Валерий Чкалов: «В смерти моей прошу никого не винить…»




Память прославленного советского летчика Валерия Чкалова, впервые в мире совершившего перелет через Северный полюс из СССР в Америку, а также являвшегося автором многих новых фигур высшего пилотажа, в нашем городе увековечена дважды

В исторической части старого города, почти на границе Забалки – между улицами Колодезной и Льва Толстого, находится переулок Валерия Чкалова. Второй топоним – улица, названная именем летчика, – расположен в пределах улиц 295-й Стрелковой дивизии и Московской, неподалеку от парка имени Ленинского комсомола. После смерти Валерия Павловича в 1938 году хотели было даже улицу Суворова (тогда она носила название улица 1-го Мая) переименовать в улицу Чкалова. Однако что-то «не срослось», тем более что к этому времени в городе уже был переулок Чкалова (бывший Резницкий).

Не нашлось бы в 1930-е годы, пожалуй, ни одного мальчишки и дев­чонки, которые не бредили бы небом. А уж имя летчика Валерия Чкалова было у каждого на слуху. Это был период интенсивного развития отечественного самолетострое­ния, и профессиональный пилот, обладавший отчаянной храбростью и в некоторой степени опасным безрассудством, был его неотъемлемым символом. «Воздушный хулиган», летчик Ленинградской­ Красно­знаменной авиаэскадрильи­ имени Петра Нестерова Чкалов испы­тывал свои силы и летные качест­ва машины в весьма рискованных и беспрецедентных воздушных ситуа­циях. Ему было мало уже известных фигур высшего пилотажа, и при каждом удобном случае летчик вносил в их выполнение новые опасные элементы. А однажды ас пронесся, едва касаясь водной поверхности реки, под Кировским­ мостом в Ленинграде! (Кстати, это же в 1941 году сделал и летчик Евгений Денисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов»). За свой рискованный эксперимент Чкалов получил взыскание и был отстранен от полетов. Впрочем, это случалось уже не впервой. Потом была служба в Брянской авиабригаде, где один из «авторских» полетов закончился серьезной аварией, едва не стоившей пилоту жизни. За авари­ей последовало увольнение его из армии.

 

Самолет В. П. Чкалова на пути в Америку через Северный полюс. (Рисунок Н. А. Шишловского, гравировал Л. С. Быков.)

 

Почти 2 года уволенный военный пилот руководил школой планеристов при Ленинградском Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиа­ционному и химическому строительству). Затем в ноябре 1930 года был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский­ научно-испытательный институт Военно-воздушных сил. Незаурядный летчик попал в свою родную стихию. Всего лишь за несколько лет Валерий Павлович освоил технику пилотирования более 30 типов самолетов и совершил более 1000 испытательных полетов! Здесь, в институте, Чкалов принял участие в уникальном испытании «воздушного авианосца»: тяже­лый бомбардировщик нёс на себе 5 самолетов-истребителей. В январе 1933-го Валерия Павловича пригласили работать летчиком-испытателем на Московский авиационный завод. Он испытывал экспериментальные образцы истребителей нового поколения И-15, И-16 авиаконструктора Поликарпова, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-2, принимавшие впоследст­вии участие в Великой Отечественной войне. Модели Поликарпова были признаны лучшими истребителями этого периода развития советской военной авиации. В мае 1935 года авиаконст­руктор Николай Поликарпов и главный испытатель Валерий Чкалов были награждены высшими правительственными наградами – орденами Ленина.

И всё же Чкалов не был бы Чкаловым, если бы остановился на достигнутом. Осенью 1935 года летчик Байдуков поделился идеей беспосадочного перелета через Северный полюс с конечной точкой посадки в США. Валерий Павлович идею поддержал и обратился к правительству страны с предложением провести перелет. Однако Сталин воспринял идею опасливо. Еще бы – на карту ставили престиж государства! А если случится неудача? В качестве испытания был предложен внутренний маршрут Москва–Петропавловск- Камчатский. 20 июля 1936 года экипаж самолета в составе Чкалова, Байдукова и Белякова стартовал из Москвы и взял курс на Дальний Восток. Спустя 56 часов самолет успешно приземлился на песчаной косе острова Удд. Только тогда на его борту была сделана надпись «Сталинский маршрут», а сам Иосиф Виссарионович, изменив своим прежним привычкам, встречал по возвращении летчиков на московском аэродроме у трапа. И всё же, несмотря на всеобщее признание, разрешение на перелет через Северный полюс летчики смогли получить лишь в мае 1937 года. 18 июня самолет АНТ-25 с прежним летным составом на борту стартовал из Москвы.

Почти двое суток планета находилась в напряженном ожидании. Наконец радиостанции всего мира сообщили: полет, проходивший в сложных метеорологических усло­виях, при отсутствии видимости и опасном обмерзании фюзеляжа и крыльев, успешно завершен! Советский самолет совершил посадку в Ванкувере (штат Вашингтон, США)! Это был не просто рекордный перелет – это была «очередная победа советской идеи над капитализмом». Стоит ли говорить, как встречала своих героев страна! Даже жители небольшого поселка Василево – места рождения Валерия Павловича – обратились к правительству с просьбой о переименовании их селения в Чкаловск. Что и говорить, просьбу трудящихся «уважили». Помимо родного поселка во многих городах Советского Союза еще при жизни героя появились улицы, названные его именем.

 

Валерий Чкалов

 

В декабре 1937 года Валерий Пав­лович был избран депутатом Совета Национальностей Верховно­го Совета СССР. Рассказывают, что лично Иосиф Виссарио­нович предлагал ему совместить два высоких поста­ – наркома транспорта и наркома внутренних дел. Однако государственные должности летчика не прель­стили. Он продолжал заниматься испытательной работой.

15 декабря 1938 года Чкалов впервые поднял в воздух истребитель Поликарпова И-180. Новый самолёт имел множест­венные недостатки и находился в стадии доработки. Однако сроки сдачи истребителя поджимали, приходилось торопиться.

…В тот день столбик термометра стойко держался на отметке –270С. Уже при заходе на посадку двигатель истребителя, не оснащенный лобовыми жалюзи, переохладился и заглох. Попытки вновь запустить двигатель не удались. Когда самолет стал быстро терять высоту, до аэродрома оставалось всего около 600 метров. Чтобы не врезаться в находящиеся у самой взлетной полосы бараки, в которых могли быть люди, Валерий Павлович отвернул в сторону. Потерявший высоту истребитель врезался в высоковольтную опору… Спустя два часа Чкалов умер в Боткинской больнице. Последними его словами были: «В смерти моей прошу никого не винить. Виноват я сам…» В день похорон героя в стране был объявлен траур. Урну с прахом летчика с соответствующими почестями установили в Кремлевской стене.

P. S. После похорон по стране поползли слухи о причастности Сталина к смерти народного любимца. Из уст в уста передавали различные версии физического устранения Чкалова. Рассказывают, что уже после гибели среди охотничьих принадлежностей Чкалова обнаружилась коробка со специаль­ными патронами. При выстреле они давали осечку, затем спустя 3–4 секунды следовал выстрел. То есть этого времени вполне хватило бы, чтобы переломить ружье и получить смертельное ранение гильзой в лицо. Не поддается объяснению и то, что на следующий день после смерти Чкалова под колесами электрички погиб главный инженер проекта И-180, а начальник главка авиапромышленности Беляйкин, отсидевший 5 лет, был убит на следующий день после выхода на свободу…




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год