Пётр Покрышев: «Меня нельзя сбить!»




Однажды в тяжелые для осажденного Ленинграда дни в беседе с известным советским поэтом Николаем Тихоновым военный летчик Пётр Покрышев твердо произнес: «Меня нельзя сбить!» Возможно, услышав в период самых жарких боев за город такое заявление из уст кого-то другого, можно было бы усомниться в сказанном. Однако опытный командир эскадрильи 154-го истребительного полка Покрышев слова на ветер никогда не бросал и за 4 года войны ни разу не был сбит

 

24 августа 1914 года, ровно через месяц после начала Империалистической войны, в семье Голопристанского крестьянина Афанасия Покрышева родился сын, нареченный Петром. Детские годы Петра, пришедшиеся на тяжелые годы революции и Гражданской войны, ничем не отличались от жизни его сверстников. Как и все крестьянские дети, терпел лише­ния, жил впроголодь, помогал родителям. Уже в советское время окончил среднюю школу, учился в фабрично-заводском училище. В 20 лет «заболев» авиацией, самой романти­ческой на то время профессией, поступил в Одесскую военно-авиа­ционную школу, навсегда связав свою жизнь с военно-воздушными силами страны. По окончании школы – служба в авиации Ленинградского военного округа, где добросовестно постигавший летную науку Пётр Покрышев снискал славу прирожденного летчика. Возможно, поэтому война началась для него задолго до напа­дения Германии на Советский Союз. Уже 18 декабря 1939 года, менее чем через три недели после начала советско-финской войны, Покрышев открыл свой счет побед над противником. В этом бою над вражеской территорией, пилот атаковал ведущего тройки финских истребителей. Мгновение – и чадно коптящий «Фоккер» устремился к земле. Его ведомые вызов не приняли и позорно бежали с места боя. Зато заговорили вражеские зенитки, молчавшие во время воздушной схватки. Один из зенитных снарядов попал в самолет Покрышева. На горящей машине отважный летчик сумел дотянуть до своих и даже посадил уже неуправляемый самолет. Потом было множество других воздушных боев, и на счету боевого летчика появился еще один сбитый в этой короткой 100-дневной войне вражеский самолет. Закончившаяся в марте 1940 года финская война почти не оставила времени для передышки. Тренировочные полёты, освоение новой техники, совершенствование летных навыков, обучение молодых пилотов и, наконец, новая война, более кровавая и ужасная. С перво­го дня боевой летчик По­крышев на фронте. Уже на четвертый день войны им был сбит тяжелый бомбардировщик «Ю-88» (Юнкерс), пытавшийся сбросить свой смертоносный груз на Ленинград. К началу июля 1941 года Петр Афанасьевич уничтожил еще 4 фашистских самолёта.

10 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Пётр Покрышев был удостоен звания Героя Советского Союза. К этому времени командир 159-го истребительного авиационного полка майор Покрышев совершил уже 282 боевых вылета, провел 50 воздушных боев, в которых лично сбил 22 и в составе группы – 7 самолетов противника. Ровно через полгода, в день своего 29-летия, на его груди засверкала вторая медаль Героя Советского Союза.

Майор По­крышев не только успешно воевал в небе, но и разрабатывал новую теорию тактики ведения воздушного боя. Ему и его ведомому Алексею Чиркову принадлежит переход на «парный» боевой порядок вместо принятых в то время в мировой военной практики «троек». Эту тактику Пётр Афанасьевич предлагал использовать еще во время финской войны. Однако по-настоящему она была испробована только во время Отечественной и вскоре была введена в советской истребительной авиации. Дважды Герой Советского Союза Пётр Покрышев делился секретами своего боевого мастерст­ва с молодыми пилотами: «Я знаю небо и знаю свой самолет. На моем боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полете: глаз, подмечающий всё, ухо, слышащее мотор и воздух, всё существо, сосредоточенное на одном, – без этого нет успеха…»

Однажды во время выполнения учебной программы полетов на учебно-тренировочном истребителе УТИ-4, пилотируемым Покрышевым и пилотом Кудрявцевым, загорелся двигатель. Летчики попытались дотянуть до аэродрома, однако не получилось. При вынужденной посадке Покрышев был тяжело травмирован. Пока он находился на лечении в госпи­тале, известный авиаконст­руктор Александр Яковлев, незадолго до этого получивший государст­венную премию СССР, приобрел на эти деньги новенький истребитель Як-9. В октябре 1943 года истре­битель был торжественно вручен Петру Афанасьевичу Покрышеву. На нем пилот-герой летал до оконча­ния войны.

Всего военный летчик совершил 305 боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, уничтожил 38 самолетов противника лично и 8 – в группе с товарищами. Пётр Афанасьевич был награжден орде­ном Ленина, трижды орденами Красного Знамени, дважды орденами Красной Звезды, орденом Александ­ра Невского, орденом Отечественной войны I степени и медалями.

После окончания войны дважды Герой Советского Союза Пётр Покрышев продолжил службу в Военно-воздушных силах страны. Окончил академию Генерального Штаба. Служил в войсках ПВО. В 1961 году Генерал- майор авиации Пётр Афанасьевич Покрышев ушел в отставку. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Был депутатом Верховного Совета СССР.

Скончался легендарный летчик 22 августа 1967 года. Похоронили Петра Афанасьевича в Голой Пристани, где он родился и провел свои детские годы. Одну из улиц нового Таврического микрорайона города Херсона назвали в честь нашего славного земляка.




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год