Белеет парус …
Кто хоть однажды посетил причал херсонского пассажирского речного порта, конечно же, не мог не заметить необычайно легкое и ажурaное здание, возвышающееся над излучиной рек Днепр и Кошевая. Воздушное сооружение с невесомой башенкой, увенчанной шпилем, как бы парит над медленно текущими водами и этому ощущению не мешает даже окружающий его «техногенный пейзаж». Это здание городского яхт-клуба. Вернее таковым оно было много лет назад
Город, стоящий на берегу Днепра, изначально обладал приличным потенциалом для создания спортивно-парусного флота. К концу XIX века многие городские предприниматели и лица далеко не бедные имели в личном пользовании большое количество разномастных прогулочных яхт и легких парусных судов. К этому времени во многих крупных городах страны, таких как Киев, Николаев, Одесса уже давно были основаны яхт-клубы, объединившие в своих рядах любителей парусного спорта. Но тихая, сонная и размеренная жизнь губернского Херсона вовсе не способствовала внедрению новаторских идей. Возможно, еще долгое время херсонцы и не помышляли бы о таком предприятии, однако, на счастье горожан, начальником местного порта был назначен Н. Ф. Исаков, бывший в свое время одним из учредителей Одесского Екатерининского яхт-клуба. В большей степени благодаря его стараниям в среде городской интеллигенции возникла идея создания аналогичного клуба в Херсоне.
В середине 1907 года состоялось первое собрание учредителей, коих оказалось порядка ста человек! Выработали устав нового яхт-клуба, согласно которому каждый житель города имел свободное право стать его членом. Желающий вступить, рекомендуемый, по крайней мере, двумя действительными членами клуба, должен был сделать 10-рублевый взнос и в продолжение года считаться кандидатом. Если в течение испытательного года кандидат зарекомендовал себя достойным, общее собрание путем голосования принимало его в члены клуба. После чего он делал вступительный взнос в сумме 25 рублей. Клубное членство предусматривало бесплатное пользование яхтами, яхтенным оборудованием, всеми имеющимися спортивными снарядами и инвентарем, кают-компанией, кегельбаном, площадкой для лаун-тенниса, библиотекой, биллиардной, шахматной и карточной комнатами. Так как изначально предполагали сделать яхт-клуб культурно-спортивным учреждением, местом, где можно было не только заниматься спортом, но и просто приятно проводить время. Подготовленный и принятый общим собранием устав направили на утверждение в Петербург.
Последующие собрания были посвящены сугубо организационно-хозяйственным проблемам. Они касались в первую очередь аренды подходящих для клуба помещений и вопроса отвода городской земли под строительство своего здания. К сожалению, подготовка к осуществлению такого нужного городу предприятия затянулась на долгие годы. Как ни странно, камнем преткновения здесь оказался все тот же Исаков, который выступил в пользу запрещения азартных игр на всей территории будущего клуба как «учреждения сугубо спортивного». Многие из членов-учредителей, отнесшиеся с глубоким вниманием к мнению моряка и спортсмена, его поддержали. Картежники же, не мыслившие отдыха без игры, воспротивились. Противоборство сил погасило первичный пыл энтузиазма. А тут еще где-то в пыльных петербургских канцеляриях застрял яхт-клубовский устав, не дошедший до утверждения высочайшей инстанцией. Только в 1908 году в городе вновь заговорили об устройстве клуба. Созванное собрание учредителей, отложив в сторону недавние распри, дружно взялось за дело. Командором клуба единогласно избрали князя Александра Дмитриевича Максутова. В течение зимы подготовили все необходимые документы и приступили к осуществлению проекта. Один из учредителей — инспектор судоходства Кудлай — заказал в Голой Пристани и преподнес в дар клубу несколько весельных шлюпок, а также полный комплект для игры в лаун-теннис. Строили шлюпки и на даче.
Яхта, принадлежавшая Рябкову, считалась одной из лучших среди российских черноморских яхт. Об этом свидетельствовали многочисленные награды, полученные яхтсменом. С целью возведения временной плавучей пристани и вахтенных служб будущего яхт-клуба местный промышленник Евгений Вадон пожаловал обществу строгальный станок. Судовладелец Анжело Анатра предложил использовать в качестве прогулочного судна имеющийся у него пароход «Унион», рассчитанный на 300 пассажиров. Посильную помощь оказывали и другие неравнодушные херсонцы, так как организуемое предприятие сулило широкие перспективы городу. В первую очередь ведомство народного просвещения высказалось в поддержку осуществляемого проекта, так как изначально уставом клуба предполагалось привлекать к занятиям по парусному и гребному спорту учащихся городских учебных заведений. Вошедший в число учредителей директор одной из херсонских гимназий Константин Игнатьевич Тюльпанов приобрел для своих гимназистов 2 гребные шлюпки. И уже с начала лета 1909 года под руководством опытных яхт-клубовских инструкторов юные спортсмены приступили к занятиям. Несколько позднее, уже в 1910 году, общество содействия физическому воспитанию детей заказало в Голой Пристани бот, который также вошел в число малых судов яхт-клуба.
Впервые яхт-клубовский флаг был поднят 14 апреля 1909 года на паровом катере «Кэти», принадлежавшем Вадону. А затем уже 5 мая флаг яхт-клуба торжественно взвился над временной пристанью этого спортивного общества, которая располагалась между доком Коваленко и управлением порта (юго-западная часть современной территории городской набережной). На следующий день после торжеств, 6 мая, состоялась первая увеселительная прогулка на пароходе «Софья» в живописные низовья Днепра с выходом в Днепро-Бугский лиман. Причем совершить поездку мог любой желающий горожанин. Конечно, не бесплатно. Взрослый билет стоил 2 рубля, детский — 1 рубль. Собранные от прогулки денежные средства шли на финансовое усиление яхт-клуба. На пароходе играл духовой оркестр, имелся буфет с горячими закусками. При наступлении ночи был дан грандиозный фейерверк. Первая поездка оказалась удачной и надолго запомнилась ее участникам: «Оркестр играл какой-то мягкий, изящный вальс, как будто нарочно придуманный для этой волшебной ночи, и нежные звуки корнета, пистона, сливаясь с басами (духовые музыкальные инструменты. — Прим. авт.), как бы обнимавшими их, так ласково, так меланхолично замирали в этом темном, южном небе, куда они неслись с такою грацией. У борта сидит девица с красивым тонким профилем и задумчиво глядит вдаль. Мысли унесли ее от действительности. Что проносится сейчас перед ея взором? Чарующие звуки вальса унесли ее на время от земли. Как хороша она в мечтах, как обворожительна грезящая молодость…» Так просто и поэтично описывал свои чувства один из участников этой прогулки, подписавший статью в газете псевдонимом «Херсонец».
Возможно, благодаря тому, что в состав яхт-клубовских учредителей вошли «отцы города», очень быстро решился вопрос об отводе земли под строительство причала и собственного здания клуба. Уже к концу мая яхт-клубовцы ступили на «свою» землю. С городским самоуправлением был заключен договор на 12-летнюю аренду с правом последующего продления арендного срока. Земля под устройство городского культурно-спортивного предприятия была отведена в самом, пожалуй, живописном месте Херсона — на излучине рек Днепра и Кошевой. Тогда это был еще пустынный берег, граничащий по днепровской береговой линии с шерстомойнями и лесопилками. Вскоре здесь была возведена пристань для яхт-клубовских судов, помещения для хранения инструментов, приспособлений и такелажа яхт, а также вахтенные службы. Спустя 4 года после подъема на речном мысе яхт-клубовского флага, в 1913 году состоялось торжественное открытие и освещение нового клубного здания, которое до сей поры притягивает к себе взоры посетителей речного порта. Эта удивительная постройка была осуществлена на собранные жителями города средства, при непосредственной финансовой помощи местного мецената-филантропа Петра Соколова. К началу 1914 года у причала яхт-клуба швартовалось 11 парусных яхт, девять из которых принадлежали членам клуба и две самому клубу, не считая гребных и парусных судов, являвшихся собственностью городских гимназий и других городских учреждений. Херсонские яхтсмены принимали участие в парусных регатах, проводимых другими клубами. По некоторым сведениям, первая херсонская регата стартовала в 1908 году, когда еще вопрос о существовании городского яхт-клуба проходил стадии утверждения в высших инстанциях. Не отставала от опытных яхтсменов и «зеленая» молодежь. Среди учащихся городских учебных заведений, занимавшихся в яхт-клубе, нередко проводили соревнования по гребле и парусному спорту. Проявившие себя с лучшей стороны в скором времени пополняли «взрослые команды» яхт и даже принимали участие в серьезных и трудных походах.
Херсонский яхт-клуб просуществовал до революционных событий 1917 года. Затем наступили иные времена, полные проблем и лишений, в которых почти на целое десятилетие не оказалось места для парусного спорта.