Автомобиль, люди и дорожные знаки
Если верить местным газетам, херсонцы впервые увидели автомобиль только в начале XX века
Изначально это были заезжие авто из Николаева или Одессы. Каждый приезд невиданного доселе транспортного средства был для горожан настоящей сенсацией! Мальчишки с радостными криками бежали вслед чадящему и фыркающему «танабилю». Даже почтенные городские мужи, не говоря уже о степенных, но крайне любопытных дамах, высыпали на улицы, заслышав звук мотора и дребезжание металлических частей на камнях плохо вымощенных херсонских улиц. Поначалу каждая встреча с автомобилем была праздником. Потом к ним стали привыкать. В городе появились свои авто.
Первыми обладателями новейших транспортных средств стали люди небедные и хорошо известные херсонцам: Волохин, Линке, Скарлато, Фальц-Фейн, Соколов и другие. В 1908 году по Херсону разъезжали уже десятка три машин, не считая зачастивших в губернский город иногородних авто. К тому времени не придерживающиеся никаких правил — по причине их отсутствия — автомобили стали уже серьёзно досаждать пешеходам. Первой херсонской жертвой новой техники, по-видимому, следует считать 18-летнюю Александру Харченко, которую угораздило по прибытии в Одессу к мужу попасть под колеса автомобиля «Лорен-Дитрих» одесского губернатора Б. П. Пеликана. Несколько позже в Херсоне на Почтовой улице (ныне — проспект Ушакова) автомобиль сбил мальчика. Создавал проблемы новый транспорт и для извозчиков. Лошади пугались тарахтящего агрегата и, закусив удила, устремлялись прочь, увеча попадавшихся на пути людей. Поэтому осенью 1908 года земство приступило к разработке правил для передвижения авто по грунтовым дорогам губернии. Они были приняты губернским земским собранием и утверждены херсонским губернатором 9 января 1909 года. С момента третьей публикации в газете «Херсонские губернские ведомости» правила вошли в силу. Согласно им, при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, скорость авто должна быть понижена до самого минимума. При этом машина должна прижаться как можно ближе к обочине. Также во время поворота автомобиль должен сбросить скорость, а в «закрытой местности», кроме того, еще и подавать сигналы рожком. Проезд авто весом более 300 пудов по земским шоссе и мостам запрещался. Каждый водитель должен иметь при себе «свидетельство о весе», которое обязан был предъявлять на мостах. Уездным управам разрешалось на своё усмотрение воспрещать проезд до просушки шоссе во время сильных дождей или весеннее-зимней распутицы. Отдельный пункт о проезде по наплавным мостам стал камнем преткновения для всех автомобилистов. Он гласил, что по ним автомобили должны «проводиться» только в холодном виде. То есть с выключенным двигателем! Бедным дисциплинированным водителям приходилось отправляться в ближайшее село за помощью, а быстро раскусившие суть дела крестьяне — владельцы лошадей вскоре подняли цены за транспортировку авто до 10 рублей — деньги по тем временам весьма приличные.
Этот пункт вызвал больше всего нареканий в среде николаевских автовладельцев, которые направили гневное письмо херсонскому губернатору: «Запрещая свободное движение автомобилей по мостам в настоящее время, когда не только за границей конная тяга постепенно отходит в область истории, но и в наиболее культурных областях России авто приобретает права гражданства как быстрое и удобное средство передвижения. Земство задерживает развитие автосообщения, что, несомненно, отразится на интересах Николаева. Так как он расположен на полуострове и оказывается совершенно лишенным автосообщения и это становится более ощутимым в период прекращения навигации и, конечно, почти равносильно полному запрещению автомобильного движения».
К этому времени в других более крупных городах России, а тем более в странах западной Европы сосуществование автомобилей и пешеходов превратилось в основательную проблему. Наконец в октябре 1909 года в Париже состоялась первая международная конвенция 16 европейских государств, которая выработала основные правила автомобильного передвижения. Некоторые пункты этих правил довольно любопытны и, пожалуй, будут интересны современному автомобилисту. Так, в статье № 4 говорилось: «Машины должны быть надежного действия и не особенно беспокоить дымом или паром прохожих». Следующая статья гласила: «Всякий авто, вес которого превышает 350 кг, должен быть снабжен таким приспособлением, что можно было бы с сиденья шоффера (первоначальный вариант написания этого нового для того времени слова. — Прим. авт.) дать ему задний ход посредством двигателя». Для мотоциклов и трехколесных авто (трициклов) были приняты особые правила, которые допускали отсутствие заднего хода, обязательное наличие гудка с резким звуком и так далее. Этой же конвенцией были утверждены и дорожные знаки. Первоначально их было всего 4 и размеры у них были для нас непривычные — немногим более половины этого формата. Последующие международные конвенции, учитывая накопившийся опыт и возрастающее автомобильное движение, дополняли их количество. Только через 3 года после созыва Первой автомобильной конвенции дорожные знаки появились на дорогах России.