Ужасный, опасный, воздушный…




Херсонские обыватели впервые увидели парящий в небе воздушный шар в конце октября 1899 года

 

Демонстрировал новый летательный аппарат всемирно известный воздухоплаватель Юзеф Древницкий. Два подъёма шара с цент­ральной аллеи Александ­ровского парка (нынче - парк имени Ленина), а затем прыжки с головокружительной высоты самого Древницкого с парашютом поразили воображение херсонцев, неискушенных такими зрелищами.

Два дня полётов и прыжков собрали вокруг демонстратора огромные толпы народа. На исполинский, диаметром 21 метр, шар, наполненный горячим воздухом от сгоревшей соломы, смотрели с откровенной опаской. Во время подъёма «махины» в воздух испуганная толпа отхлынула на безопасное расстояние, сбивая с ног менее расторопных. Многим дамам из высшего общества сделалось дурно. И всё это в губернском городе, где, казалось бы, в первую очередь должны были привыкнуть к различного вида новинкам, в изобилии появляющимся в мире на рубеже веков. Что тогда говорить о жителях удалённых от города степных сёл, где из всей имеющейся на то время техники знали лишь швейную машинку! Появление над селом беззвучно проплывающего исполина воспринимали как некий знак, предшествующий концу света. Крестьяне вынуждены были предпринимать соответствующие действия: порой в безобидные шары палили из всех имеющихся в селе «стволов», подвергая жизни авиаторов смертельной опасности.

В начале ХХ века в Одессе, более привычной к новинкам, чем население маленького Херсона, был основан аэроклуб. Поначалу его члены совершали полёты над окрестностями города, не рискуя удаляться в «дикие» степные места. Однако по мере развития воздухоплавания полёты становились всё протяженнее. Командующий военным округом обнародовал обязательное постановление об оказании помощи аэронавтам одесского аэроклуба. Однако даже оно не гарантировало защиту от нападения крестьян.

Так, в 1908 году из Одессы в имение Большая Васильевка, принадлежавшее помещику Остапенко-Беленко, на воздушном шаре аэроклуба вылетели два путешественника. Достигнувший цели путешествия шар стал снижаться. Воздухопла­ватели рассчитывали приземлиться за деревней на выгоне. Однако были замечены «неприятелем». Вот что писала по этому поводу херсонская газета «ЮГъ»: «Гигант-шар навел ужас особенно на крестьянок, которые с криками "бабья смерть" бросились на воздухоплавателей. Не отставали от своих жён и крестьяне, вооружившиеся орудиями сельскохозяйственного производства, и хотели во что бы то ни стало разрушить страшное чудовище-шар, который носил бабам смерть. Эта толпа, с диким рёвом и криком старавшаяся поймать шар, навела ужас на воздухоплавателей и в этот момент положение их было незавидное». Только прискакавшим на лошадях помещику Остапенко-Беленко и его служащим с неимоверным трудом удалось убедить крестьян, что их «бабам» ничто не угрожает.

Но даже такие курьёзы не избавили аэронавтов от желания летать на большие расстояния. 20 июля 1908 года пилот аэроклуба Ван-дер Шкруф, поручик Пилипенко и нижний чин морского батальона Ярый предприняли попытку полёта на воздушном шаре из Одессы в Херсон. Полёт начался при солнечной погоде. Однако ближе к вечеру над Ягорлыцким заливом шар попал в неблагоприятное воздушное течение, которое увлекло его далеко в море. Попытки исправить ситуацию с помощью имеющегося в гондоле балласта успехом не увенчались. Неуправляемый шар несло к турецкому берегу, который находился более чем в 300 милях. Ко всем бедам оказалась поврежденной оболочка шара, и он из-за утечки газа начал быстро снижаться. Буквально в последнюю минуту аэронавты заметили огни шедшего из Сухума в Херсон парохода «Восточная звезда». На него они и свалились, порядком перепугав экипаж судна. 22 июля аэронавтов со спасённым шаром уже не по воздуху, а по воде доставили к конечной цели путешествия - в Херсон.

 




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год