Начальное обученіе. Часть 1.
Значеніе народнаго образованія.
Въ предыдущей главѣ уже сказано о первенствующемъ значеніи народнаго образованія въ дѣятельности нашего земства, въ ряду его мѣропріятій, направленныхъ къ улучшенію быта населенія. Нужно ли бороться съ заразными болѣзнями или съ неурожаями и голодомъ — темный народъ плохой сотрудникъ. Самыя благія намѣренія и начинанія земства встрѣчали отпоръ (холерные бунты въ нѣкоторыхъ губерніяхъ и т. п.) или же воспринимались неохотно и примѣнялись неумѣло.
Роль земства.
Несмотря на такое значеніе дѣла народнаго образованія для благосостоянія народа и успѣшной дѣятельности самого земства, ему по закону отведена была въ этомъ дѣлѣ весьма скромная роль, а именно: забота о хозяйственной сторонѣ дѣла и нѣкоторое участіе въ завѣдываніи начальными школами черезъ своихъ представителей въ училищномъ совѣтѣ.
Показать, какая, согласно этой роли, предстояла работа и что достигнуто земствомъ въ его полувѣковой дѣятельности на означенномъ поприщѣ, и составляетъ нашу задачу.
Начальное обученіе.
Состояніе школьнаго дѣла до введенія земскихъ учрежденій.
Свѣдѣнія о состояніи школьнаго дѣла въ нашемъ уѣздѣ ко времени открытія земскихъ учрежденій собраны были самимъ же земствомъ и напечатаны въ сборникѣ „Матеріалы по дѣлу народнаго образованія въ Херсонскомъ уѣздѣ», составленномъ членомъ управы Г. Г. Герценштейномъ въ 1874 году.
Собираніе необходимыхъ свѣдѣній, по возможности на мѣстахъ, поручено было избраннымъ отъ земства двумъ членамъ училищнаго совѣта, съ назначеніемъ имъ на разъѣзды по 500 рублей въ годъ. Изъ представленныхъ этими лицами отчетовъ видно, что все школьное дѣло находилось тогда въ состояніи далеко не удовлетворительномъ, зачаточномъ.
Въ селеніяхъ бывшихъ помѣщичьихъ крестьянъ хотя насчитывалось нѣсколько десятковъ школъ, но существованіе ихъ не было обезпечено и самое названіе школы часто къ нимъ не подходило, такъ какъ обученіе 10, 6 и даже 3-хъ дѣтей въ сельскомъ управленіи или просто въ квартирѣ учителя называлось въ то время также школой. Нѣкоторыя изъ нихъ помѣщались въ избахъ крестьянъ, отводимыхъ какъ натуральная повинность. Должности учителей занимали лица, къ школьному дѣлу неготовившіяся, большею частью отставные солдаты, сельскіе писаря, церковные служители. Учебныя пособія заключались главнымъ образомъ въ псалтиряхъ, чтеніе поэтому шло почти одно славянское. Вознагражденіе учителей заключалось въ платѣ отъ 20 до 50 копеекъ за ученика, или всего около 20 рублей въ годъ, съ прибавкою хлѣба въ зернѣ или мукѣ. Народъ смотрѣлъ на школу, какъ на нѣчто навязанное ему начальствомъ, и посылка дѣтей въ школу совершалась какъ бы по принужденію.
Если въ Херсонскомъ уѣздѣ ко времени открытія въ немъ земскаго самоуправленія существовали учрежденія, которыя можно было назвать школами, то это были школы колоніальныя нѣмецкія и школы бывшихъ военныхъ поселеній и государственныхъ крестьянъ. Съ переходомъ однако упомянутыхъ крестьянъ въ вѣдѣніе общихъ учрежденій существованіе и этихъ школъ поставлено было въ зависимость отъ самихъ обществъ и ихъ приговоровъ; другими словами, имъ грозило полное разстройство, либо такое же жалкое существованіе, какъ и въ селеніяхъ помѣщичьихъ крестьянъ.
Первыя мѣропріятія земства. Надзоръ за школами.
Ближайшей задачей земства было удержать существующее и стараться его улучшить.
Въ виду сказаннаго рѣшено было назначить разъѣздныя деньги (500 рублей) еще и третьему члену училищнаго совѣта (отъ министерства) для того, чтобы эти члены, раздѣливъ уѣздъ на 3 участка, имѣли постоянный надзоръ за школами и, дѣйствуя увѣщаніями, убѣждали народъ въ необходимости неослабно продолжать нести расходы на содержаніе училищъ.
Подготовка учителей.
Затѣмъ самое серьезное вниманіе было обращено земствомъ на подготовку учителей. Недостатокъ въ, нихъ заставилъ земство въ 1865 году избрать изъ среды сельскихъ обществъ 20 крестьянскихъ мальчиковъ, содержать ихъ, на счетъ земства при управѣ и посылать для обученія въ Херсонское уѣздное училище съ цѣлью приготовленія въ учителя сельскихъ школъ.
Открытіе первыхъ земскихъ школъ въ г. Херсонѣ.
Желая далѣе изучить самое дѣло завѣдыванія и устройства школъ и принимая во вниманіе значительное число желавшихъ учиться грамотѣ, среди населенія въ предмѣстьяхъ города Херсона, земство открыло на Военномъ Форштадтѣ и Забалкѣ по одной школѣ, принявъ расходы на ихъ содержаніе всецѣло на свой счетъ.
Помощь прочимъ школамъ.
Прочимъ школамъ въ уѣздѣ, которыхъ, насчитывалось тогда (въ 1866 году) 63, назначено было ежегодное денежное пособіе, сначала въ 1000 рублей,, а затѣмъ съ 1867 года въ 1500 рублей; кромѣ того земство высылало учебныя пособія. Вскорѣ однако опытъ показалъ, что предположенная цѣль земства — прійти на помощь нуждающимся обществамъ и усерднымъ учителямъ, а равно усилить свое вліяніе на развитіе школьнаго дѣла, не достигалась, такъ какъ пособіе часто не доходило по назначенію (попадало въ карманы сельскихъ властей, выдавалось не тому, кому слѣдовало. и пр.); кромѣ того виды на земскія пособія, на постепенное ихъ увеличеніе въ будущемъ ослабляли нерѣдко необходимую поддержку самихъ обществъ. Поэтому земство постановило, чтобы впредь пособія не превышали суммы, отпускаемой на содержаніе школы самимъ обществомъ; пособіе же учителямъ выдавать въ видѣ личной прибавки къ жалованью, если оно было незначительно.
Въ то же время земство помогало содержанію школъ грамотности въ гор. Николаевѣ ежегоднымъ пособіемъ въ 1000 р.
Пособія средне-учебнымъ заведеніямъ.
Среднимъ учебнымъ заведеніямъ земство оказывало помощь въ видѣ пособій: Херсонской женской гимназіи (200рублей)и прогимназіи (1000 рублей), частной женской гимназіи Панферовой въ г. Николаевѣ (1000 р.), а также казнѣ на содержаніе въ Херсонѣ реальнаго училища (по 3000 рублей, и затѣмъ 4300 рублей въ годъ), открытаго въ 1876 году по совмѣстному ходатайству гор. Херсона, Херсонскаго и Днѣпровскаго уѣздныхъ земствъ. Въ первыхъ двухъ гимназіяхъ земство содержало своихъ стипендіатокъ, подготовляя ихъ къ учительской дѣятельности. Въ 1874 году при прогимназіи учреждены были на средства губернскаго земства пе-дагогическіе курсы, доставившіе земскимъ школамъ большой контингентъ народныхъ учительницъ.
Первые учительскіе съѣзды и курсы.
Дѣлу лучшей подготовки преподававшихъ въ школахъ учителей оказана была существенная помощь губернскимъ земствомъ, устраивавшемъ учительскіе съѣзды въ г. Херсонѣ. Уѣздная управа содѣйствовала пріѣзду учителей на съѣзды отпускомъ имъ необходимыхъ средствъ или выдачей безплатныхъ билетовъ на проѣздъ по земской почтѣ. Болѣе способные изъ учителей извлекли изъ участія въ съѣздахъ, состоявшихся въ 1871, 1872 и 1874 г.г., столько пользы, что управа признала возможнымъ съ преобразованіемъ общественныхъ школъ въ земскія оставить этихъ учителей на службѣ и командировать ихъ еще на земскіе педагогическіе курсы, открытые въ Херсонѣ на средства того же губернскаго земства.
Земскія образцовыя школы.
Сознанная далѣе потребность въ болѣе правильной организаціи сельскихъ школъ удовлетворена принятіемъ въ 1870 году слѣдующихъ мѣръ: школамъ въ селеніяхъ малолюдныхъ положено доставлять учебныя пособія и установить за ними надзоръ, а школамъ въ селеніяхъ большихъ, гдѣ число учащихся доходитъ до 50-ти и выше, постановлено оказывать помощь принятіемъ на счетъ земства всего годового оклада содержанія учителю, въ размѣрѣ не менѣе 250 рублей, и кромѣ того доставлять всѣ необходимыя учебныя пособія. Подобнаго рода школы рѣшено устраивать, однако, лишъ въ тѣхъ селеніяхъ, гдѣ мѣстное общество особымъ приговоромъ обяжется построить, въ замѣнъ временнаго помѣщенія, соотвѣтствующее своему назначенію зданіе и приметъ на себя отопленіе его, содержаніе прислуги и доставку воды. Такихъ земскихъ школъ, названныхъ образцовыми, предположено было въ уѣздѣ 14, почему и расходъ значительно увеличенъ, до 3800 рублей.
Ссуды на постройку школьныхъ зданій.
Обществамъ, нуждавшимся въ деньгахъ на постройку зданія для училища, губернское собраніе, по ходатайству уѣзднаго, разрѣшило выдавать не свыше 1500 руб. заимообразно безъ процентовъ. Для той же цѣли уѣздное земство постановило образовать въ 1872 году уѣздный школьный фондъ, главнымъ образомъ изъ остатковъ отъ смѣтныхъ назначеній на содержаніе почтовыхъ станцій. Въ настоящее время фондъ составляетъ 58.061 руб.
Помощь земству на содержаніе учителей.
Многія общества, кромѣ удовлетворенія нуждъ школы относительно помѣщенія, отопленія и прислуги, принимали на себя обязательство отпускать еще отъ 50 до 150 руб. въ годъ деньгами. Эти взносы, какъ равно и ежегодное пособіе изъ губернскаго сбора въ 1000 рублей, дали возможность земству назначить каждой школѣ необходимую сумму на постройку классной мебели, образцы которой высылались управой. Въ 1871 году изъ числа предположенныхъ 14 образцовыхъ школъ 11 было уже устроено съ назначеніемъ въ нихъ учителями большей частью лицъ, окончившихъ педагогическіе курсы. Преподаваніе въ школахъ Закона Божія возложено было на мѣстныхъ священниковъ.
Улучшеніе положенія учителей земскихъ школъ.
Съ 1873 года жалованье учителямъ было увеличено сначала до 300 рублей, при готовой квартирѣ, отопленіи, прислугѣ и водѣ, а затѣмъ въ 1878 году для болѣе усердныхъ — до 350 рублей въ годъ, и назначены помощники въ тѣхъ школахъ, гдѣ числилось болѣе 60 учащихся. Содержаніе помощникамъ опредѣлено въ 200 рублей.
Усиленіе надзора.
Для улучшенія надзора за земскими школами постановлено было еще въ 1868 г. пригласить въ каждую особаго попечителя, а въ 1871 году земство, встрѣтивъ препятствіе къ учрежденію должности особаго инспектора земскихъ школъ, пригласило инспектора народныхъ училищъ всей Херсонской губерніи принять на себя усиленный надзоръ за земскими школами Херсонскаго уѣзда.