Его именем назван Херсонский облмуздрамтеатр
Ему было всего 45 лет – период творческого расцвета, когда человек, уже приобретя большой жизненный опыт, воспринимает окружающую его действительность без прикрас и фальши. К тому же он, как всякий честный человек, не мог изменить тем жизненным позициям, на которых твердо стоял. Чтобы посметь бросить вызов правящей системе, нужно быть очень сильной личностью.
Николай Кулиш был именно таким. В своих произведениях он обличал пороки нового строя, который под мирной личиной всеобщего блага скрывал свою настоящую сущность. Финал истории вполне предсказуем – правящая система оказалась сильнее чуждого ей по духу драматурга…
Николай Кулиш родился 18 декабря 1892 года в селе Чаплинка Днепровского уезда Таврической губернии (ныне это территория Херсонской области) в бедной крестьянской семье. Несмотря на финансовые трудности, он сумел окончить местную четырехклассную школу. Учился в училище и частной гимназии в Алешках (ныне Цюрупинск). Тогда же впервые попробовал свои силы на литературном поприще, сотрудничая с рядом рукописных студенческих журналов. Летом 1914 года Николай предпринял попытку поступить в Одесский университет, однако помешала начавшаяся война с «германцем». Так вместо обучения в университете будущий драматург попал в школу прапорщиков. Биографы Кулиша отмечают важное событие, произошедшее в его жизни в этот период.
Летом 1915 года, не испросив дозволения начальства для вступления в брак, что для военнослужащего было обязательным, Николай, рискуя быть обвиненным в дезертирстве, примчался в Алешки, где обвенчался с ожидавшей его невестой Антониной. В августе того же года выпускник школы прапорщик Кулиш отправляется на германский фронт. Два года в окопах, контузия, два его ранения говорят о том, что в теплом местечке он не отсиживался – воевал. Может, потому, что полюбился солдатам этот не кланявшийся пулям штабс-капитан (к осени 1917 года Николай Кулиш уже имел это звание), а может, сказалось его крестьянское происхождение, но только после революционных событий в Петрограде в октябре 1917 года Николай Гурьевич был избран депутатом на армейский съезд Западного фронта. В то время лозунг «Война до победного конца!» уже потерял прежнюю актуальность и смысл. Уставшие от войны солдаты бросали опостылевшие позиции и разбегались по домам. А вокруг начинался хаос новой войны, где врагами становились все, кто не разделял те или иные политические взгляды. Вернувшись с фронта в Алешки, боевой офицер Николай Кулиш сходу включился в бурную местную жизнь. Основной его деятельностью стало народное образование. Тогда же в жизни Кулиша начинают проявляться национальные приоритеты. В это время благодаря его трудам в Днепровском уезде появилось украинское культурно-просветительное общество «Просвіта».
Весной 1919 года Кулиш некоторое время возглавлял Алешковский наробраз. Впрочем, о народном образовании и мирной жизни было еще рано думать – к Алешкам приближались войска генерала Деникина. По заданию партии Кулиш формирует и возглавляет 1-й Днепровский крестьянский полк. После окончания Гражданской войны Николай Гурьевич вновь возвращается к мирному труду на ниве народного образования. Следующим важным этапом биографии будущего драматурга стал переезд его вместе с семьей в Одессу в 1922 году. Это было тяжелое время. С благословения советского правительства «Царь Голод» собирал свою обильную жатву. «На площади Свободы, против водопроводной вышки, под стеной лазарета третий день лежит труп умершего от голода мальчика. Коммунотдел, слышишь?» – писала в те дни газета «Херсонский коммунар». И это был не единичный случай. Но еще страшнее ситуация оказалась в сёлах. Николай Гурьевич, по долгу службы посещавший сельскую глубинку, собственными глазами видел все ужасы голода. Это было таким сильным потрясением в жизни Кулиша, что в 1924 году он написал свою первую пьесу «97», темой которой стал голод 1922–1923 годов в селе. Премьера пьесы состоялась в Харьковском театре и стала огромным событием в культурной жизни Украины. Молодого драматурга заметили и пригласили в Харьков, куда Кулиш переехал вместе с семьей в 1925 году. Бурная столичная жизнь целиком захватила его.
Работая в наркомате образования, Кулиш ведет широкую литературную работу: много пишет, избирается членом президиума, а со временем – председателем недавно созданной литературной организации ВАПЛІТЕ (Вільна Академія Пролетарської Літератури). Сотрудничает с рядом украинских журналов. Именно в этот недолгий период (1925–1930 годы) он пишет большинство своих пьес: «Коммуна в степях» (1925), «Зона» (1925), «Хулий Хурина» (1926), «Так погиб Гусыня» (1927) и другие. Всего же за 10 творческих лет, отпущенных ему жизнью, им было написано 14 пьес. В 1928–1929 годы уже известный тогда режиссер Лесь Курбас ставит пьесы Кулиша «Мина Мазайло» и «Народный Малахий». Показы проходят с полным аншлагом и пылкими дискуссиями. Впрочем, над талантливым украинским драматургом, поднимавшим острые вопросы в своих произведениях и явно бросавшим вызов советской системе, начали сгущаться тучи. А вскоре новая пьеса Кулиша «Патетическая соната» была запрещена для постановки в Украине. Пожалуй, можно считать чудом то, что эту пьесу в постановке режиссера Таирова зрители увидели в 1931 году на сцене Московского камерного театра. Правда, достаточно скоро ее в Москве также запретили.
4 марта 1932 года в газете «Правда» появляется разгромная статья «О Патетической сонате Кулиша». Пьесу объявили «крайне фашистской», а ее защитников обвинили «в потере большевицкой бдительности». Имя Кулиша подвергается травле в прессе, его произведения – опале. Ему не дают писать, тем более печататься. 14 июня 1934 года Николая Гурьевича исключают из партии, а спустя полгода арестовывают. «Сталинский» суд обвинил Кулиша в принадлежности к «подпольной террористической организации» и приговорил неугодного драматурга к 10 годам лагерей. Николай Кулиш был сослан в Соловецкий лагерь, где его расстреляли 3 ноября 1937 года. Около половины пьес из небольшого творческого наследия украинского драматурга Николая Кулиша считаются потерянными, быть может, навсегда…
Теги: херсонцы