Грандиозные проекты на бумаге и в жизни




Пожалуй, ни одна страна мира не имела такого огромного количества грандиозных проектов, которые, по мнению их авторов, могли коренным образом изменить жизнь народа, чем бывшее советское государство...

 

Часть этих проектов была воплощена в жизнь путем невероятных усилий народа. Другая же, к счастью будущих поколений, осталась нереализованной. Немалая толика грандиозных свершений пришлась на долю Херсон­щины или же была непосредственно связана с ней. Причем все эти свершения прямо или косвенно касались главной ее водной артерии – Днепра.

Впрочем, первый такой «великий» проект, требовавший немалых финансовых затрат и физической силы, пытались реализовать еще 100 лет назад в тогда еще самодержавном государстве. Этот проект предусматривал соединение Балтийского и Черного морей посредством устройства водного пути Херсон–Рига. Ключевыми моментами должны были стать углубление фарватера Днепра от Херсон­а до Александровска (Запорожье), шлюзование порогов и строительство соединительного канала длиной около 86 верст. Кроме того, помимо днепровских шлюзов, целый каскад их должен был быть построен на реках Березине, Лучесне и Западной Двине, вошедших в систему нового водного пути.

По проекту протяженность водно-транспортной коммуникации должна была превысить 2200 верст. Первоначальная смета предусматривала финансовые вложения государства на сумму не более 300 миллионов золотых рублей. Но после проведения инженерно-исследовательских работ на новой водной трассе в 1911 году сумма, требуемая для ее строительства, подскочила до 1 миллиарда рублей. Конечно, это были серьезные расходы и, несмотря на то, что государственные экономисты предрекали окупаемость проекта в течение 12–13 лет, денег на его осуществление не дали.

К слову, подобные грандиозные проекты требуют серьезного к себе отношения со стороны ученых, учитывающих все плюсы и минусы воздействия задумок на окружающую среду. Однако и тогда на первом месте стояла экономическая выгода, а о нарушении экологического баланса, связанного с вмешательством человека, никто и не думал.

Спустя несколько лет, почти перед началом Первой мировой войны, появился очередной проект. Он был существенно менее затратным и предусматривал лишь шлюзование днепровских порогов, доставлявших неудобства и крупные проблемы торговым и государственным судам с незапамятных времен. И вновь всё окончилось инженерными изысканиями. К работам так и не приступили из-за начавшейся войны.

Первый поистине грандиозный проект был осуществлен лишь спустя 18 лет, в 1932 году. Уже при советской власти на Днепре была возведена самая большая в мире (на то время), плотина гидроэлектростанции (Днепрогэс). Огромная полукруглая бетонная стена длиной 760 метров, высотой 64 метра и шириной 44 метра пересекла русло Днепра. Гигантскую плотину сооружали практически вручную, так как в тот период страна ощущала острую нужду в технике. Грандиозность исполнения решений планов партии отодвинуло урегулирование насущных вопросов на второй план. Днепрогэс стал символом новой эпохи и предметом государственной гордости. А в нижнем течении Днепра, лишившемся необходимого объема воды, начались первые экологические проблемы.

В 1950‑х годах полигон осуществления величественных проектов советского государства переместился непосредственно на Херсон­щину. Здесь начались строительство Каховской ГЭС и одновременная подготовка к воплощению в жизнь решения Совета Министров СССР о строительстве Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Опять же в своем роде единственных в мире.

Впрочем, кроме всеобщей гордости, осуществление подобных проектов повлекло за собой массу различных, нерешенных до сегодняшнего дня экологических проблем. Как, скажем, подъем грунтовых вод и подтопление населенных пунктов Левобережья или застойные явления в водоемах Нижнего Днепра. Да и само Каховское море поглотило сотни гектаров плодородной пахотной земли, уникальную природную территорию и десятки населенных пунктов. Из-за чего ожидавшийся экономический эффект оказался под большим вопросом.

Тем не менее, несмотря на явные издержки грандиозных планов, от них не отказались и в дальнейшем. Уже в конце 1970‑х годов появился новый «великий» проект: строительство почти 10-километровой плотины в Днепро-Бугском лимане. Она должна была протянуться от Кинбурнской косы до Очакова. Строительством плотины предполагалось «запереть» воды Днепра и Буга с целью подъема уровня пресных вод и использования их для орошения земель как минимум 5 областей.

В 1981 году, когда решение о строительстве было принято на уровне Совета Министров СССР, журнал «Вокруг света» сообщал своим читателям: «Днепро-Бугский лиман – огромнейший резервуар пресной воды. Но ее приток в лиман с каждым годом сокращается, ученые обнаружили соленые воды Черного моря чуть ли не у Херсон­а (по сообщениям дореволюционных газет, подобные факты фиксировали и в прежние времена, еще до строительства гидросооружений на Днепре. – Прим. авт.). Нужно прежде всего спасти лиман. Плотина отгородит Днепро-Бугский лиман от Черного моря. После чего уровень воды в лимане на 25–35 см превысит уровень моря. Из опресненного лимана можно будет ежегодно брать более 8 миллиардов кубометров воды».

Причем часть этой воды должна была идти на орошение сельскохозяйственных земель, другая же – вновь перекачиваться в Каховское водохранилище. Кроме того, комплексным планом было предусмотрено строительство канала Дунай–Днепр: «Решено соединить эту реку 270‑километровым каналом с Дунаем. Дунайские волны вольются в Днепр в районе Очакова. Это позволит развить ирригацию в Украине и Молдавии. Только в южных районах Украинской ССР гидроресурсы Дуная помогут напоить около 4 миллионов гектаров пашни, садов, виноградников. Получат дополнительную влагу и поля в низовьях Днестра».

Вместо того, чтобы внедрять в сельское хозяйство новые прогрессивные методы полива и уменьшать бессмысленные потери воды, как это делали в других странах, в СССР в очередной раз попытались поразить весь мир новой стройкой века стоимостью в 300 миллиардов рублей!

«Благое» дело, не подтвержденное серьезными научными исследованиями, снова грозило экологической катастрофой. Причем, по мнению современных экологов, катастрофой глобального для страны масштаба. Подтверждение этому увидели уже в самом начале строительства, к которому приступили в 1982 году. Впрочем, несмотря на это, возведение комплекса не прекратили. Экологи и ученые, активно выступавшие против осуществления проекта, не были услышаны даже в период горбачевского «консенсуса». И всё же нет худа без добра. Перестройка и последовавший вслед за ней экономический хаос коснулись и этого грандиозного строительства. А освоенные строителями десятки миллионов рублей оказались в очередной раз выброшенными на ветер...

Сегодня много говорят о строительстве на Днепре новой ГЭС «Каховка-2», которая станет последней ступенькой днепровского гидрокаскада. Неужели всё будет как всегда?




 

Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год Коршун Владимир