У истоков парусного спорта и авиации на Херсонщине стояли... сицилийцы




На одной из главных улиц старого Херсона, носившей некогда название Соборная и переименованной с установлением советской власти в улицу Ленина, стоит удивительно красивый особняк. Он был возведен здесь в 1905 году и принадлежал консулу Перу и вице-консулу Италии Анжело Анатре. Ныне это здание городского Шахматно-шашечного клуба. Семейный клан сицилийцев Анатра начал осваивать Северное Причерноморье с середины XIX века. Основным семейным занятием стали торговля и перевозка зерна на судах. Дела шли достаточно хорошо, и довольно скоро торговая фирма «Братья Анатра» получила широкую известность. К началу ХХ века Анатра значительно расширили зону и область своей деятельности. Мукомольное производство, пароходы, недвижимость в Херсоне, Одессе и в Крыму – это была лишь часть того «айсберга», к созданию которого сицилийский клан приложил свои руку, знания и крупные денежные средства. Помимо торговли и предпринимательства, Анатра внесли значительный вклад в развитие парусного спорта в Одессе и Херсоне, а также стали родоначальниками отечественной авиации. Кроме того, помощь консула Анжело Анатра позволила одному из херсонских дельцов сохранить целостность его предприятия, что впоследствии подняло престиж города и сыграло далеко не последнюю роль в обеспечении херсонского простого люда необходимой работой.

Как известно, первенец черноморских городов Херсон хотя и носил статус губернского, однако вследствие своего недостаточно выгодного стратегического расположения всегда значительно отставал в развитии от молодых своих собратьев – Николаева и Одессы. По этой причине крупное промышленное производство в столице губернии было представлено всего лишь единичными серьезными предприятиями. Одним из таких значительных производств в Херсоне был судостроительный и механический чугунно-литейный завод братьев Вадонов, основанный в 1855 году. К концу ХIХ века это было, пожалуй, самое большое предприятие города, судя по справке Херсонского отделения Русско Азиатского банка: «…способное конкурировать с крупными николаевскими заводами…»

В 1898 году между братьями Вадонами произошла серьезная распря, приведшая к разрыву. Александр, решивший перебраться с семьей на местожительство в соседний Николаев, потребовал у брата свою долю предприятия. А так как все свободные финансовые средства были вложены в производство, Эжен оказался в весьма затруднительном положении. Вот тут-то ему на помощь и пришел Анжело Анатра, ссудивший херсонскому предпринимателю около 45 тысяч рублей – деньги по тем временам немалые. Благодаря Анатре предприятие уцелело, а Эжен Вадон стал единственным полноправным хозяином завода.

Консул и предприниматель Анжело Анатра был первым командором и до конца своих дней оставался Пожизненным Почетным командором Одесского яхт-клуба. Входил в инициативную группу, основавшую Херсонский яхт-клуб, и впоследствии принимал активное участие в его работе. Принадлежавший ему колесный пароход «Унион» пассажировместимостью до 300 человек обслуживал все яхт-клубовские мероприятия и выезды на природу. Анжело Анатра не единожды избирался гласным (депутатом) Херсонской городской думы.

В начале ХХ века его племянник – одесский банкир и спортсмен Артур Анатра загорелся новаторской воздухоплавательной идеей и даже спонсировал обучение во Франции нескольких учеников, ставших впоследствии первыми российскими летчиками. В 1908 году в Херсонской губернии был основан первый аэроклуб Российской империи. Его организовали в Одессе, конечно же, благодаря инициативе и трудам Артура Антоновича, не жалевшего на новое дело ни времени, ни личных средств. Одновременно Анатра стал учредителем и издателем нового российского журнала «Заря авиации». Наконец, на промышленной выставке в марте 1910 года в Одессе впервые в присутствии многочисленных зрителей был продемонстрирован полет на аэроплане. Машину пилотировал авиатор Михаил Ефимов, первый летчик России, лишь три месяца назад получивший во Франции диплом за № 31. Ну а первым пассажиром империи стал Артур Анатра.

Почти одновременно с основанием Одесского аэроклуба здесь же, при клубе, в 1911 году начали работать авиаремонтные мастерские, которыми руководил всё тот же неутомимый Артур Антонович. В 1913 году Анатра добивается военного заказа на постройку в мастерских четырех самолетов «Фарман XVI» (цена одного аппарата – 8775 рублей, для сравнения: 4-местный автомобиль «Форд» в то время стоил 2600 рублей). Выполнение качественно и в срок договорных обязательств повлекло за собой новый заказ и как следствие этого – расширение производственных площадей. Не имея достойной конкуренции в лице кустарных мастерских, собиравших аэропланы из приобретенных во Франции деталей и частей, одесский завод Анатра становится единственным и бесспорным лидером отечественного авиапроизводства. Перед Первой мировой войной Артур Анатра основал крупный авиационный завод в Симферополе, а уже с 1915 года оба завода переходят на выпуск собственных опытных самолетов марки «Анатра». И хотя выпуск лицензионных «Фарманов», «Ньюпоров», «Вуазенов» и «Моран-Сонье» еще продолжался, однако с каждым годом их становилось всё меньше. К началу «смутного времени» 1917-го один лишь одесский завод производил до 100 самолетов «Анатра Анаде» и «Анатра-ДСС Анасаль» в месяц.

Предприниматель-авиатор обладал достаточной производственной базой и довольно сильными техниками-конструкторами, проектировавшими новые и совершенствовавшими старые летательные аппараты. Так, поручик Владимир Иванов усовершенствовал модель французского «Вуазена», вошедшую в серийное производство под наименованием «Анатра ВИ» («Вуазен» Иванова). Ну а испытателями новых машин становились уже известные на то время летчики. Некоторое время с ролью испытателя, причем на совершенно кабальных условиях, успешно справлялся знаменитый спортсмен-одессит Сергей Уточкин. Впрочем, после того, как супруга Сергея Исаевича, Лариса Фёдоровна, сбежала от авиатора-испытателя к авиатору-предпринимателю, тяжкий контракт был расторгнут, и Уточкин получил полную свободу. Пожалуй, интересен и тот факт, что на авиазаводе Артура Анатра начинал свою трудовую карьеру в качестве ученика электрика будущий, без сомнения, известнейший одесский налетчик Мишка Япончик.

Как бы там ни было, но на заре воздухоплавания несовершенные еще, а зачастую откровенно ненадежные летательные аппараты становились причиной гибели многих вполне опытных авиаторов. Так, в авиакатастрофе погиб младший брат Артура Анатра, которому было всего 18 лет. Это печальное событие подвигло его совсем еще юную вдову Евдокию Анатра искать утешения высоко в небе. Евдокия Васильевна стала дипломированным авиатором (диплом № 54) и вошла в тройку первых русских «авиатрисс».

Октябрьская революция 1917 года и австро-германская оккупация южных областей страны в 1918-м полностью уничтожили авиапроизводство Артура Анатра. Он еще пытался бороться со сложившейся ситуацией и находил возможности внедрения в жизнь некоторых своих идей. Так, в феврале 1918 года Анатра начал успешные «опыты» по организации регулярного авиапочтового сообщения по маршрутам Одесса–Екатеринослав и Одесса–Николаев–Херсон. Авиапочтовое сообщение стало третьим в истории авиапочтовых перевозок в мире. Анатра на целых 2 месяца опередил Америку, где регулярные авиапочтовые перевозки начались в мае 1918 года.

Впрочем, германская оккупация южных областей страны вскоре привела к полной остановке авиапроизводства и прекращению почтового авиасообщения, просуществовавшего всего лишь около месяца. Оборудование Симферопольского завода было вывезено в Германию. По некоторым сведениям, на Одесском авиазаводе оккупанты захватили около 200 новеньких, готовых к полету самолетов и даже собирались продолжить их выпуск для своей авиации. Только в одну из темных южных ночей вдруг разом вспыхнули сборочные цеха и заводские склады, а наутро от первого российского авиазавода не осталось и следа...

P. S. Завод Артура Анатра восстановили после Гражданской войны. В советское время он был известен под названием «Одесский авиаремонтный завод». Ныне это современное действующее предприятие «Одессавиаремсервис», отмечающее в этом году свой 100-летний юбилей.




 

Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год