С днём рождения, автомобиль!




Ровно 125 лет назад, 29 января 1885 года, немецкий инженер Карл Бенц получил патент за № 37435 на первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем. С этого дня на Земле началась новая автомобильная эпоха

Конечно, Карла Бенца нельзя назвать бесспорным и единственным изобретателем автомобиля. Параллельно с ним более или менее успешно трудилось множество талантливых людей. Но им повезло чуть меньше Бенца.

Впрочем, история создания этого транспортного средства уходит своими корнями в глубь веков. Принято считать, что идея изобретения примитивной машины с паровым двигателем принадлежит жившему в I столетии нашей эры греческому математику Герону Александрийскому. Герон даже умудрился построить первую осадную башню на паровом ходу. Всё же, если копнуть глубже, то оставшийся неизвестным древний изобретатель колеса, сам не ведая того, еще раньше положил основу развития будущего автомобилестроения.

 

Первый автопробег совершила… женщина!

Построенный Бенцом трехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания оказался для жителей тихого Мангейма штуковиной весьма неприятной. В первой же пробной поездке чадящий, стреляющий и тарахтящий аппарат без глушителя переполошил весь город. Вдобавок, на беду инженера, навстречу ему попалась тележка мясника, развозившего товар по городским лавкам. До смерти перепуганная невиданным «Горынычем» лошадь понесла. В результате чудом спасшийся мясник потерял весь свой товар и тележку, в щепки разбитую об угол одного из домов.

Чтобы замять скандал, Бенцу пришлось серьезно раскошелиться. Обиженный изобретатель поставил свое детище в «гараж» и занялся его дальнейшим усовершенствованием. Долгих три года автомобиль простоял «на приколе», и неизвестно, сколько бы он простоял еще, если бы в дело не вмешалась женщина – Берта Рингер, супруга Бенца. Однажды летним утром 1888 года Берта и двое ее сыновей, воспользовавшись глубоким сном главы семейства, «похитили» автомобиль. Поездка в соседний городок к родственникам оказалась долгой, утомительной, полной поломок и опасных приключений. Однако эта поездка стоила того! Путешественников восторженно встречали в небольших селениях на пути следования, и вскоре, благодаря вездесущей прессе, об этом турне узнала вся Германия. 180 километров преодолели Берта с сыновьями при средней скорости в 15 километров в час. Эта поездка вошла в историю автомобиля как первый в мире автопробег.

После 5-дневного путешествия Берты к Карлу Бенцу наконец-то пришла известность. У него появилось множество последователей.  А период конца ХІХ века охарактеризовался массовым увлечением автомобильным спортом. Ведь поначалу человечество и представить себе не могло, что автомобиль можно будет использовать, скажем, для перевозки грузов на большие расстояния. Конечно, приобретение автомобиля могли позволить себе люди далеко не бедные.

В это время появляется великое множество авто разнообразных конструкций. Впрочем, каждый из построенных автомобилей имел собственную индивидуальность. Так продолжалось вплоть до внедренной на заводах Форда конвейерной системы автосборки.

 

Первый русский автомобиль

Первый российский автомобиль был представлен публике в 1896 году на Нижегородской выставке. Оригинальная конструкция принадлежала инженерам-соавторам Яковлеву и Фрезе и была задумана именно как серийный автомобиль.

Однако особого интереса к первому отечественному автомобилю в России не возникло. А отсутствие у новой автомобильной фирмы достаточных средств не позволило в полной мере заняться производством серийного авто. За несколько лет было построено несколько десятков подобных автомобилей с двигателями отечественного производства.

Однако после смерти Яковлева в 1898 году Фрезе перешел на использование в автомобилях двигателей, закупленных за границей. В 1910 году он продал свою фирму Русско-Балтийскому заводу, известному выпуском отечественных автомобилей марки «Руссо-Балт». В это время в стране действовали мелкие кустарные заводики, собиравшие авто из доставленных из-за границы запасных частей. Хотя всё же основное количество автомобилей в России было иностранной сборки.

К началу Первой мировой войны 1914 года в русской армии насчитывалось уже 4100 автомобилей, на содержание которых по военному ведомству отпускали порядка 5 миллионов рублей в год! «Гражданские» автомобили в стране никто не подсчитывал, однако за 20-летний период развития автомобильной отрасли их стало невероятно много.

 

И роскошь, и средство передвижения

Первые автомобильные фирмы специализировались в основном на постройке шасси. Кузов нужно было заказывать отдельно от ходовой части, где-нибудь в бывших каретных мастерских. Поэтому первые авто даже одной фирмы внешне были мало похожи друг на друга.

Постройка закрытых кузовов значительно утяжеляла автоконструкцию, отнимая мощность у двигателя и значительно уменьшая скорость. Поэтому большинство автомобилей того периода были облегченными, то есть открытыми. Даже лобовое стекло на первых авто считалось излишним шиком, так как во время ненастья, в отсутствие неизобретенных еще стеклоочистителей, его все равно приходилось опускать на капот. Водитель и пассажиры оказывались практически ничем не защищенными.

Поэтому параллельно с развитием автотранспорта развивалась новая отрасль – пошив специальных костюмов и аксессуаров, предназначенных именно для езды на авто. Существовала огромная масса подобных фасонов одежды. В основ-ном это были утепленные кожаные пальто и шлемы, авиаторские очки-«консервы» и перчатки-краги, закрывающие своими раструбами руки «шоффэра» до локтей. Кстати, именно так, с двумя буквами «ф» и через «э», писали это знакомое нам слово. А в переводе с французского оно означало «кочегар» или «истопник».

Чтобы определить примерную мощность автомобиля, достаточно было обратить внимание на обмундирование водителя. Легкая «спец­одежда» его свидетельствовала о слабой мощности авто и невысокой скорости, серьезная и утепленная – наоборот.

После приобретения автомобиля владелец должен был заняться еще и его экипировкой. В первую очередь машину укомплектовывали сигнальным рожком, ацетиленовыми (карбидными) фонарями, запасным колесом (а то и двумя), бидоном для горючего, багажным кофром и ящиками с инструментами. В этих огромных ящиках, обычно укрепленных на подножках с обеих сторон авто, размещалась целая инструментальная мастерская: от ножовки по дереву и слесарных тисков до топора и паяльной лампы.

С началом автомобильной эпохи у автомобилистов появилась масса врагов. Это были испуганные при виде авто лошади, собаки и пешеходы. Последние портили автомобилистам кровь своими рассуждениями в прессе о бесспорной опасности и вреде, который несет в себе новая транспортная отрасль.

Однако самыми опасными и непримиримыми врагами автомобилистов изначально были полицейские. Некоторые фирмы, производящие автомобильные аксессуары, не преминули воспользоваться этой враждой. К примеру, в начале прошлого века в продаже появились специальные телескопические очки. Реклама утверждала, что с их помощью полицейского можно распознать с расстояния в полмили, «даже если он одет как уважаемый человек».

 

Автомобиль покоряет Херсон

Не удержусь воспеть хвалебную оду дореволюционным газетчикам, лишь благодаря которым можно точно определить, когда херсонцы увидели первый автомобиль. Так, летом 1901 года местная газета «ЮГъ» сообщала: «Вчера прибыли в Херсон из Николаева четыре путешественника на автомобиле: владелец автомобиля И. П. Леонтович, В. И. Варфоломеев, монтер фабрики Куделя в Аахене, откуда был выписан автомобиль, Байзарт, монтер одесского склада Цорна, через который выписывалась машина. Путь от Николаева до Херсона был пройден ими безостановочно в 3 часа. В дороге путешественники два раза подливали воду в котел… Цель поездки – ознакомление на практике со свойствами машины и ее приспособленностью к движению по нашим грунтовым дорогам. Стоимость автомобиля около 3000 рублей».

Первыми херсонцами, обладателями новейших транспортных средств, стали люди, далеко не бедные и хорошо известные горожанам: Волохин, Линке, Скарлато, Фальц-Фейн, Соколов и другие.

Уже к концу первого десятилетия ХХ века по Херсону разъезжали порядка трех десятков авто. Опять же благодаря газетам можно даже установить имя первой херсонской жертвы автомобиля. Это была 18-летняя Александра Харченко, которую угораздило по прибытии в Одессу к мужу попасть под колеса автомобиля «Лорен-Дитрих» одесского губернатора Б. П. Пеликана.

Несколько позже в Херсоне на Почтовой улице (ныне – проспект Ушакова) автомобиль сбил 9-летнего мальчика. Это случилось, когда автомобили в Херсоне можно было сосчитать на пальцах.




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год