«Мчить по вулицях Херсона “Запорожець”»…




Ровно 50 лет тому назад, в конце апреля 1960 года, на улицах Херсона появился первый отечественный малолитражный автомобиль

Создание первой советской малолитражки было напрямую связано с желанием «утереть нос Западу». Никита Сергеевич Хрущев, выдвинувший в качестве жизненного тезиса ленинско-сталинскую идею «догнать и перегнать», уже в мае 1957 года превратил её в главную государственную цель. Весь смысл этого авантюрного политического плана сводился к тому, чтобы в течение ближайшего десятилетия «перегнать» Америку по всем экономическим показателям и уже к 1980 году построить коммунизм.

В соревновании двух политических систем то обстоятельство, что Советский Союз не обладал серьезным потенциалом и опытом отечественного авто­мобилестроения, не имело никакого значения. И всё же… Соответству­ющее постановление Центрального Комитета утвердило создание в стране автомобиля, «доступного широким массам трудящихся». Для начала «за бугром» поды­скали подходящую малолитражку. Ею оказался недавно появившийся итальянский «Фиат 600». Конст­рукторское бюро москов­ского завода малолитражных автомобилей принялось за дело. Однако создать полную отечественную копию «итальянца» было нельзя – автомобиль должен был быть все-таки советским. Поэтому в конст­рукцию внесли значительные изменения. Они повлекли за собой определенные трудности во взаимодействии отдельных узлов нового авто.

Длительное время не могли решить проблему с подходящим двигателем – советская промышленность ничего подобного не производила. Предлагали даже укомплектовать малолитражку мотоциклетным движком! Представляете, как выглядел бы на трассе сей «кашляющий» и «чихающий» шедевр? Время, отпущенное Хрущевым на создание отечественного авто, быстро истекало, а работы почти по каждому автомобильному узлу было невпроворот. Подключили другие отечественные конструкторские бюро. В частности, инсти­тут НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), занимавшийся разработкой новых двигателей на базе «Фольксвагена» и «BMW», и конструкторские бюро военно-промышленного комплекса. Совместными усилиями дело сдвинулось с мертвой точки. К этому периоду производство перевели в Запорожье – на бывший завод сельхозмашин «Коммунар», где в ускоренном темпе началось устройство нового автопредприятия. В конце 1950-х годов первые опытные образцы нового автомобиля, получившего официальное имя «ЗАЗ-965», появились на дорогах страны (на фото), где проходили испытание в «полевых условиях». К этому времени многие предприятия Украины уже получили заказ на изготовление деталей и различных узлов к новым машинам. Не обойден был госзаказом и Херсонский электро­­машиностроительный завод, начавший производст­во стартеров и генераторов для малолитражки.

Перед майскими празд­никами 1960 года один из таких опытных «Запорожцев» в сопровождении представителей Мелитопольского моторостроительного завода прибыл в Херсон. Новое авто, разъезжавшее по улицам нашего города, притягивало взгляды горожан и наполняло их сердца гордостью за свою страну. А уж после интервью водителя авто Чер­ни­­кова, опубликованного в местной газете «Наддні­прянська правда», гордости за отечественное авто­мобилестроение стало еще больше: «По міцності, витривалості і економічності “Запорожець” не має собі рівних серед машин найлегшої ваги. Машина не потребує багато бензину. Пального в баку місткістю 33 літри досить на 500 кілометрів шляху, при “крейсерській” швидкості 70–75 км/год.». Статья называлась «Мчить по вулицях Херсона “Запорожець”».

18 июля 1960 года один из образцов уже испытанного дорогами страны авто был доставлен для «высочайшей демонстрации» в Кремль. Водитель-испытатель завода «Коммунар» А. Скидаенко покатал Никиту Сергеевича под окнами Совета министров СССР. Машиной Хрущев остался весьма доволен. Еще бы, такой «плевок» в сторону Запада! Осенью того же года новые народные авто­мобили поступили в продажу. Цену первому «Запорожцу ЗАЗ-965» определили в 1800 руб­лей. Правда, людская смекалка тут же перевела её в более подходящее понятие: на тот момент поллитровая бутылка водки стоила 1 рубль 80 копеек, и «по-народному» цена перво­го «Запорожца» равнялась ровно тысяче «поллитровок»! А еще, «оценив» внешний вид и салонные удобства авто, народ метко окрестил новую машину «горбатый». Тем не менее после появления этого относительно недорогого «горбатого» и началась эра современного украин­ского автомобилестроения.




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год