Автобусное первенство в Херсоне




В конце сентября 1927 года херсонская газета «Рабочий» вдохновенно извещала горожан: «Вчера утром в Херсон прибыли из Москвы три автобуса, которые совершили пробный пробег по автобусным линиям города. Автобусы марки "Язе" построены на заводах "Автопромторга" из советских материалов. Каждый автобус имеет 22 места для сидения и разрешается стоять не больше шести человекам... Сегодня в 9 часов вечера автобусы подойдут к зданию окрисполкома и после осмотра членами пленума окрисполкома и горсовета развезут их в разные концы города по маршрутам...» Принято считать, что автобусное сообщение в Херсоне появилось только в 1927 году благодаря достижениям советской власти. Однако попытки его устройства в городе проводили раньше - буквально вслед за появлением на херсонских улицах первого автомобиля. Еще в 1905 году бериславский мещанин Пономаренко обратился в городскую управу с предложением устроить городское автосообщение. Он обещал предоставить для этой цели несколько 16-местных автомобилей на резиновых шинах. Плату за проезд предприниматель рассчитывал получить скромную: 5 копеек в один конец - по цене это равнялось стоимости фунта (400 граммов) белого хлеба.

 

Херсон, Автобус "ЯЗ", маршрут N 2, годы эксплуатации 1927-1933

 

Предложение было подано в неудачное время - грянула революция. Потом были и другие предложения, возможно, очень выгодные предпринимателям, но не совсем приемлемые для города. Наконец, 6 ноября 1909 года было подписано соглашение между городским управлением и херсонским провизором Фортусом-Фаерманом о перевозке пассажиров в Херсоне. Предполагали осуществлять перевозку пассажиров по двум маршрутам. Первый начинался от пристани Р.О.П. и Т. (набережная по проспекту Ушакова) до Кошевого съезда, затем по Воронцовской (ул. Коммунаров), Ганнибаловской (ул. 9 Января) до Потёмкинской (ул. Карла Маркса), откуда через Рыбную площадь (Центральный рынок), по Почтовой (пр. Ушакова) до вокзала и обратно по той же линии. Второй маршрут начинался от бань Ванштейна (в районе Кошевого съезда), проходил по Католической (ул. Парижской Коммуны). Далее по Суворовской, Почтовой (пр. Ушакова), мимо Госбанка (ул. Перекопская), до Водопроводной будки на Военном фордштате и обратно.

15 ноября 1909 года в час дня возле городско­го полицейского участка приёмная комиссия осви­детельствовала два автоомнибуса, предназначенных для перевозки пассажиров. В первую очередь проверяли профессиональные навыки водителей в управлении автомобилем. Затем - удобства самого авто и его скорость. Комиссия осталась довольна испытаниями. Было закреплено время работы городского пассажирского транспорта - с 7 часов утра до 8 вечера. Скорость на маршрутах устанавливали не более 12 вёрст (около 13 километров). Была оговорена и утверждена губернатором проездная такса. Проезд в первом классе автомобиля-омнибуса стоил целых 15 копеек, второго - 10, дети и учащиеся платили 5 копеек. Пересадку пассажиров в месте пересечения маршрутов производили бесплатно.

16 ноября два новеньких автоомнибуса отправились в первый маршрут по Херсону. Для удобства ожидания пассажиров по пути следования автомобилей были устроены скамейки с защитными навесами и специальными семафорами со стрелкой, указываю­щей, в какую сторону прошёл омнибус. Поначалу горожане с огромным интересом отнес­лись к новому транспортному средству. Однако впоследствии, когда к автобусам привыкли, доходы предпринимателя оказались более чем скромными. А тут еще городская управа «придавила налогами». Поэтому первый опыт пассажирских перевозок в Херсоне оказался не совсем удачным.

Кстати, согласно справке военного ведомства, в начале века только для техобслуживания автомобиля в течение года требовалось не менее тысячи рублей (примерно третья часть стоимости легкового авто).

Впоследствии многие предприниматели пытались заняться автоперевозкой пассажиров, осаждая городскую управу бумажной перепиской. Наиболее интересным был проект поверенного инженера Павловского, г-на М. И. Пешбека, поданный накануне начала империалистической войны. Предприниматель рассчитывал вывести на линию большие германские 40- и 36-местные двухэтажные автомобили. Плата за проезд в I и II классах должна была сохраниться прежняя как наиболее приемлемая для жителей города. Однако херсонцам так и не пришлось увидеть это необычное многоэтажное транспортное средство. Началась война, ставшая главной причиной, по которой этот проект не смогли осуществить.

 




 

Захаров Александр 2009-2010 Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год