Сто лет назад херсонских школьников в кафешки не пускали...




Более того – после 8 часов вечера ученики херсонских учебных заведений вообще не имели права показываться на улице. Ниже – о том, как в  Херсоне зарождалась система образования

 

Ровно триста лет назад, в 1714 го­ду, царь Петр І издал уникальный указ, согласно которому дворянину, не постигшему основ необходимых для службы знаний, запрещалось жениться… Да и как же иначе, если даже самодостаточные, вполне обеспеченные слои современного царю Петру І общества смотрели на образование как на нечто чуждое, ненужное и совершенно бесполезное. Причем мнения сего придерживались как родители, так и их дети.

Впоследствии жизненное кредо праздных, ленивых и совершенно недалеких отпрысков сформулировал и вложил в уста своего героя Митрофанушки в комедии «Недоросль» знаменитый Денис Фонвизин: «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться…». Впрочем, сие случилось уже гораздо позже, после смерти царя, когда многие из его реформ были успешно отменены и всё вернулось на круги своя…

 

Учение – свет...

Должно было пройти еще как минимум полсотни лет, чтобы общество наконец осознало и оценило по достоинству силу образования. Да и перелом в сознании произошел не вдруг и не сразу. Еще долго народ смотрел на школу и образование как на нечто, «навязанное ему началь­ством».

Как бы там ни было, первым учебным заведением молодого города Херсона должна была стать греческая гимназия для детей греков. Ее планировали перевести из Петербурга в Херсон уже в самом начале строительства города. Однако политические интриги и смерть Потемкина так и не позволили осуществить сей проект.

И всё же, несмотря на все сложности и проблемы, в первой четверти ХIХ века, то есть спустя почти 50 лет после основания, в Херсоне был открыт целый ряд учебных заведений: духовное училище, военно-сухопутное для солдатских детей, уездное училище, губернская гимназия. Немного позднее – училища торгового мореплавания и строительства. К концу 40-х годов ХIХ века в селениях Херсонского уезда уже насчитывалось несколько десятков начальных школ.

Впрочем, наименование «школа» было, пожалуй, не со­всем подходящим для сих заведений, в которых порой учились 3–5 детей. В отчетах земства можно увидеть, что должности учителей при таких школах занимали большей частью отставные полуграмотные солдаты, церковные служители и сельские писари. Вознаграждение им заключалось в оплате от 20 до 50 копеек за ученика, плюс прибавка зерном или мукой. Главным же и основным учебным пособием долгое время был псалтырь на церковно-славянском языке. На момент земской реформы 1864 года мелких «непрофессиональных» сельских школ в уезде насчитывалось уже 63.

В 1865 году уездное земство, обеспокоенное положением образования в уезде, отобрало 20 кресть­янских мальчиков и направило их для обучения в Херсонское уездное училище, где они содержались за счет земства и впоследствии стали первыми подготовленными учителями сельских школ.

Кроме правительственных образовательных учреждений в Херсоне был открыт ряд частных училищ-пансионов для детей состоятельного класса с достаточно высокой платой за обучение в них. Причем к этому времени в городе появляются част­ные женские пансионы, в которых кроме общего образования девочек-пансионерок обучают иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам и рукоделию. Общее количество херсон­ских учащихся понемногу растет: если в 1843 году всех учащихся во всех учебных заведениях города было 580 человек, то в 1858 году – уже 761.

Примерно до начала 1880-х годов народное образование в Херсоне оставалось лишь прерогативой земства, так как городское самоуправление, не имея достаточных средств даже для благоустройства Херсона, не могло, да и не хотело даже частично финансировать городские учебные заведения. Мало того, в конце 1870-х возникло целое дело, едва не завершившееся судом. Так, в 1875 году город одолжил у земства 1000 рублей для постройки здания школы на Военном форштадте. Однако здание так и не возвели, а средства потрати­ли на иные нужды. Целых 5 лет земст­во требовало возвращения своих денег, и лишь решение обратиться в суд позволило получить их обратно.

Кроме гимназий, училищ и школ губернское земство содержало в Херсоне и профессиональные училища. Это фельдшерская школа, повивальный институт и сельскохозяйственное училище.

Рассказывая о народном образовании в старом Херсоне, пожалуй, просто необходимо вспомнить сестёр Гозадиновых, эвакуированных в Херсон из Симферополя в разгар Крымской войны в 1854 году. Три сестры, три действительно одаренные и трудолюбивые личности стали основоположниками по-настоящему качественного образования в Херсоне и положили начало первой в городе женской гимназии. Одна из сестёр Гозадиновых, Елена Игнать­евна, была инициатором создания общества по распространению грамотности и полезных знаний в Херсонской губернии. Она же на собственные средства и под своим личным руководством учредила в Херсоне воскресную школу, где познавали грамоту все желающие женщины без ограничения в возра­сте. В 1901 году в школе обучались 213 человек, преподавательский состав, около 30 человек, трудился безвозмездно.

 

Помощь недостаточным ученикам

Для поддержки малоимущих учеников земством и меценатами, в качестве которых выступали многие зажиточные общественные деятели и предприниматели, учреждались денежные стипендии. Так, местный землевладелец-меценат Михаил Федорович Агарков учредил в Херсонской учительской семинарии 2 стипендии по 8 рублей каждая на доход с принадлежавших ему 400 десятин земли. В дальнейшем по мере роста дохода с земли увеличивались размер и число стипендий. В 1913 году имелось уже 22 стипендии по 17 рублей в месяц каждая.

Конечно, это было серьезным подспорьем неимущим студентам. Да что там подспорьем! 50 копеек в день при цене лучшего хлеба 5 копеек фунт (453 грамма) и 14–15 копеек фунт мяса – это были приличные деньги. Пособия, выдавае­мые земством лучшим и неимущим ученикам, были куда скромнее – лишь 5–6 рублей в месяц или в среднем 16 копеек в день. Впрочем, в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1911 году земство дополнительно учредило 5 стипендий по 300 рублей в год каждая для особо одаренных детей крестьян Херсон­ского уезда, обучавшихся в средних и высших учебных заведениях.

Стоит отметить, что с 1903 года оклад жалования вторых учителей без прибавок за выслугу лет и квартирных составлял также 300 рублей в год. Не уменьшая заслуг и достижений земства в вопросах народного образования, стоит отметить, что с началом 1880-х годов городское самоуправление начинает уделять больше внимания учебным заведениям Херсона. Посему у земства появляется возможность передачи части земских школ в ведение города: «С ежегодным пособием от земства в 2000 рублей при условии, чтобы число учеников в этих школах не уменьшалось».

В 90-е годы ХIХ века в империи стала укрепляться идея введения всеобщего образования. Херсонское губернское земство этот вопрос передало на заключение уездных земских собраний. По сведениям, собранным, подготовленным и озвученным инспектором народных училищ на заседании городской думы, на 1 января 1895 года число учащихся в Херсоне составляло 2972 человека. В то же время численность детей школьного возраста в городе выражалась цифрой 5583 человека. То есть неохваченными обучением оставались 21% мальчиков и 69% девочек. Благодаря успешному взаимодействию земства и городской думы уже в том же году «в память бракосочетания Их Императорских Величеств» в городе были открыты три начальные школы.

 

Ежовые рукавицы для школы

В начале ХХ века управляющим Одесским учебным округом, в который входили учебные заведения Херсона, были изданы обязательные правила поведения учеников во внешкольной жизни. Согласно этим правилам, каждый учащийся должен был появляться вне дома лишь в форме установленного образца с обозначением учебного заведения на кокарде и бляхе поясного ремня. Кроме того, каждый ученик должен был иметь при себе именной билет за подписью начальствовавшего лица своего учебного заведения, который должен был предъявлять по первому требованию чинов министерства народного просвещения или полиции.

Этим же документом были строго регламентированы прогулки учащихся по улицам города: с 1 мая по 1 октября – до 10 часов вечера. В остальное же время – до 8 часов вечера. Театры, концерты, оперетты, цирки, иллюзио­ны, «в которых демонстрируемые картины не могут оскорблять нрав­ственные чувства», учащиеся могли посещать только в сопровождении родителей или лиц, их заменявших. Посещение опереток, фарсов, маскарадов, ресторанов, трактиров, кофеен, биллиардных, пивных и винных лавок – категорически запрещено.

Кроме общих обязательных правил в каждом учебном заведении Херсона были еще и свои, первый параграф которых начинался примерно так: «Дорожа своей честью, ученик не может не дорожить честью своего учебного заведения, посему обязан воздерживаться сам и удерживать своих друзей от всякого рода поступков, несовместимых с честью благовоспитанных учеников…».

За соблюдением правил поведения учеников зорко следили, а выявленные нарушения заносили в кондуит – специальный штрафной журнал. Затем нарушителя ожидало неминуемое наказание…




 

Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год Коршун Владимир