреть этот эпизод, то видно, что я сначала иду в толпе с одной стороны, к краеведческому музею, а потом крупным планом я иду с другой стороны.
Ведущий – Ну это при монтаже.
М.Ш. – Да, видно эти кадры получились лучше, и при проявке, наверное. Потому что снималось все на пленку. И дорожили каждым кадром в те времена. А потом долго озвучивали. Нужно было попасть артикуляцией и губами совпасть текстом. Ну, интересно было. Для меня, мальчишки, это было очень интересно.
Ведущий – К сожалению, озвучка не сохранилась. Ну, слава богу, что сохранился видеоряд, и мы видим здесь ведущих артистов Херсонского Музыкально-драматического театра.
М.Ш. – Да, Анатолий, к сожалению, я посмотрел, никого не осталось из участников фильма. Ни Георгия Кузменкова, ни Николая Микуцкого, ни Вани Голубева, Тоня Щитка, Машинский. К сожалению, это корифеи Херсонской сцены, Херсонского театра, это талантливейшие люди, это, можно сказать, актеры европейского уровня, масштаба. Да, так получилось, что я один остался.
Ведущий – Я сказал в начале нашей программы, Вас еще не было в студии, что наша программа, к сожалению, опоздала. Минимум лет на пять.
М.Ш. – Если не на 10.
Ведущий – Ну и какие-то смешные, комичные эпизоды. Всегда, когда снимается кино, что-то бывает не совсем так, как предусматривается.
М.Ш. – Ну, если Вы покажете, там есть интересный эпизод, который снимался за городом. Актер Микуцкий садится в лодку и отплывает от берега. И на втором или на третьем гребке весел, просто так смонтировано было, не дорезали пару кадров при монтаже, эти два кадра вошли в фильм. Гребет и не удерживается ногами и в фильме видно, ноги у него задираются вверх. Потерял равновесие.
Ведущий – Буквально несколько секунд, но видно, это правда. Михаил, а вот возраст, как бы сейчас сказали, тинэйджера, как подростка, что запомнилось во внешнем виде Херсона. Каким он был, какая жизнь была тогда в Херсоне? Глазами подростка.
М.Ш. – Не смотря на то, что мы находимся в студии телевидения, как бы в альма-матер, что люди нашу передачу смотрят по телевидению, тогда не было культа телевидения. Вот это я точно помню. Тогда была улица Суворова. От парка Ленина до кинотеатра Павлика Морозова люди ходили, общались. И я четко помню, что если кто-то нужен, телефонов было ведь очень мало, у избранных. А компьютеров вообще тогда только в виде арифмометра, ну или счеты. И люди общались на Суворова. И было известно, что если ты выйдешь на Суворова, то ты обязательно встретишь того человека, который тебе нужен. И ты с ним решишь какие-то вопросы. Просто люди гуляли. Это было очень приятно. Ходили, здоровались. Лица были, ты даже мог не знать имени человека, но ты часто его видел на Суворовской, и просто здоровались. Вот это, по-моему, одно из самых ярких, ну, то, что я запомнил, характеристик, проявлений того времени. Было очень много кафе, стояли тележки с газированной водой с сиропом, без сиропа. 3 копейки, одна копейка. Как в анекдоте есть. Вам без какого сиропа? Без лимонного или без вишневого? Было очень здорово. Кафешки всевозможные, мороженое. Ну, как-то добротой все это. Вот я вспоминаю, у меня то время ассоциируется с добротой. Вот не было разгула уличного беспредела, который мы сейчас испытываем.
Ведущий – Спасибо, Михаил, за воспоминания и о фильме, и о Херсоне 1962 года. А мы идем дальше.
М.Ш. – Спасибо, что меня пригласили.