1960 год. 1 выпуск. Рождение херсонского телевидения. Интервью с Е. И. Ляшенко
Говорят, когда человек часто рассматривает старые фотографии, это является признаком старения. Однако я думаю, что это природное желание вспомнить молодость, свое прошлое. Жизнь действительно похожа на одно мгновение, и вот разглядывая старые фотографии, вспоминая прошлое, человек как бы растягивает это мгновение во времени. И я глубоко убежден, что областное телевидение должно рассказывать именно про людей своего края, про историю именно наших Таврических степей. А иначе и быть не должно, иначе кто снимет, кто расскажет про нас. И именно такие передачи пользуются наибольшей популярностью среди телезрителей.
Год рождения областного телевидения — 1959. А уже в следующем году начали снимать на кинопленку, и именно эта кинопленка с 1960 года хранится в государственном архиве Херсонской области. С этого года мы и начинаем нашу телевизионную летопись. Безусловно, есть и другие программы, которые создавались и сейчас создаются на основе архивных документов, и можем вспомнить среди наиболее популярных Леонида Парфёнова и его «Намедни».
Конечно, у нас нет такого огромного количества материала, однако наша программа «XX столетие. Херсонский хронограф» имеет свое особое значение – мы рассказываем про наших людей и про наш край.
1960 год. Про что тогда писали, про что говорили, что показывали? Прежде всего — трудовые победы. Был второй год семилетки, и вот представляете, были даже такие почины – коллективы выступали с инициативой: «Семилетку за 2 года!». На разных политинформациях в городах и селах рассказывались и обсуждались важнейшие документы партии.
Хроника событий 1960 года.
Декабрьский пленум наметил конкретные мероприятия по выполнению запланированных съездом решений, призвал коммунистов и комсомольцев, всех трудящихся развернуть социалистические соревнования за успешное претворение в жизнь величественной программы дальнейшего развития сельского хозяйства, мобилизовать все силы на досрочное выполнение семилетки.
Бюро херсонского горкома Компартии Украины и исполкома горсовета депутатов рассмотрело итоги выполнения социалистических соревнований в третьем квартале 1960 года. Победителями социалистического соревнования среди коллективов промышленных предприятий, организаций транспорта и связи признан коллектив завода «Карданных валов», директор Негинский. Среди предприятий металлообрабатывающей, судоремонтной, нефтеперерабатывающей промышленности – нефтеперерабатывающий завод, директор Демидов.
Херсонский консервный комбинат, который в 1960 году носил имя Сталина, а потом другого вождя – В.И.Ленина, был настоящей гордостью Херсона. Продукцию здесь изготавливали, как бы сейчас сказали, экологически чистую. А мощности предприятия стали со временем самыми большими в Европе. Херсонцы и доныне вспоминают вкусную дешевую кабачковую и баклажанную икру, соки, халву.
Немало сюжетов было посвящено развитию птицеводческой отрасли. В материалах журналистов отмечалось: «Птицеводство в Херсонской области все больше расширяется. На фермах используются передовые методы содержания птицы, строятся широкогабаритные помещения, улучшается кормовая база. Для питья птицам монтируют автоматические поилки, которые обеспечивают свежей водой.»
А сейчас Вы видите праздник, которые малыши отмечают, и который сейчас не празднуется. 43-летие Великого Октября. Но, Вы знаете, на каком бы празднике не были дети, они излучают радость. Это всегда веселое представление, с искренними непосредственными исполнителями. Первый детский садик в мире появился в 19-м веке в Германии. И это, наверное, логично, учитывая любовь немцев к порядку. Им прививалось это с детства. Система детских садов в Советском Союзе в 60-е годы позволяла решать много социальных проблем. Хотя, безусловно, далеко не все. Общественное воспитание делало детей более коммуникабельными, а воспитание индивидуальности отступало немного на второй план. Наверное, по-разному вспоминают не очень вкусные супы и каши, но очень вкусные компоты и пирожные в детских садиках 60-ков, которым сейчас уже под 50. Но, уверен, всем приятно вспомнить праздничные утренники и своих маленьких друзей.
Об истории херсонского футбола мы вскоре обязательно сделаем отдельную передачу. А сейчас смотрите фрагмент матча на стадионе «Спартак». Строительство «Кристалла» было только в довольно далеких планах. Этот футбол значительно отличается от современного, по-настоящему профессионального. А вот трибуны радуют глаз. Не комфортными сидениями, а тысячами болельщиков, среди которых и женщины, и дети. Да, на футбольные матчи в 60-е годы ходили семьями. Хотя, и тогда херсонские мастера кожаного мяча звезд с неба не хватали, но играли они, по выражению одного из современных тренеров, в искренний футбол. И болельщики были благодарны им за это.
Кадры, которые Вы сейчас увидели и которые Вы еще увидите в следующих наших передачах, снял один человек, Евгений Иванович Ляшенко. Почему я так уверенно говорю, потому что тогда, в 60-м году на телестудии просто не было другого оператора.
Ведущий – Это правда?
Е.И.Ляшенко – Да, один я был.
Ведущий – Сколько лет один?
Е.И.Ляшенко – Один я был лет шесть. А вообще я проработал 12,5 лет на телевидении.
Ведущий – Я знаю, что у Вас нет специального образования. Вы пришли, практически, на операторскую работу от станка.
Е.И.Ляшенко – Да, от токарного станка, где я работал тоже много лет.
Ведущий – А как Вас заметили? Такой логичный вопрос, ведь не каждого токаря пригласят с завода.
Е.И.Ляшенко – Да, я сильно увлекался киносъемкой, почти с детства. И сделал свою камеру собственноручно и снял фильм, люблю я очень свой город Херсон, где я родился, и никуда не собираюсь уходить. Фильм снял этой же кинокамерой о городе. Меня заметили, забрали на телевидение, оно как раз открывалось. Тогда налаживали аппаратуру, проверяли. Забрали меня сюда, я и остался.
Ведущий – Я хочу сказать, что, безусловно, Евгений Иванович Ляшенко – это оператор от бога. Вообще, у него руки – это самородки. И на пианино играет, и, как Вы слышали, камеры сам собирал, конструировал. И я знаю, даже зажигалки Вы делали, которые все любили, расходились мгновенно. И даже картины рисовал. Скажите, пожалуйста, тогда, в 60-м году снимали разные сюжеты. Наверное, снимали, вернее, точно снимали первых лиц государства. Ну, наверняка, первую, самую знаменитую тогда личность в Советском Союзе, которым был, безусловно, Никита Хрущев. Приходилось его снимать?
Е.И.Ляшенко – Ну, конечно. Когда он приезжал в Скадовск делать съемки. Там были 4 человека из кинохроники, ну и я один в Херсоне, больше никого не было кроме меня. И что интересно, почему мне это запомнилось о Хрущеве. В Каховке у нас этот оросительный канал и до Скадовска табличка висит – ровно 100 км. И за 3-4 дня все дорожное покрытие поменяли на новое, чтоб проехал Никита Сергеевич.
Ведущий – Иногда это хорошо, когда высшие лица приезжают к нам. Среди тем, которые Вы снимали, были какие-то любимые, ведущие? И снимать нужно было не потому, что говорили, что нужно снимать, а что хотелось снимать?
Е.И.Ляшенко – Я уже говорил, что о Херсоне часто снимал. Люблю съемки, да и люди были хорошие в то время.
Ведущий – Нет, они и сейчас хорошие. Но, в самом деле, вы увидите лица тех людей, добрые, искренние. Я знаю, что у нас будет рубрика в следующей передаче.
Е.И.Ляшенко – О тружениках, просто о городе. Когда мы приезжаем в район, в колхозы, там мы снимали Героев Соцтруда, больших тружеников. Они были любителями рыбалки. Мы выезжали на рыбалку.
Ведущий – Если речь зашла о рыбалке, у меня есть любимый фильм, который Вы снимали, такой небольшой сюжет для, тогда говорили, телегазеты, просто новости. Тогда, раньше новости выходили трижды в неделю. Телегазета раз-два в месяц. И Вы сейчас уже видите кинокадры, которые снял Евгений Иванович Ляшенко, который меня просто поразил. Вы видите, пленка черно-белая, но ощущение такое, что ты видишь в цвете. Потому что какое-то настроение передается, это и работа рыбаков, и красота природы и Днепр, и закат солнца. Вы также рыбак?
Е.И.Ляшенко – Да. Часто выходил в море. Для себя. Кроме того, что я снимал других людей, передовиков сельского хозяйства, заводов, которые увлекались рыбалкой. Снимал и ездил. А в качестве угощения эти люди предлагали юшку и боевые сто граммов. Нормально было. Мне тоже нравится.
Ведущий – Красивые кадры. Я думаю, здесь даже закадровый текст (к сожалению, тексты не сохранились) даже не обязательно озвучивать, потому что все сказано кинокадрами. Уже и ученые доказали, что глаз воспринимает примерно 10% видимой информации. Где-то 30 – остальные. Вы пришли еще молодым человеком на телевидение. Вам не было даже 30 лет.
Е.И.Ляшенко – 29 было.
Ведущий – Воспринимали телевидение всегда хорошо. Телевидение любили. Если Вы приходили на хлопчатобумажный комбинат, то девушек вокруг Вас было много.
Е.И.Ляшенко – Да, конечно, потому что киносъемка – это не видеосъемка. Киносъемка требовала большого освещения. «Юпитеры» – фонари такие большие на штативах, куча людей, и я с кинокамерой снимаю передовиков. Ну и вокруг чуть ли не весь комбинат собирался.
Ведущий – Ну а комбинат был ясно какой. 20тысяч людей и в основном женщины.
Е.И.Ляшенко – Ну это же страшно интересно было.
Ведущий – А жена не ревновала?
Е.И.Ляшенко – Ну она привыкла уже к этому.
Ведущий – Работа есть работа.
Е.И.Ляшенко – Да.
Ведущий – Ну поскольку мы вспомнили о жене, я вспомню другой эпизод из Вашей биографии. Еще работают Ваши коллеги, которые начинали с Вами, так они мне рассказывали историю о борще. Что это была за история?
Е.И.Ляшенко – Ну, Вы знаете об этом тоже, да? Запоминающийся тоже момент. Была съемка у нас к первой косовице, тоже кажется в Скадовском районе. И надо было срочно в эфир дать передачу, съемку. Я снял, приезжаем домой, а кастрюля, в которой я проявлял пленку, специальная, улитка на 30 метров пленки, с борщом. Я этот борщ моментально на улицу вылил, сполоснул кастрюлю, вымыл, проявитель залил, проявил, и буквально через 3 часа, пленка была уже в эфире.
Ведущий – Снова логический вопрос, как жена отреагировала, что ее работу выплеснули на двор.
Е.И.Ляшенко – Ну, она же все понимает.
Ведущий – Вот эти командировки были достаточно частыми.
Е.И.Ляшенко – Я Вам сейчас скажу? Что за 12,5 лет работы на телевидении, я дома был года три. А то все в командировке.
Ведущий – Как капитан далекого плавания. И я знаю, что подсчитали, когда Вам было 50 лет на юбилее, сколько сюжетов Вы сняли на нашем телевидении?
Е.И.Ляшенко – Мне подарили памятный адрес, где легко было подсчитать, у нас ведь видеотека была.
Ведущий – И сейчас видеотека есть.
Е.И.Ляшенко – Было 1054 сюжета. Средний очерк по 25-40 минут. После 3 минут. До 3 минут – короткие сюжеты, их не пересчитать.
Ведущий – Да, это серьезно, солидно.
Е.И.Ляшенко – Ну так, много времени я работал один. Каждый день на съемке.
Ведущий – Ну и вопрос такой, может не очень приятный. Почему Вы ушли с телевидения? Давайте вспомним и этот черный день в истории биографии херсонского телевидения.
Е.И.Ляшенко – Было такое. Я дружил с мореходным училищем, когда еще Горбань был Николай Яковлевич. Он предложил мне поехать в Болгарию. Я пришел к моему директору, Присяжникову, и сказал ему. Он говорит – ни в коем случае, ты что? На 9 дней уедешь без сюжетов, без материала, видеоряд останется без материала. Я не послушался, самовольно поехал, потому что хотелось в первый раз в жизни за границей побывать.
Ведущий – Вы – человек с характером. Хотя, тогда говорили о «Черноморце», например, я знаю, что у Вас тоже есть одесские корни. Вы родились в Одессе, жили в Одессе 25 лет. «Черноморец – не команда, Черноморец – не птица, Болгария – не заграница». Было такое. Но это все же была заграница. Моя первая заграничная поездка была тоже связана с Болгарией. И Вы решили в самоволку пойти?
Е.И.Ляшенко – Когда вернулся, меня вызвал директор, отругал, что я оставил студию без видеоряда, пиши заявление об увольнении. Я написал, он подписал. Я пошел в бухгалтерию, тогда у нас были бухгалтерия и отдел кадров в одном лице, начал оформляться, он прибежал, и говорит, ты что, с ума сошел? Я пошутил.
Ведущий – Не шутите с Евгением Ивановичем.
Е.И.Ляшенко – Была Людмила Федоровна Чепеленко главным режиссером, тоже ушла, не знаю по какой причине.
Ведущий – В управление культуры, на повышение.
Е.И.Ляшенко – На должность начальника управления культуры, совершенно верно. И она говорит, у нас киностудия есть в Херсоне областная, бери ее, она как раз свободна, человек куда-то уехал. Я пошел туда, оформился, и на этом закончилась моя карьера на телевидении. Такое событие произошло. А потом три года меня забирали обратно. Я там уже работал как внештатный специалист. Удостоверение у меня было – внештатный корреспондент.
Ведущий – Вот говорят, сапожник без сапог. О Вас так не скажешь, потому что я не знаю, как можно сконструировать эту камер. Вам это удалось, и я знаю, что у Вас очень пристойный, богатый, свой семейный архив.
Е.И.Ляшенко – Есть у меня много кинопленки. И кинопленки, и сейчас у меня видеокамера есть дома Panasonic. Я продолжаю снимать внука и внучку, очень много материалов, я страшно люблю это до сих пор.
Ведущий – Я к этому и подводил, что телевидение, как и кино – это болезнь, или страсть по жизни. Я благодарен, думаю, и наши телезрители тоже Евгению Ивановичу Ляшенко за зоркий взгляд, золотые руки, за возможность увидеть редкий сейчас 1960 и другие годы, другие события, разные события и людей, которые жили в то время, время интересное, особенно для тех, кто помнит те времена. Спасибо Вам, Евгений Иванович, а мы продолжим сейчас нашу передачу.
Е.И.Ляшенко – Спасибо и Вам тоже.
Воспроизвести кинодокументы 1960 года непросто. Но представьте себе что легче, чем показать Вам сейчас пленку 1995 года. Дело в том, что все кинодокументы передавались с 60-го года в государственный архив области. А вот когда перешли в начале 90-х на видеопленку, эта видеопленка использовалась и 2, и 3, и 5 раз, а потом списывалась. С тех пор история познала большие потери. Сейчас на нашем телевидении создается видеотека, видеотека 3-го тысячелетия. Однако, мы немного отвлеклись от 1960 года. За новой темой мы направимся в Государственный архив Херсонской области.
На этих стеллажах в таких металлических коробках в Государственном архиве Херсонской области хранится более 5 тысяч кинодокументов. Именно эти материалы стали источником для совместного с облгостелерадиокомпанией проекта программы «Херсонский хронограф». Эти материалы дадут возможность херсонцам увидеть и стать свидетелями событий истории нашего края за последние 40 лет.
Мы находимся в другом хранилище Госархива Херсонской области. Поскольку в 60-е годы съемки на кинопленку осуществлялись без синхронной записи звука, то большая часть информации о событиях, о людях мы можем узнать из документов на бумаге. Перед нами фонд Херсонского Обкома Компартии Украины, в котором как раз и зафиксировано событие, которое Вы сейчас увидите. Перед нами стенограмма первого Херсонского областного съезда женщин. Он состоялся 8 декабря 1960 года в помещении клуба металлистов, который находится на улице Ленина. Ныне это дворец судостроителей. Именно в этом помещении происходили самые выдающиеся события нашего края, поскольку строения театра тогда еще не существовало.
Как подчеркивалось в докладе первого секретаря Обкома Компартии Украины, Петра Елистратова, первый Херсонский съезд женщин собрался в обстановке большого трудового и политического подъема советских людей, вызванного декабрьским Пленумом ЦК КПСС, который вскоре должен был состояться. 650 делегаток представляли все районы Херсонщины. 40% из них были женщины от 30 до 40 лет. Таврический край всегда восхищался своими женщинами. Имена делегаток съезда заслуженного врача Украины Марии Титенко, поэтессы Алевтины Дрозд, прядильщицы Раисы Лоскутовой, станочницы Зинаиды Шпак и сегодня помнят херсонцы. А вот как приветствовали делегатов съезда пионеры.
Слушайте наше слово, делегаты съезда областного. Сколько сил и звонкого уменья в Ваших чутких, любящих руках. Поднимают всходы на земле весенней и растят детишек в детсадах. Пишут книги, лечат и ласкают и штурвалы держат кораблей, солнечное счастье добывая для великой Родины своей.
С дистанции времени некоторые вещи выглядят наивно. Например, первого секретаря обкома партии Петра Елистратова спросили: может ли съезд обратиться к правительству в отношении пересмотра вопроса пенсии по старости для женщин? Чтобы давать пенсию, с 50-летнего возраста, вместо 55. Ведь женщина несет двойную нагрузку – на работе, а также дома по воспитанию детей. На что Петр Матвеевич сказал, цитирую: «Товарищи, этот вопрос, как известно, много раз поднимался. И в будущем он будет обязательно решен». Что ж, пришли другие времена и другие проблемы. Но женщина во все времена остается оберегом семейного счастья.
К счастью, сохранилась кинопленка. К сожалению, не осталось текстовых материалов. Не было тогда и звуковой дорожки. Поэтому, просматривая материалы 60-го года, немало было людей, событий, о которых мы не можем Вам полностью рассказать. Не знаем, что изображено, или кто изображен на том или ином кинокадре. Поэтому, такая просьба, особенно к людям старшего поколения, безусловно, наших старших товарищей, будьте сейчас особенно внимательны. Сейчас мы покажем видео-рубрику «До востребования». А в ней видеосюжет, который мы назвали «Поздравление юбиляра». Может быть, Вы нам подскажете, кого поздравляют с юбилеем, и напишете нам.
Продолжался этот киносюжет немногим более 4 минут. Учитывая достаточно жесткую экономию кинопленки, это немало. А значит, событие неординарное. Кого поздравляют? Почетного гостя или почетного гражданина Херсона? Мы не знаем. Но отношение, безусловно, почтительное. Искренние поздравления, поцелуи, как всегда в таких случаях пионеры и море цветов. Ясно, что человек, о котором рассказывает киноматериал, высокообразованный, интеллигентный. В те времена, да и в наши, даже на особенные культурные мероприятия мужчины очень редко одевают галстук-бабочку. Кто этот неординарный человек? Историк, математик, литератор? Надеемся, в одной из следующих передач мы сможем дать ответ. Если Вы можете подсказать нам имя героя, воссоздать это событие, пожалуйста, помогите нам.
Если звезды зажигаются, это кому-нибудь нужно. Если появляется на экранах новая программа, она должна иметь своего адресата. Наш адресат, адресат нашей программы – это Вы, уважаемый телезрители. Я надеюсь, что связь наша будет двусторонней. Мы ждем писем от Вас по адресу Херсон, ул. Перекопская, 10, программа «20 век. Херсонский хронограф». Или можно сделать еще проще. Позвонить мне, ведущему этой программы, по телефону 22-97-49. Анатолию Марущаку. Я желаю Вам всего самого доброго и до новой встречи.