Пресса далекая и близкая
Кто может отрицать нашу зависимость от средств массовой информации? Периодические издания в известной мере формируют общественное мнение, создают имидж, вскрывают недостатки и направляют человеческие помыслы в определенное русло. Такими, по крайней мере, мы привыкли видеть современные газеты. А ведь в истории херсонских городских газет было много интересных моментов
Наверное, самый спокойный и независимый от политических интриг период херсонская пресса переживала на заре своего возникновения в первой половине XIX века. Старейшая газета «Херсонские губернские ведомости» публиковала в «официальной части» издания различные губернские и государственные перемещения чинов (повышения по службе, отстранение от дел, выход в отставку, награждения и прочее), а также государственные указы, циркуляры, разъяснения и дополнения к существующим законам, приказы по ведомствам. Вторая, «неофициальная часть», касалась в основном судебных разбирательств, исков, цен на продукты и товары, тарифов на извоз и других вопросов городской хозяйственной деятельности.
Иногда газеты освещали какое-либо неординарное, произошедшее в Херсоне событие сжатым, сухим языком фактов, особо не вдаваясь в подробности и не делая никаких выводов.
К концу XIX-началу XX века в Херсоне появляются новые газетные издания. В частности, газета «ЮГъ», основанная бессменным хранителем Херсонского музея древностей Виктором Гошкевичем. Сообщения становятся более интересными, «жизненнее». Появляются разделы бытовой и уголовной тематики, заметки по истории и культуре, сообщения из-за рубежа, а также театральные рецензии. Встречаются и литературно-художественные отступления в виде рождественских рассказов, очерков и стихов. Особое место стала занимать реклама, которой отводилось до 40% печатного пространства.
Начиная с 1908 года по распоряжению херсонского полицмейстера Шишкина распространителей прессы обязывали «быть в приличных костюмах и форменных фуражках с малиновым верхом и темно-синим околышем с надписью «Распространитель и продавец газет»». Каждый из них также должен был иметь свой личный номер и разрешение, выданное Городской управой на право заниматься продажей прессы. С началом Первой мировой войны на газетных полосах явно становится заметна рука цензора. Некоторые статьи выходят с «вымаранными» абзацами, а порой и просто с белыми пропусками в тексте. Вообще, цензура в то время беззастенчиво вмешивалась в любые сферы жизнедеятельности человека. Известен анекдотический случай с Чайковским, когда рьяный цензор усмотрел в «Nocturne» Петра Ильича «явную крамолу» и заменил это непонятное иностранное слово на русское добротное «ночник». Так и было означено в афише: «П. И.Чайковский. «Ночник»»… Один из самых интересных периодов пережила херсонская пресса с 1917 по 1920 год. В это время, преисполненное смутами, погромами, боями, переходом от одной власти к другой, возрастает число разномастных газет. Правда долгожителями их никак не назовешь. Газеты появлялись и незаметно исчезали в круговороте событий, оставив после себя только громкие названия: «Херсонское утро», «Херсонский край», «Херсонский коммунар», «Херсонская правда», «Заря», «Думы народа», «Коммунистический воскресник», «5-й октябрь», «Свободная мысль» и другие (более 30 изданий).
Новая эпоха, начавшаяся после окончательной победы социализма, взрастила на полях своих газет совершенно иного, непохожего на дореволюционного «бойца народной прессы». Совсем не редкими на страницах периодических изданий стали «опусы» в стиле Демьяна Бедного: В благодатный месяц май Пар на счастье поднимай. В мае влажная земля, В мае вспашка хороша, В мае поле унавозь Об июне думать брось…
Это, как оказалось, было только началом. Очень скоро новые советские газеты, доблестно влекомые «великими идеями», открыли для себя «путь классового торжества строителя социализма». Он был предельно прост: не замечать проблем, а видеть лишь победы.
Перешагнув через ужасные годы войны, социалистическая пресса уже к 1950-м годам добилась «великих побед» в достижении светлого будущего. В 1951 году на Херсонщине был зарегистрирован самый длительный бездождевой период — 187 дней (более полугода)! Просмотрев всю подшивку «Наддніпрянської правди» за тот год, я, к своему удивлению, не нашел ни малейшего намека на засуху. Более того: газеты сплошь и рядом были заполнены бодрыми рапортами о сверхплановой сдаче хлеба в закрома родины: «Средний урожай зерновых культур со всей площади посевов — около 100 пудов с гектара, а на озимых — 180 пудов с каждого гектара», — рапортовал Нововоронцовский колхоз имени Сталина. И тут же рядом заголовки: «С честью выполнили Сталинское задание». «Опережая графики», «Три нормы за смену», «На плантации — героини», «В бригаде знатного комбайнера», «Возрастает продуктивность животноводства», «Слава хлопководов», «Трудовой салют консервников» и еще много аналогичных заголовков. А над всем этим — портрет «великого вождя» в неизменном кителе и со всем знакомым ленинским прищуром глаз.
Шли годы. К власти приходили другие руководители страны, но пресса, четко ограниченная существующей «системой», могла следовать только по намеченному партией пути. Любая попытка выхода за «рамки» жестко пресекалась теперь уже советской цензурой. Огромное количество издаваемых в Советском Союзе недорогих газет и «добровольно-принудительная» система подписки снискала стране славу самой читающей в мире.
Отметим, что на этом сфера использования прессы не заканчивалась. Газетными полосками заклеивали окна на зиму, газеты клеили под обои, подкладывали под качающиеся ножки мебели, подматывали в кирзовые сапоги для тепла, раскладывали под закуской, укрывали мебель и полы во время ремонта. Промелькнуло даже сообщение: один народный умелец в период всеобщего дачного бума построил себе легкую и удобную дачку с использованием подшивок газет, клея и краски. За неимением удобных и привычных для нас сейчас целлофановых пакетов и пребывающей в постоянном дефиците оберточной бумаги продавцы магазинов в одно мгновение могли соорудить приличный газетный «фунтик» для пряников или конфет-подушечек. Каждый мальчишка, помимо лодочек и самолетиков, умел сложить вполне удобную в жаркий день пилотку из газеты. А многие поколения наших сограждан, ввиду повсеместного дефицита туалетной бумаги, использовали родную прессу в более прозаическом направлении, правда иногда при этом ее еще и читали.
В современном мире электроники, мире компьютеров и информационных технологий пресса не только не потеряла актуальности, но даже упрочила свои позиции. Она удерживает первое место в информационном пространстве, обретя новое лицо и найдя своего читателя.