1960 год. Интервью с А. Мураховским




Сейчас, в век тинэйджеров и бойскаутов, компьютеров и разнообразной видеотехники, безусловно, изменилась жизнь школьника. Хотя, мне кажется, его суть не изменилась. Как и раньше, школьники любят шутить. Может не так, как раньше, когда подкладывали кнопки на сидение учителю или соседу по парте или мылили доску, чтобы там невозможно было писать. А я вспоминаю один эпизод из своей школьной жизни на уроке физики. Старшеклассники ушли из кабинета физики, и правда, оставили почему-то нестертой тему урока. И мы прочли (русскоязычная школа): «Облез Паскаль». Учителя спрашиваем, а Паскаль действительно облез? Он: «Что, где?». Увидел, разозлился безусловно, ну, известный французский физик, был. Безусловно, не облез Паскаль, а Блез Паскаль. Хорошо, что сейчас мне не нужно сдавать экзамены по физике, очень тяжелого, по-моему, предмета. А можно просто пообщаться с учителем физики, у которого 50-летний педагогический стаж (Александр Мараховский).

А.М. - Есть такая пословица или притча: «Говорят, учитель, это не то, кто по диплому учитель, а учитель тот, которого ученики называют учителем». И до сих пор меня встречают и говорят: «О, наш учитель». А людям уже по 50 с лишним лет. Александр, знаем, что Вы Мараховский, Максимович, ой, спасибо Вам, что мы Вас встретили. Мы до сих пор с женой о Вас много говорим и вспоминаем.

Ведущий - Это правда, что Вы на уроках рассказывали анекдоты и Вас вызывали в соответствующие органы?




А.М. – Да. Директору школы родители доложили, что на уроках он позволяет себе, Вы знаете что? Рассказывать анекдоты. Так директор спрашивает меня, Вы действительно рассказываете анекдоты на уроках? Я говорю, да. Как? Анекдоты?! Я объясняю – анекдоты это очень краткий рассказик, смешной, как правило (во всяком случае, у Даля так написано). Он говорит, а какой же Вы рассказывали анекдот? Я говорю, когда мы изучали законы Ньютона, я ученикам привожу обычно какие-то там штрихи биографии ученого, изобретателя и так далее, я рассказал, ну он вообще-то был не женат, работал очень много, для него работа была – это его жизнь этого человека. И вдруг ему приблудилась кошка. Она же его утром будила, а он спать хотел утром. Он решил выпилить внизу двери дырочку, чтоб туда пролезала кошка. Ну и все было нормально. Ну а потом всякая кошка, как кошка, родила котят маленьких. И что получилось? Перед ним встала дилемма, хуже, чем закон всемирного тяготения. Думал, думал и решил рядом с большой дыркой вырезать маленькую дырочку, чтоб туда ходили маленькие котята.

Ведущий – Физики – люди. Да? А потом Вы сами были

А.М. – Этот анекдот вяжется с законом. В каком смысле? То, то было так, да? Когда и звучал одновременно анекдот. Поэтому хорошо они усвоили закон всемирного тяготения. Да, ассоциации, совершенно верно.

Ведущий – А Вы были потом и директором в школе?

А.М. – Был директором. Но самое главное впечатление было, конечно о том, когда я работал учителем физики. В 62-м году в 30-й школе, где я работал с 58-го по 77-й годы, учителем физики, классным руководителем, и мы впервые тогда (тогда была директором 30-й школы Морозова Дина Лаврентьевна, наверное, Вы ее знаете. Была тогда красавица, молодая, умная женщина). И вот мы решили пойти ва-банк и первые в области, может быть, одни из первых в Украине организовали на базе нашего физического кабинета спец-класс по физике. Отобрали ребят туда и так далее. А какие получились выпускники. Можно я хоть два слова о них скажу? Вот передо мной лежат фотографии моих выпускников, которых я помню, и которые меня до сих пор помнят. Ну, допустим, кто это? Начальник морского порта Юра Тутушкин, генерал Игорь Орлов (заведует нашей областной таможенной службой), Дранков - кандидат медицинских наук, главный гинеколог областной больницы, Мерезовская Оля – зам.начальника управления Херсонской областной медицины, директор гимназии №6 – Миша Завадский, Клименко Сергей – кандидат медицинских наук, ведущий гинеколог города Петербурга, зав.кафедрой украинской литературы, кандидат исторических наук – Хохлов, Ихалин Саша – сейчас такой важный человек – один из ведущих управляющих крупной судоплавной компанией юга Украины. Можно было бы много  других говорить.

Ведущий – Все учились у Вас?

А.М. – Все у меня. Я был у них классным руководителем кроме всего. И все сделали видите какую карьеру. Не потому, что они карьеристы, а потому что они умные люди. И самое главное, что всем этим перечисленным людям, я с ними иногда контактирую, они не только крупные специалисты своего дела, но они, в них присутствует чувство гуманности, гуманного отношения к людям, чему я их и учил в свое время. В сентябре был первый звонок в 31-й школе, я прощался с моим коллективом, моими детьми, и написал такой небольшой стишок и с ним выступил:

Я плачу и смеюсь, а я смеюсь и плачу.

Ведь каждый день я вижу,

Как школьники в школу идут,

Несут учебники, тетради с собою.

А я смотрю на небо с мольбою.

Ведь родная школа, я прощаюсь с тобою.

Ведущий – Я хочу сказать, что Александр Максимович Мораховский сорвал нам одну рубрику. Ну вы знаете, рубрика «До востребования» где мы ищем людей, либо отображаем события. И вот я включил надежду, что все-таки поможет Александр Максимович узнать, что это за кадры. И на самом деле, вот вы сейчас видите перед собой школу, линейку, ну происходят обычные ритуальные события

А.М. – Единственное, известно, что это школа №3. Я узнал по лицу директора.

Ведущий – 3-ю школу я знаю. Она на острове и совсем не похожа на эту.

А.М. – Это стабильная школа. Такого типа были построены еще до войну в 37-м году. Это школа № 14, знаете, около церкви большой. Это школа №7 на Молодежной и школа №3. Три школы были построены за 1 год.

Ведущий – То есть это другая 3-я школа?

А.М. – Да, современная 3-я школа сейчас на острове.

Ведущий – Вы узнали директора.

А.М. – Да, я с ним был очень хорошо знаком. Он был участник войны, очень порядочный человек.

Ведущий – Херсон – это город, который Вы любите, который, как я понимаю, не променяете ни на какой другой.

А.М. – С 26-го года я живу в Херсоне. И история города прошла перед моими глазами. Меня только, понимаете, возмущает то, что у руля города часто стоят люди, которых город совершенно не интересует. Архитектор - не херсонский, председатель исполкома - не херсонский, а прикипают к городу те, которые должны иметь какой-то статус горожанина. Ну, я, будучи бы архитектором, не позволил бы на Суворова построить разные здания типа шанхайских лачуг на фоне театра. Этого не может быть, потому что быть не может, хотя я не архитектор. Но чувство вкуса, любовь к своему городу, к своей улице должна существовать у каждого гражданина.

Ведущий – Мы сегодня общались с Александром Максимовичем Мораховским, не просто физиком, а истинным патриотом города Херсона.

В нашей поисковой рубрике «До востребования» также школьная тема. Мы сейчас вам покажем два коротких киносюжета. Один об учительнице, второй об ученике. Честно говоря, надежды на то, что мы идентифицируем их личности, очень мало, потому что речь идет не о знаменитых людях, а, как мы говорим, о рядовых херсонцах. И все-таки, будьте внимательны.

Известно, что учительская работа состоит из двух половинок. Видимая часть – учитель на уроке, а вторая, скрытая – подготовка к уроку. Именно об этом и шла речь в этом киносюжете. Может быть, вы подскажете фамилию этой учительницы?

Вообще редкие кадры и не очень типичные для информационных программ. Герой киносюжета – обычный ученик. Причем, показано его, как и учительницу, не на уроке, а дома, а также в библиотеке. Может прежний школьник узнает себя и отзовется?

Двое юношей смотрели на чистую, прозрачную воду. Что ты видишь? - спросил учитель у первого юноши. Свое отражение, - ответил тот. А ты что видишь? – спросил учитель у другого юноши. Я вижу источник, как бьют водяные ключи. Итак, на одну и ту же вещь, на одно и то же событие можно посмотреть по-разному. Вы увидели наш обзор на 1960 год. Мы ждем ваших писем по адресу: Херсон, ул. Перекопская, 10 или звоните нам по телефону 22-97-49. Всего вам самого доброго и до следующей встречи.

Анатолий Марущак (журналист)




 

1960 год. Здравствуй Куба. Херсонская областная станция юных техников 1960 год. Самая читающая страна.