Херсону – 236: история восьми поколений (окончание)




1840–1870 годы

К началу 1840-х годов Херсон постепенно выходит из затяжного кризиса. В 1844 году в городе насчитывается уже 33 предприятия и 124 ветряные мельницы. В 1848-м купец Княгин открывает здесь первую на юге паровую мельницу. Вслед за ним купец Готроп – паровой лесопильный завод. А 1852 год ознаменовался открытием первого частного книжного магазина Шаха на Суворовской. Главной особенностью магазина было то, что при нём была создана опять-таки первая в Херсоне частная библиотека.

В 1853 году французский кузнец-предприниматель Вадон устраивает в Херсоне первую механическую мастерскую, которая впоследствии дала основу чугунолитейному производству в городе. А на берегу Днепра, на месте, занимаемом бывшей мастерской, выросло судостроительное и судоремонтное предприятие Вадона. Первые паровые суда Херсона были построены именно здесь. Кроме того, завод строил железные баржи и плавучие элеваторы.

К тому времени в городе появляется масса мелких кустарных производств. Была образована и приступила к работе первая херсонская пожарная команда, состоявшая из 60 человек. Большую роль в развитии экономики и благосостояния Херсона сыграли развивавшиеся грузовые и пассажирские перевозки. Помимо мелких частных пароходовладельцев с конца 1850-х годов в Херсоне активно работает крупное Русское Общество Пароходства и Торговли. Оно с 1857 года начинает регулярные грузопассажирские перевозки меж Херсоном и Одессой. В 1862-м в городе начинает действовать телеграф. Немного позже к учебным заведениям города добавляются женская гимназия и воскресная школа.

Но не всё так безоблачно было в «благополучном городе Херсоне». На долю третьего поколения херсонцев выпала Крымская война 1853–1856 годов. В этой войне на стороне Османской империи выступили Англия и Франция, немного позже в войну вступила Австро-Венг­рия. Через Херсон в Крым шли продовольствие, боеприпасы, воинское пополнение. Обратно обозы везли раненых. Об этом периоде нашей истории напоминают чудом сохранившиеся редкие полуразрушенные кладбищенские памятники воинам, умершим от ран в херсон­ских госпиталях.

 

1871–1902 годы

В 1872 году в Херсоне открывается общественная библиотека, количество посетителей которой в самый короткий срок достигло рекордных цифр. В том же году при земской больнице открылась фельдшерская школа, а в октябре – переведенная из Николаева учительская семинария. 17 сентября 1872 года стало днем рождения земского сельскохозяйственного училища. В этот период было утверждено и начало работу Общество взаимного кредита. Пущен в строй водопровод, построенный ростовским предпринимателем Пастуховым. Возведено и освящено новое здание городского общественного театра. Открыта телефонная станция.

В марте 1898 года вышла в свет ежедневная газета «ЮГъ». В том же году открылся основанный Гошкевичем музей древностей. Спустя несколько лет благодаря неустанным заботам и трудам его создателя музей был уже широко известен за пределами империи. В 1899-м к числу херсонских музеев прибавился естественно-исторический, основанный известным ботаником Пачоским. Наконец 14 июля 1901 года, после долгих серьезных дноуглубительных работ фарватера и устья Днепра, в Херсонский порт вошла Черноморская эскадра. Этот день считается днем открытия Херсонского морского порта. В 1902-м приступили к работам по устройству первой на юге империи радиостанции, впоследствии связавшей Херсон с Голой Пристанью беспроводной связью…

Это поколение херсонцев, на долю которого выпала очередная русско-турецкая война 1877–1878 годов, принимало участие в боевых действиях в некотором отдалении от границ Херсонщины. Наши земляки были в рядах тех, кто защищал Шипку и освобождал Плевну…

 

1903–1933 годы

В 1907 году херсонцев ожидал долгожданный подарок – было открыто железнодорожное сообщение меж Херсоном и Николаевом. Немного позже вступила в строй первая городская электростанция, а на улицах города и в домах богатых горожан зажглось электроосвещение. К тому времени численность населения в Херсоне достигла уже 67 тысяч человек. Появление новых промышленных и кустарных предприятий способствовало росту и благосостоянию населения. В 1909-м начал свою работу завод сельскохозяйственных машин Гуревича. Спустя год херсонские обыватели впервые познакомились с авиацией. Полеты на аэроплане осуществлял один из первых российских летчиков Костин. В городе появились первые автомобили, начали свою работу биоскопы – прототипы современных кинотеатров. В 1912 году херсонский предприниматель Вадон начал строительство на Карантинном острове судостроительной верфи для постройки военных судов для Черноморского флота. Город развивается и строится. Здесь появляются первые 3–4 этажные дома. Интенсивными темпами продолжает развиваться и расширяться хлеботорговля с заграничными портами.

Впрочем, начало Первой мировой войны в 1914 году становится причиной очередного сокращения производства и экономического упадка. Свою лепту в развал экономики внесли революции, иностранная интервенция и начавшаяся Гражданская война. Хаос смутного времени полностью уничтожил экономику Херсона и вновь значительно сократил количество его жителей.

Только в 1923–24 годах с окончательным утверждением новой власти Херсон начинает оживать после всего перенесенного. К тому периоду относится появление в городе новых предприятий: винзавода, обувной фабрики, обозного завода и швейной фабрики «Швейпром». В 1929-м был пущен в строй консервный завод имени 8 Марта, открыта кондитерская фабрика.

В 1931–32 годах приступает к работе судоверфь «Рыбтреста». Построен крупнейший в Украине порт-элеватор. В этот период в городе появляются новые предприятия и учреждения: электромашиностроительный завод, крупнейший в стране консервный комбинат имени Сталина, кинотеатр имени Коминтерна. В 1933 году благодаря строительству Днепрогэс и победы над каскадом днепровских порогов открыта пассажирская пароходная линия Херсон – Киев.

 

1934–1964 годы

Одним из главных событий 1938 года стал пуск крекинг-установки на строившемся в Херсоне нефтеперерабатывающем заводе, который стал первым подобным предприятием на юге Украины. Не менее важным было и открытие в Херсоне завода стеклотары – одного из крупнейших в стране. Кроме того, в городе появляется ряд новых профильных предприятий, требующих дополнительных рабочих рук. Поэтому, несмотря на все трудности того периода, город постепенно оправляется от ужасов прежних страшных и голодных лет. Население Херсона вновь растет…

Тем не менее эти совсем не спокойные годы оказались лишь слабой передышкой перед еще более грозными и страшными испытаниями для херсонцев, а Халхин-Гол и советско-финская война были только разминкой перед встречей с иным, сильным и беспощадным врагом… Совсем скоро, в июне 1941 года началась новая беспрецедентная по своей жестокости война. Спустя 58 дней после нападения на СССР фашистские войска вошли в Херсон. С 19 августа 1941 года для херсонцев началась тяжкая эпоха фашистской оккупации. И только 13 марта 1944-го принесло в наш город долгожданное освобождение.

К моменту освобождения в Херсоне насчитывалось всего 200 человек, скрывавшихся в подвалах и развалинах зданий. Стоит отдать должное, в самое короткое время в городе вновь закипела жизнь. В рекордно короткие сроки были восстановлены разрушенные войной предприятия и появилась масса новых. К началу 1950-х годов дала первую продукцию первая восстановленная на нефтезаводе крекинг-установка. В 1953-м со стапелей нового судостроительного завода, построенного уже после войны, сошли первые херсонские танкеры «Херсон» и «Грозный». Началось восстановление довоенного производства по строительству железобетонных доков, не имеющее аналогов в мире. Восстановлены швейное, машиностроительные, консервные предприятия в городе. В том же году началось строительство крупнейшего в Европе хлопчатобумажного комбината, подготовка и очистка чаши бассейна будущей Каховской ГЭС…

Послевоенный период стал одним из самых мощных, интенсивных периодов развития города, его бытовой и общественной инфраструктуры. Пожалуй, не было в истории нашего города прецедента, равного этому. К концу отмеченного нами периода в Херсоне действуют несколько троллейбусных маршрутов, а на линии Херсон – Одесса курсируют быстроходные суда на подводных крыльях. Авиамаршруты связали Херсонский аэропорт со многими уголками страны…

На фоне возрастания благосостояния жизни народа военные конфликты, в которых не по своей воле участвуют и херсонцы, продолжаются. Стоит вспомнить противостояния Карибского кризиса или войну во Вьетнаме.

 

1965–1995 годы

Этот период развития города охарактеризован интенсивной его застройкой. На карте города возникают новые комфортабельные жилые районы: Шуменский, Таврический, Корабел… В Херсоне появляются новый аэропорт, автовокзал, морречвокзальный комплекс. В декабре 1985 года открыт автодорожный мост Херсон – Цюрупинск, связавший коротким путем правобережную Херсонщину с Крымом. В 1989-м на крутом берегу Днепра в парке Славы воздвигнут монумент, символизирующий славу Херсонщины…

Вместе с тем и этот период херсонской истории не обошелся без войны. С декабря 1979 года мирная жизнь страны была нарушена начавшейся войной в Афганистане. За 10 лет через Афган прошли более двух с половиной тысяч херсонцев, 69 из которых навсегда остались на той войне…

 

1996–2014 годы

И наконец, ныне здравствующее и созидающее новый Херсон нынешнее поколение, которому уже довелось претерпеть множество перипетий на своем жизненном пути. И которое так же, как и все предыдущие поколения нашего города, не обошлось без войны. Пожалуй, как это ни прискорбно, фраза «У каждого поколения своя война», приписываемая в равной степени Мао Цзэдуну и Отто фон Бисмарку, вполне оправдана жизнью.




 

Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год Коршун Владимир