Когда-то херсонцы летали... на воде




Третьего мая 1961 года на при­стани херсонского порта было так же многолюдно, как во вре­мя первомайской демонстрации. в порт пришло первое судно на подводных крыльях, новый транспорт светлого будущего! Это ли не показатель, как тогда говорили, «величия коммунистических идей и торжества гения социалистического разума»?

На следующий день в херсон­ской газете «Наддніпрянська правда» по­явилось первое сообщение о чудо-судне: «Комфортабельный пассажирский теплоход на подводных крыльях “Восток” производства одного из заводов Крымского совнархоза прибыл вчера в херсонский порт. С Ялты до Херсона судно прошло за 6 часов. Скорость хода 60–65 км/час. Мощность двигателя 1200 л. с. Теплоход берет 64 пассажира. Новое судно будет ходить по маршруту Херсон – Новая Каховка. Продолжительность рейса 1 час вместо трех с половиной, за какие это расстояние преодолевает обыкновенный теплоход. Руководит экипажем один из лучших на Днепре капитанов – Александр Терентьевич Безкровный. В ближайшие дни теплоход выйдет в первый рейс». Так в Херсоне началась эпоха скоростных судов на подводных крыльях.

Метеор-4 в херсонском портуРовно за 20 лет до этого, в далеком 1941 году, тогда еще никому не известный 25-летний инженер-конст­руктор Ростислав Алексеев защитил дипломную работу по теме «глиссер на подводных крыльях». Исследование было признано перспективным, и к его разработке успели приступить еще до начала войны, спутавшей все планы. В тяжелом и переломном для страны 1942 году по личному указанию Сталина к этой теме вернулись вновь. Теперь коллектив инженеров под руководством Алексеева приступил к разработкам по созданию принципиально нового боевого катера на подводных крыльях. Однако, как ни старались конструкторы, алексеевские катера так и не успели пройти испытание в боевых условиях. К моменту их появления война уже закончилась.

Но благодаря пристальному вниманию Сталина к проекту армейские разработки Алексеева нашли свое воплощение в мирной жизни. В 1951 году конструкторское бюро Ростислава Алексеева, приступившее к проекту создания принципиально нового пассажирского судна на подводных крыльях, удостоилось Сталинской премии. Прошедшее серийные испытания судно типа «Ракета» продемонстрировали общественности в 1958 году во время Международного фестиваля молодежи и студентов на Москва-реке. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был поражен и покорен новым судном. Состоялся воистину триумф инженерной мысли социалистического гения, и о новом пассажирском судне, без преувеличения, заговорили во всем мире!

Вслед за первым удачным проектом как из рога изобилия посыпались новые, которые имели ряд существенных преимуществ перед предшественниками. Революционными судами на подводных крыльях стали суда типа «Стрела», «Волга», «Беларусь», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон», «Тайфун»... Нигде в мире больше не нашлось аналогов этим судам!

Между прочим, в разработке проектов и внедрении их в жизнь принимал участие и наш земляк, начальник конструкторского бюро завода имени Коминтерна Василий Федорович Терек. Одной из первых удачных работ возглавляемого им коллектива конструкторов было создание удобного и компактного пассажирского судна – так называемого речного трамвайчика. Небольшая осадка до полутора метров, большая маневренность и приличная скорость до 40 км/час делали его особо удобным в эксплуатации на Днепре и прилегающих к нему небольших мелких речушках. Вклад конструктора был оценен по достоинству. 4 марта 1950 года в газете «Правда» было опубликовано постановление Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий за 1949 год. Среди лауреатов под номером 33 значилось: «Тереку Василию Федоровичу – начальнику конструкторского бюро завода имени Коминтерна – за разработку и внедрение в производство новых типов речных судов».

«Коминтерновский» проект пассажирского судна оказался на редкость удачным, и за годы эксплуатации было построено несметное количество судов этого типа. Где только ни использовалось детище Василия Федоровича! Речные трамвайчики можно было встретить на всех без исключения реках бывшего Союза. Следующим серьезным этапом конструкторской работы Терека стало его участие в осуществлении проекта создания скоростных судов на подводных крыльях. В 1951 году в числе конструкторов бюро Ростислава Алексеева, удостоенных Сталинской премии, был и Василий Терек.

"Адмирал Нахимов" следует в КаховкуМеж тем разработка новых конст­рукций и постройка судов на подводных крыльях продолжалась уско­ренными темпами. Спустя 10 лет, в 1961 году, когда суда на подводных крыльях уже прочно обосновались на водных просторах страны и стали достаточно популярны уже не только в странах соцлагеря, «алексеевцы» были удостоены Ленинской премии. Летом 1961 херсонская газета «Наддніпрянська правда» в статье «Морской транспорт юга Украины» сообщала: «Херсон, который является транзитным пунктом для пассажиров, направляющихся в Евпаторию, Севастополь, Керчь, Одессу, Николаев, существенно увеличивает пассажироперевозки благодаря морским судам на подводных крыльях типа “Ракета” и “Вихрь”. Впереди огромные перспективы...»

Через несколько номеров газеты – новое сообщение: «На маршрут между Ялтой и Севастополем вышло первое морское судно на подводных крыльях «Стрела-1», развивающее скорость до 85 км/час».

Нельзя сказать, что за пределами советского государства конструкторы не интересовались проектами судов на подводных крыльях. В после­военные годы в этой области работали швейцарская компания «Супермар» и американская – «Боинг». Однако их продукция составила всего около 8% от общего количества судов на подводных крыльях, производимых в мире. А 90% всего водного транспорта подобного типа строил Советский союз. Более 30 лет советские суда на подводных крыльях покоряли просторы рек и морей и, несмотря на крупные затраты по обслуживанию и непомерные аппетиты потребления авиационными двигателями горючего, считались вполне рентабельными. К тому же являлись определенным символом той эпохи. Скажите, какой херсонский мальчишка не мечтал, подставив лицо струе упругого воздуха, летящего навстречу, промчаться на «Комете» или «Метеоре», вполне оправдывавших свои космические названия? Да и взрослые изнурительным автобусным поездкам предпочитали скорость и комфорт водного транспорта. Каждая поездка на подобном судне из Херсона, скажем, в Одессу была сродни маленькому празднику – ничуть не утомительна. Расстояние до Одессы суда на подводных крыльях преодолевали всего за 2,5 часа, да и стоимость билета была вполне приемлема – 4 рубля 50 копеек, на рубль дороже автобусных.

К сожалению, с перестройкой начались необратимые процессы во всех сферах нашей жизни. Коснулись они и парка судов на подводных крыльях. Очень скоро маршруты их стали нерентабельны и они были поставлены на прикол. Правда, нерентабельными перевозки на судах подобного типа были лишь в нашей стране. Иностранные фирмы с большой готовностью предлагали любые деньги за «Кометы», «Метео­ры», «Вихри». Так постепенно все они и перекочевали за границу: в Западную Европу, Турцию, Грецию, Канаду, Южную Корею и даже в США. Охватившая нашу страну «железная лихорадка» ускорила процесс уничтожения водного транспорта. Суда, которые не смогли продать по причине износа механизмов, порезали на металл. Не пощадили даже «Ракету», установленную в Херсоне в спальном микрорайоне «Корабел» и первоначально приспособленную под детский кинотеатр. В декабре 2000 года ее демонтировали и также превратили в груду металла.

Теперь уже ничто не напоминает о тех славных страницах истории отечественного флота, а суда на подводных крыльях в Херсоне, да и, пожалуй, во всей Украине, можно увидеть разве что на старых фотографиях и в книгах...




 

Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год