Улица имени царского адмирала




После гибели броненосца «Петропавловск» 30 марта 1904 года, пожалуй, только где-то в глухих, поистине «медвежьих углах» бывшей Российской империи не знали, кто такой адмирал Степан Осипович Макаров

 

Степан Осипович МакаровГибель талантливого Главнокомандующего Тихоокеанским флотом сказалась впоследствии на всем исходе русско-японской войны, которая, как известно, закончилась не в пользу России. Степана Осиповича любили матросы, ему беспрекословно подчинялись офицеры, его опыту доверяли чиновники военного мини­стерства. Ибо знали: за мягкостью характера скрывается грамотный, волевой и одаренный флотский ученый-командир. Всего себя без остатка посвятивший военно-морской службе Мака­ров прославил имя свое внедрением ряда бесценных для флота новшеств и изобре­тений. Заслуги адмирала перед Родиной оказались так значимы, что, несмотря на его принадлежность к высшему командному составу царской России, уже в советское время его именем были названы улицы и учебные заведения. С 1949 года ведущий вуз Николаева – национальный университет корабле­строения – носит имя адмирала Макарова. В Херсоне есть улица адмирала Макарова. Она расположена на границе Шуменского микрорайона и Жилпосёлка.

Родился Степан Осипович в 1848 году в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Фёдоровича Макарова, проживавшего в Николаеве. Когда мальчику исполнилось 9 лет, семья переехала в Николаевск-на-Амуре, где Степан Макаров поступил в морское училище, готовившее штурманов. После успешного его окончания, благодаря успехам в учебе и проявившимся способностям, юноша был назначен в тихоокеан­скую эскадру. Ходил на различных кораблях, осваивая морское дело, и уже в 1867 году был произведен в гардемарины с зачислением zв воспитанники Морского кадетского корпуса. Тогда же в «Морском сборнике» появилась его первая научная статья. После двухлетних учебных плаваний в Атлантическом океане Степан Осипович заслужил производство в первый офицерский чин – мичмана и начал серьезно исследовать проблему непотопляемости кораблей. Он первым выдвинул свежую идею о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки и использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. Изобретенный им аварийный пластырь получил название «пластырь мичмана Макарова». С 1873 года его уже широко использовали на российских военных судах, а сам изобретатель получил звание лейтенанта. Спустя 3 года Степан Осипович был направлен в Черноморскую эскадру, где представил план переоборудования обычного парохода в транспорт для переброски минных катеров в район стоянок кораблей противника. В дальнейшем он же и защитил на практике свой проект, осуществив 16 декабря 1877 года ночную атаку на турецкий военный флот. В этом бою впервые были исполь­зованы самодвижущиеся мины-торпеды, выпущенные первыми экспериментальными российскими торпедными катерами. Атака, принесшая русскому флоту неоспоримую победу, положила начало созданию новых миноносных кораблей и легких торпедных катеров. Новаторские проекты и научные открытия, представленные Макаровым в Воинское ведомство и Академию наук, с незначительными изменениями или дополнениями используют и сейчас – более чем столетие спустя. Вследст­вие ограничения газетной площади перечислю только основные научные и военные труды, а также вехи биографии Степана Осиповича.

1885 год. Научный труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». За этот труд, высоко отмеченный Петербургской АН, Макаров был принят в действительные члены Географического общества.

1886–1889 годы. В качестве командира корвета «Витязь» совершил кругосветное путешествие. Двухтомный научный труд «“Витязь” и Тихий океан» стал классикой океанологии.

Крушение броненосца Петропавловск у Порт-Артура 31 марта 1904 г.1 января 1890 года за отличие по службе 42-летний Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагма­ном Балтийского флота. В 1891-м – главным инспекто­ром морской артиллерии. В эти годы он изобрел наконечники к артиллерийским снарядам, в значительной мере увеличива­ющие пробивную силу бронебойного снаряда.

В конце 1894 года Степан Осипович становится командующим Средиземноморской эскадрой и совершает второе кругосветное плавание.

В 1896 году он выдвинул идею создания ледокола для исследования Арктики. Получив от Императора разрешение на реализацию этого проекта, лично руководил постройкой первого отечественного ледокола «Ермак», а затем совершил на нём два похода к острову Шпицберген. Тогда же был опубликован новый научный труд Степана Осиповича «Рассуждения по вопросам морской тактики».

В 1899 году контр-адмирал Макаров назначен военным губернатором Кронштадта.

1901 год. Северный поход. Земля Франца-Иосифа, Новая земля. Новый научный труд.

1903–1904 годы. Научные труды «Без парусов» и «Броненосцы, или безбронные суда».

Еще задолго до войны с Японией адмирал Макаров пытался обратить внимание правительства на незавидное положение россий­ской обороны на Дальнем Востоке, однако его попытки оказались тщетными. Лишь после первых военных неудач и неблагоприятно сложившейся для русских войск ситуации вспомнили об адмирале. 1 февраля 1904 года Степан Осипович был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и уже к концу февраля прибыл в Порт-Артур. Не теряя времени, новый командующий приступил к подготовке обороны крепости и исправлению ошибок, допущенных его предшественниками, однако времени оставалось очень мало...

31 марта, получив сообщение, что мино­носец «Страшный» ведет неравный бой с прево­сходящими силами японского флота, адмирал послал на выручку крейсер «Баян». Затем и сам вышел в море на броненосце «Петропавловск». Появление русских заставило неприятеля отсту­пить. Преследуя его, броненосец наткнулся на японскую якорную мину. От взрыва мины произошла детонация боеприпасов в артиллерийских погребах «Петропавловска». Мощный взрыв разорвал судно, которое почти мгновенно затонуло, со всем личным составом.




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год