1960 год. Первая передача




Говорят, когда человек часто рассматривает старые фотографии, это является признаком старения. Однако я думаю, что это природное желание вспомнить молодость, свое прошлое. Жизнь действительно похожа на одно мгновение, и вот разглядывая старые фотографии, вспоминая прошлое, человек как бы растягивает это мгновение во времени. И я глубоко убежден, что областное телевидение должно рассказывать именно про людей своего края, про историю именно наших Таврических степей. А иначе и быть не должно, иначе кто снимет, кто расскажет про нас. И именно такие передачи пользуются наибольшей популярностью среди телезрителей.

Год рождения областного телевидения - 1959. А уже в следующем году начали снимать на кинопленку, и именно эта кинопленка с 1960 года хранится в государственном архиве Херсонской области. С этого года мы и начинаем нашу телевизионную летопись. Безусловно, есть и другие программы, которые создавались и сейчас создаются на основе архивных документов, и можем вспомнить среди наиболее популярных Леонида Парфёнова и его «Намедни».

Конечно, у нас нет такого огромного количества материала, однако наша программа «XX столетие. Херсонский хронограф» имеет свое особое значение – мы рассказываем про наших людей и про наш край.

1960 год. Про что тогда писали, про что говорили, что показывали? Прежде всего - трудовые победы. Был второй год семилетки, и вот представляете, были даже такие почины – коллективы выступали с инициативой: «Семилетку за 2 года!». На разных политинформациях в городах и селах рассказывались и обсуждались важнейшие документы партии.

Хроника событий 1960 года.




Декабрьский пленум наметил конкретные мероприятия по выполнению запланированных съездом решений, призвал коммунистов и комсомольцев, всех трудящихся развернуть социалистические соревнования за успешное претворение в жизнь величественной программы дальнейшего развития сельского хозяйства, мобилизовать все силы на досрочное выполнение семилетки.

Бюро херсонского горкома Компартии Украины и исполкома горсовета депутатов рассмотрело итоги выполнения социалистических соревнований в третьем квартале 1960 года. Победителями социалистического соревнования среди коллективов промышленных предприятий, организаций транспорта и связи признан коллектив завода «Карданных валов», директор Негинский. Среди предприятий металлообрабатывающей, судоремонтной, нефтеперерабатывающей промышленности – нефтеперерабатывающий завод, директор Демидов.

Херсонский консервный комбинат, который в 1960 году носил имя Сталина, а потом другого вождя – В.И.Ленина, был настоящей гордостью Херсона. Продукцию здесь изготавливали, как бы сейчас сказали, экологически чистую. А мощности предприятия стали со временем самыми большими в Европе. Херсонцы и доныне вспоминают вкусную дешевую кабачковую и баклажанную икру, соки, халву.

Немало сюжетов было посвящено развитию птицеводческой отрасли. В материалах журналистов отмечалось: «Птицеводство в Херсонской области все больше расширяется. На фермах используются передовые методы содержания птицы, строятся широкогабаритные помещения, улучшается кормовая база. Для питья птицам монтируют автоматические поилки, которые обеспечивают свежей водой.»

А сейчас Вы видите праздник, которые малыши отмечают, и который сейчас не празднуется. 43-летие Великого Октября. Но, Вы знаете, на каком бы празднике не были дети, они излучают радость. Это всегда веселое представление, с искренними непосредственными исполнителями. Первый детский садик в мире появился в 19-м веке в Германии. И это, наверное, логично, учитывая любовь немцев к порядку. Им прививалось это с детства. Система детских садов в Советском Союзе в 60-е годы позволяла решать много социальных проблем. Хотя, безусловно, далеко не все. Общественное воспитание делало детей более коммуникабельными, а воспитание индивидуальности отступало немного на второй план. Наверное, по-разному вспоминают не очень вкусные супы и каши, но очень вкусные компоты и пирожные в детских садиках 60-ков, которым сейчас уже под 50. Но, уверен, всем приятно вспомнить праздничные утренники и своих маленьких друзей.

Об истории херсонского футбола мы вскоре обязательно сделаем отдельную передачу. А сейчас смотрите фрагмент матча на стадионе «Спартак». Строительство «Кристалла» было только в довольно далеких планах. Этот футбол значительно отличается от современного, по-настоящему профессионального. А вот трибуны радуют глаз. Не комфортными сидениями, а тысячами болельщиков, среди которых и женщины, и дети. Да, на футбольные матчи в 60-е годы ходили семьями. Хотя, и тогда херсонские мастера кожаного мяча звезд с неба не хватали, но играли они, по выражению одного из современных тренеров, в искренний футбол. И болельщики были благодарны им за это.

Кадры, которые Вы сейчас увидели и которые Вы еще увидите в следующих наших передачах, снял один человек, Евгений Иванович Ляшенко. Почему я так уверенно говорю, потому что тогда, в 60-м году на телестудии просто не было другого оператора.

Ведущий – Это правда?

Е.И.Ляшенко – Да, один я был.

Ведущий – Сколько лет один?

Е.И.Ляшенко – Один я был лет шесть. А вообще я проработал 12,5 лет на телевидении.

Ведущий – Я знаю, что у Вас нет специального образования. Вы пришли, практически, на операторскую работу от станка.

Е.И.Ляшенко – Да, от токарного станка, где я работал тоже много лет.

Ведущий – А как Вас заметили? Такой логичный вопрос, ведь не каждого токаря пригласят с завода.

Е.И.Ляшенко – Да, я сильно увлекался киносъемкой, почти с детства. И сделал свою камеру собственноручно и снял фильм, люблю я очень свой город Херсон, где я родился, и никуда не собираюсь уходить. Фильм снял этой же кинокамерой о городе. Меня заметили, забрали на телевидение, оно как раз открывалось. Тогда налаживали аппаратуру, проверяли. Забрали меня сюда, я и остался.

Ведущий – Я хочу сказать, что, безусловно, Евгений Иванович Ляшенко – это оператор от бога. Вообще, у него руки – это самородки. И на пианино играет, и, как Вы слышали, камеры сам собирал, конструировал. И я знаю, даже зажигалки Вы делали, которые все любили, расходились мгновенно. И даже картины рисовал. Скажите, пожалуйста, тогда, в 60-м году снимали разные сюжеты. Наверное, снимали, вернее, точно снимали первых лиц государства. Ну, наверняка, первую, самую знаменитую тогда личность в Советском Союзе, которым был, безусловно, Никита Хрущев. Приходилось его снимать?

Е.И.Ляшенко – Ну, конечно. Когда он приезжал в Скадовск делать съемки. Там были 4 человека из кинохроники, ну и я один в Херсоне, больше никого не было кроме меня. И что интересно, почему мне это запомнилось о Хрущеве. В Каховке у нас этот оросительный канал и до Скадовска табличка висит – ровно 100 км. И за 3-4 дня все дорожное покрытие поменяли на новое, чтоб проехал Никита Сергеевич.

Ведущий – Иногда это хорошо, когда высшие лица приезжают к нам. Среди тем, которые Вы снимали, были какие-то любимые, ведущие? И снимать нужно было не потому, что говорили, что нужно снимать, а что хотелось снимать?

Е.И.Ляшенко – Я уже говорил, что о Херсоне часто снимал. Люблю съемки, да и люди были хорошие в то время.

Ведущий – Нет, они и сейчас хорошие. Но, в самом деле, вы увидите лица тех людей, добрые, искренние. Я знаю, что у нас будет рубрика в следующей передаче.

Е.И.Ляшенко – О тружениках, просто о городе. Когда мы приезжаем в район, в колхозы, там мы снимали Героев Соцтруда, больших тружеников. Они были любителями рыбалки. Мы выезжали на рыбалку.

Ведущий – Если речь зашла о рыбалке, у меня есть любимый фильм, который Вы снимали, такой небольшой сюжет для, тогда говорили, телегазеты, просто новости. Тогда, раньше новости выходили трижды в неделю. Телегазета раз-два в месяц. И Вы сейчас уже видите кинокадры, которые снял Евгений Иванович Ляшенко, который меня просто поразил. Вы видите, пленка черно-белая, но ощущение такое, что ты видишь в цвете. Потому что какое-то настроение передается, это и работа рыбаков, и красота природы и Днепр, и закат солнца. Вы также рыбак?

Е.И.Ляшенко – Да. Часто выходил в море. Для себя. Кроме того, что я снимал других людей, передовиков сельского хозяйства, заводов, которые увлекались рыбалкой. Снимал и ездил. А в качестве угощения эти люди предлагали юшку и боевые сто граммов. Нормально было. Мне тоже нравится.

Ведущий – Красивые кадры. Я думаю, здесь даже закадровый текст (к сожалению, тексты не сохранились) даже не обязательно озвучивать, потому что все сказано кинокадрами. Уже и ученые доказали, что глаз воспринимает примерно 10% видимой информации. Где-то 30 – остальные. Вы пришли еще молодым человеком на телевидение. Вам не было даже 30 лет.

Е.И.Ляшенко – 29 было.

Ведущий – Воспринимали телевидение всегда хорошо. Телевидение любили. Если Вы приходили на хлопчатобумажный комбинат, то девушек вокруг Вас было много.

Е.И.Ляшенко – Да, конечно, потому что киносъемка – это не видеосъемка. Киносъемка требовала большого освещения. «Юпитеры» – фонари такие большие на штативах, куча людей, и я с кинокамерой снимаю передовиков. Ну и вокруг чуть ли не весь комбинат собирался.

Ведущий – Ну а комбинат был ясно какой. 20тысяч людей и в основном женщины.

Е.И.Ляшенко – Ну это же страшно интересно было.

Ведущий – А жена не ревновала?

Е.И.Ляшенко – Ну она привыкла уже к этому.

Ведущий – Работа есть работа.

Е.И.Ляшенко – Да.




 

Хроника 1960 года в стране 1960 год. Первая передача