1960 год. 2 выпуск. Здравствуй Куба. Херсонская областная станция юных техников
Приветствую Вас.
Мы продолжаем телевизионное путешествие в 1960 год.
Безусловно, для кого-то он был печальным, для кого-то радостным. Но с точки зрения развития общества, 60-й был безусловно со знаком плюс. Это был год Хрущевской оттепели, когда еще не забылась эйфория развенчания культа личности Сталина, когда казалось, можно было дышать полной грудью. Идея Никиты Хрущева «догнать и перегнать Америку» тогда большинству советских людей не казалась какой-то невероятной и абсурдной. И были на то причины. Впервые за много лет власти рабочих и крестьян Советский Союз по большинству экономических показателей опередил США, которые переживали временный кризис. Каждая страна отстаивала свой способ жизни, ее преимущества. Советский Союз много помогал материально развивающимся странам, как-то поддерживал и морально. В Москве именем Конголезского борца за свободу и за мир Патриса Лумумбы был назван Университет Дружбы Народов.
А парни под гитару во дворах пели: «Убили гады Патриса Лумумбу, а труп его не отдали жене. Убийцы были Чомбе и Мабуту…». И, вы знаете, я был очень мал, но до сих пор помню те слова, и как я ненавидел этих Чомбе и Мабуту. А еще мы очень сочувствовали Кубинским патриотам. Даже в 1960 году во время проведения Первого Областного Съезда женщин, о котором мы рассказывали в прошлой передаче, призывали: «Америка – руки прочь от Кубы».
До Карибского кризиса оставалось несколько лет, а Херсонщина встречала посланников «острова свободы». Хронику событий мы начнем именно с такого киносюжета.
«Здравствуй, Куба» — так назывался репортаж в новостях. Херсонцы встречали моряков «острова свободы». Приветствия были по-настоящему искренними, ведь встречали представителей первого в мире социалистического государства в Западном полушарии. Тростник был на Кубе, практически монокультурой, потому в Советский Союз везли, прежде всего, сахар. Хотя своего, правда более качественного, из свеклы производили намного больше, можно сказать, что больше, чем во всем мире. Этот отечественный сахар везли в другие страны социалистического лагеря. Тут учитывались уже не экономические, а политические интересы. На экскурсиях всегда выбирали маршруты, которые вели к детям. Ведь это самая благодарная и самая искренняя публика.
Хотя в советские времена так и не удалось обеспечить каждую семью отдельным жильем, как обещал Михаил Горбачев, все же строили много. А значит, было немало новоселов, которым крайне необходима была мебель. Настоящий мебельный бум приходится на 70-е, когда записывались в длиннющие очереди, мечтая приобрести модную стенку стран социалистического содружества или, по крайней мере, мастеров из западной страны. В 60-м все было проще, хотя делали добротно, и дерево было настоящим. Безусловно, много ручного труда, невысокая его производительность. Но и Херсонская мебель находила своего потребителя.
Ранее в учебниках из политэкономии выделяли группу А – тяжелая промышленность, и группу Б – легкая промышленность. Естественно, А отдавали приоритет, Б стимулировали разными съездами и постановлениями. Продукция советского швейного производства – это качественный добротный материал без особенных фантазий в стиле и моде. Покупая пиджак или костюм, Херсонцы были уверены, что вещь не сбежится, не сядет при первой стирке, будет носиться долго, еще и может надоесть. За производственным процессом на фабрике «Большевичка» могут сейчас наблюдать и оценивать наследники из фабрики «Красень».
В 60-м году не стоял вопрос: покупать свое или чужое, поддерживать или нет отечественного производителя. В магазине «Бакалея, гастрономия» иностранного товара практически не было. Завозили из-за рубежа тогда мало и даже продукция социалистического лагеря, например, болгарские консервы, были настоящим дефицитом. Правда, со временем мы поняли, что наши продукты самые вкусные в мире. Их, как вы видите и сегодня можно встретить в магазинах или на базарах. А вот упаковку полностью поменяли с бумажной на полиэтиленовую, как и ящики для жалоб, управлением по защите прав потребителя.
Киносюжет на семь минут, практически небольшой фильм, который сняли в 60-м о работе Херсонской областной станции юных техников. Маленькие граждане страны не могли пожаловаться на отсутствие предложений со стороны многочисленных кружков в школах, дворцах пионеров, домах быта. Хочешь модели делать, пожалуйста, ракеты конструируй, овладевай автоделом. Удовлетворялись самые разнообразные интересы мальчиков и девочек. Детская поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений даже шутила над девочкой, которая одновременно занималась в десяти кружках. Добавим, обучали детей бесплатно. А с руководителей требовали более тщательно заниматься профориентацией.
Экономически дружить с Кубой нам было не очень выгодно, а вот человеческие отношения были действительно искренними. И не даром Фидель Кастро со временем даже взял такую приставку «ру» — «Фидель Кастро — ру». А во время вооруженного конфликта в Анголе кубинские солдаты защищали наших советских офицеров, которые там были (отдельный контингент, как мы называли). Защищали как своих собственных кубинских офицеров. Был такой случай: демонстрировали известный фильм «Коммунист» на экранах Гаваны и во время одного сеанса там были кубинские солдаты с автоматами, пистолетами. И когда они видели последние кадры, когда погибал, вы помните, герой известного нашего артиста Урбанского, они поднимались с мест, и начинали стрелять в классового врага, в кулака.
Известный украинский поэт Иван Рябченко как-то рассказывал мне такую историю. Пришел кубинский корабль в Одессу. Тут сообщили с Гаваны кубинскому моряку, что у него родилась дочка, и сразу он решил, что даст ей имя Одесса. А одесситы шутили: хорошо, что наш город называется так красиво – Одесса, а не Кривой Рог, а то была бы кубинка Криворожица.
Очень популярной была переписка между украинскими школьниками, в частности херсонскими, со школьниками стран социалистического лагеря. География была очень широкой, от Гаваны до Ханоя. Адреса, как правило, находили во Дворцах Пионеров, в разных интерклубах. И вот, среди сюжетов, в частности 60-го года, достаточно большой объем занимают школьные сюжеты. О чем они? О разных линейках и пионерских ритуальных действах.
На этих кадрах вы видите прием в октябрята. А потом мы покажем вам и прием в пионеры. В какой именно школе? К сожалению, мы не можем сказать. Но, безусловно, во всех пионерских мероприятиях было много общего. Ведь за десятилетия сложился определенный ритуал с обязательным чтением стихов в наивных формах.
Следим за комнатным цветком,
За чистотою грядок,
Метем, стираем, полем, шьем,
У нас во всем порядок.
И не боимся мы станка,
К нему походим смело,
Мы знаем – каждому из нас
Найдется в жизни дело.
Это строки из речёвок пионеров именно 1960 года.
Сейчас, в век тинэйджеров и бойскаутов, компьютеров и разнообразной видеотехники, безусловно, изменилась жизнь школьника. Хотя, мне кажется, его суть не изменилась. Как и раньше, школьники любят шутить. Может не так, как раньше, когда подкладывали кнопки на сидение учителю или соседу по парте или мылили доску, чтобы там невозможно было писать. А я вспоминаю один эпизод из своей школьной жизни на уроке физики. Старшеклассники ушли из кабинета физики, и правда, оставили почему-то нестертой тему урока. И мы прочли (русскоязычная школа): «Облез Паскаль». Учителя спрашиваем, а Паскаль действительно облез? Он: «Что, где?». Увидел, разозлился безусловно, ну, известный французский физик, был. Безусловно, не облез Паскаль, а Блез Паскаль. Хорошо, что сейчас мне не нужно сдавать экзамены по физике, очень тяжелого, по-моему, предмета. А можно просто пообщаться с учителем физики, у которого 50-летний педагогический стаж (Александр Мараховский).
А.М. — Есть такая пословица или притча: «Говорят, учитель, это не то, кто по диплому учитель, а учитель тот, которого ученики называют учителем». И до сих пор меня встречают и говорят: «О, наш учитель». А людям уже по 50 с лишним лет. Александр, знаем, что Вы Мараховский, Максимович, ой, спасибо Вам, что мы Вас встретили. Мы до сих пор с женой о Вас много говорим и вспоминаем.
Ведущий — Это правда, что Вы на уроках рассказывали анекдоты и Вас вызывали в соответствующие органы?
А.М. – Да. Директору школы родители доложили, что на уроках он позволяет себе, Вы знаете что? Рассказывать анекдоты. Так директор спрашивает меня, Вы действительно рассказываете анекдоты на уроках? Я говорю, да. Как? Анекдоты?! Я объясняю – анекдоты это очень краткий рассказик, смешной, как правило (во всяком случае, у Даля так написано). Он говорит, а какой же Вы рассказывали анекдот? Я говорю, когда мы изучали законы Ньютона, я ученикам привожу обычно какие-то там штрихи биографии ученого, изобретателя и так далее, я рассказал, ну он вообще-то был не женат, работал очень много, для него работа была – это его жизнь этого человека. И вдруг ему приблудилась кошка. Она же его утром будила, а он спать хотел утром. Он решил выпилить внизу двери дырочку, чтоб туда пролезала кошка. Ну и все было нормально. Ну а потом всякая кошка, как кошка, родила котят маленьких. И что получилось? Перед ним встала дилемма, хуже, чем закон всемирного тяготения. Думал, думал и решил рядом с большой дыркой вырезать маленькую дырочку, чтоб туда ходили маленькие котята.
Ведущий – Физики – люди. Да? А потом Вы сами были
А.М. – Этот анекдот вяжется с законом. В каком смысле? То, то было так, да? Когда и звучал одновременно анекдот. Поэтому хорошо они усвоили закон всемирного тяготения. Да, ассоциации, совершенно верно.
Ведущий – А Вы были потом и директором в школе?
А.М. – Был директором. Но самое главное впечатление было, конечно о том, когда я работал учителем физики. В 62-м году в 30-й школе, где я работал с 58-го по 77-й годы, учителем физики, классным руководителем, и мы впервые тогда (тогда была директором 30-й школы Морозова Дина Лаврентьевна, наверное, Вы ее знаете. Была тогда красавица, молодая, умная женщина). И вот мы решили пойти ва-банк и первые в области, может быть, одни из первых в Украине организовали на базе нашего физического кабинета спец-класс по физике. Отобрали ребят туда и так далее. А какие получились выпускники. Можно я хоть два слова о них скажу? Вот передо мной лежат фотографии моих выпускников, которых я помню, и которые меня до сих пор помнят. Ну, допустим, кто это? Начальник морского порта Юра Тутушкин, генерал Игорь Орлов (заведует нашей областной таможенной службой), Дранков — кандидат медицинских наук, главный гинеколог областной больницы, Мерезовская Оля – зам.начальника управления Херсонской областной медицины, директор гимназии №6 – Миша Завадский, Клименко Сергей – кандидат медицинских наук, ведущий гинеколог города Петербурга, зав.кафедрой украинской литературы, кандидат исторических наук – Хохлов, Ихалин Саша – сейчас такой важный человек – один из ведущих управляющих крупной судоплавной компанией юга Украины. Можно было бы много других говорить.
Ведущий – Все учились у Вас?
А.М. – Все у меня. Я был у них классным руководителем кроме всего. И все сделали видите какую карьеру. Не потому, что они карьеристы, а потому что они умные люди. И самое главное, что всем этим перечисленным людям, я с ними иногда контактирую, они не только крупные специалисты своего дела, но они, в них присутствует чувство гуманности, гуманного отношения к людям, чему я их и учил в свое время. В сентябре был первый звонок в 31-й школе, я прощался с моим коллективом, моими детьми, и написал такой небольшой стишок и с ним выступил:
Я плачу и смеюсь, а я смеюсь и плачу.
Ведь каждый день я вижу,
Как школьники в школу идут,
Несут учебники, тетради с собою.
А я смотрю на небо с мольбою.
Ведь родная школа, я прощаюсь с тобою.
Ведущий – Я хочу сказать, что Александр Максимович Мораховский сорвал нам одну рубрику. Ну вы знаете, рубрика «До востребования» где мы ищем людей, либо отображаем события. И вот я включил надежду, что все-таки поможет Александр Максимович узнать, что это за кадры. И на самом деле, вот вы сейчас видите перед собой школу, линейку, ну происходят обычные ритуальные события
А.М. – Единственное, известно, что это школа №3. Я узнал по лицу директора.
Ведущий – 3-ю школу я знаю. Она на острове и совсем не похожа на эту.
А.М. – Это стабильная школа. Такого типа были построены еще до войну в 37-м году. Это школа № 14, знаете, около церкви большой. Это школа №7 на Молодежной и школа №3. Три школы были построены за 1 год.
Ведущий – То есть это другая 3-я школа?
А.М. – Да, современная 3-я школа сейчас на острове.
Ведущий – Вы узнали директора.
А.М. – Да, я с ним был очень хорошо знаком. Он был участник войны, очень порядочный человек.
Ведущий – Херсон – это город, который Вы любите, который, как я понимаю, не променяете ни на какой другой.
А.М. – С 26-го года я живу в Херсоне. И история города прошла перед моими глазами. Меня только, понимаете, возмущает то, что у руля города часто стоят люди, которых город совершенно не интересует. Архитектор — не херсонский, председатель исполкома — не херсонский, а прикипают к городу те, которые должны иметь какой-то статус горожанина. Ну, я, будучи бы архитектором, не позволил бы на Суворова построить разные здания типа шанхайских лачуг на фоне театра. Этого не может быть, потому что быть не может, хотя я не архитектор. Но чувство вкуса, любовь к своему городу, к своей улице должна существовать у каждого гражданина.
Ведущий – Мы сегодня общались с Александром Максимовичем Мораховским, не просто физиком, а истинным патриотом города Херсона.
В нашей поисковой рубрике «До востребования» также школьная тема. Мы сейчас вам покажем два коротких киносюжета. Один об учительнице, второй об ученике. Честно говоря, надежды на то, что мы идентифицируем их личности, очень мало, потому что речь идет не о знаменитых людях, а, как мы говорим, о рядовых херсонцах. И все-таки, будьте внимательны.
Известно, что учительская работа состоит из двух половинок. Видимая часть – учитель на уроке, а вторая, скрытая – подготовка к уроку. Именно об этом и шла речь в этом киносюжете. Может быть, вы подскажете фамилию этой учительницы?
Вообще редкие кадры и не очень типичные для информационных программ. Герой киносюжета – обычный ученик. Причем, показано его, как и учительницу, не на уроке, а дома, а также в библиотеке. Может прежний школьник узнает себя и отзовется?
Двое юношей смотрели на чистую, прозрачную воду. Что ты видишь? — спросил учитель у первого юноши. Свое отражение, — ответил тот. А ты что видишь? – спросил учитель у другого юноши. Я вижу источник, как бьют водяные ключи. Итак, на одну и ту же вещь, на одно и то же событие можно посмотреть по-разному. Вы увидели наш обзор на 1960 год. Мы ждем ваших писем по адресу: Херсон, ул. Перекопская, 10 или звоните нам по телефону 22-97-49. Всего вам самого доброго и до следующей встречи.
Анатолий Марущак (журналист)