Три войны херсонского миноносца




Новая неделя началась с «сенсационного» сообщения в электронных средствах массовой информации: «Подводная группа “Поиск” ветеранской организации “Афганистан”, которая осуществляла исследования затонувшего во время Великой Отечественной войны в районе Тендровской косы корабля “Фрунзе”, обнаружила большое количество боеприпасов». Некоторые издания сообщают в подробностях, что это – снаряды калибра 45 мм. В сущности, для читателей нашей газеты эта новость не является чем-то неожиданным. О славном боевом пути судна, имеющего самое прямое отношение к Херсону, мы уже писали

 

К слову, на протяжении долгих послевоенных лет остатки судна, лежащего на глубине около 10 метров, были неоднократно исследуемы и изучаемы различными группами специалистов-подводников. Одними из последних серьезными исследованиями занимались здесь энтузиасты Николаевского клуба подводного поиска «Садко». Меж тем эсминец «Фрунзе» имеет самое непосредственное отношение к Херсону.

Как это начиналось

В начале ХХ века Комитет по усилению военного флота на «добровольные пожертвования» строил боевые корабли независимо от высочайше утвержденных планов Морского министерства. Организация ежегодно пополняла российский флот новыми судами. Так, только с 1905 по 1907 годы комитет построил и сдал в эксплуатацию 22 крупных военных корабля и 4 подводные лодки. Оставшиеся «добровольные средства» пошли на разработку и постройку первого в истории русского флота турбинного миноносца «Новик». После его испытаний комитет разработал технические условия, по которым сборку миноносцев такого типа могли производить силами небольших частных заводов. Собирать военные корабли для Черноморского флота решили непосредственно по месту их будущей службы. Для этого выбрали николаевский завод «Наваль» и херсонский завод Вадона.

Эсминцы строили ударными темпами

Имеющихся мощностей предприятия Александра Вадона для сборки трёх миноносцев не хватало. Поэтому предприниматель обратился в Городскую думу с заявкой об аренде земли на пустынном берегу Карантинного острова по реке Кошевой, напротив городских пристаней. Уже к 15 мая 1913 года в Херсон водным путём вокруг Европы было отправлено всё оборудование для строительства миноносца «Счастливый» и часть корпуса «Быстрого». В октябре 1913 года на новой судоверфи Вадона состоялась закладка корпусов «Счастливого», «Пылкого» и «Быстрого». Уже через полгода, 16 марта 1914-го, при огромном стечении народа спустили на воду первый херсонский миноносец «Счастливый». 25 мая был спущен «Быстрый», а 15 июня – «Пылкий». После ходовых испытаний в начале лета 1915 года в самый разгар боевых действий на Черном море три херсонских корабля вошли в минную бригаду Черноморского флота. Послужной список наших миноносцев пополнился рядом блестящих побед над германо-турецким флотом в период Первой мировой войны.

Незавидная судьба кораблей

В период революционной смуты миноносцы «Быстрый», «Пылкий» и «Счастливый» в числе прочих судов, не выполнивших приказ председателя Совнаркома Ленина («Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно»), ушли в Севастополь, где были захвачены немцами.

Уже 3 и 4 мая 1918 года над захваченными судами Черноморской эскадры был поднят кайзеровский флаг. Но через полгода в Германии вспыхнула революция, и немцы ретировались на родину, оставив пленённые корабли сменившим их англо-франко-американским последователям. А те передали их Деникину и Врангелю.

В 1920 году белогвардейцы и их иностранные союзники, покидая Крым, увели с собой в Константинополь весь флот. В том числе и миноносцы «Пылкий» и «Счастливый». Из Константинополя корабли были переведены во французскую военно-морскую базу Бизерта в Тунисе. Во время буксировки в штормовую погоду эсминец «Счастливый» затонул в Эгейском море. Всего лишь через 6 лет после спуска на воду в Херсоне. «Пылкий», оказавшийся в Бизерте, долго ожидал своей участи и после срыва в 1925 году переговоров о передаче пленённого флота советскому правительству был отправлен на слом. В Севастополе оставался лишь эсминец «Быстрый», подорвавшийся на мине и затопленный белыми при отступлении.

Эсминец «Быстрый» меняет имя

В 1923 году «Быстрый» был поднят, отбуксирован в Николаев и восстановлен на заводе имени Андре Марти. К концу 1927 года он присоединился к дивизиону эскадренных миноносцев. Корабль назвали в честь героя гражданской войны, крупного военачальника Красной армии Михаила Фрунзе.

Почти 14 лет в составе Черноморского флота миноносец «Фрунзе» охранял водные рубежи страны. Ходил с дружественными визитами к берегам Турции и к Балканскому полуострову. С началом Великой Отечественной войны и блокады Одессы немецко-румынскими войсками на помощь осаждённому городу из Севастополя прибыли корабли, в том числе и эсминец «Фрунзе».

В первый же день по прибытии миноносец вступил в бой, вёл огонь по противнику в районе сёл Чабанка и Свердловка.

В ночь на 28 августа 1941 года крейсер «Червона Украина», лидер эсминцев «Ташкент», миноносцы «Смышлёный», «Фрунзе», «Шаумян» и канонерская лодка «Красная Армения» провели успешную операцию по уничтожению батареи противника в районе села Новая Дофиновка. Во время боя тяжёлый снаряд угодил во «Фрунзе». В районе машинного отделения образовалась огромная пробоина. Впрочем, взрыв не нарушил механизмы машины и не вывел её из боя. Поврежденный миноносец оставался серьезной боевой единицей.

Трагическая гибель 21 сентября 1941 года

Несмотря на героическую оборону Одессы, обстановка всё осложнялась. А враг бросал в бой свежие силы. Чтобы помочь советским войскам, было решено в ночь на 22 сентября в районе села Григорьевка высадить десант морских пехотинцев. Для согласования действий десантников и войск, оборонявших город, из Севастополя на эсминце «Фрунзе» вышел командующий эскадрой контр-адмирал Лев Владимирский. Около 14:00 в районе Тендровской косы экипаж «Фрунзе» обнаружил горящую «Красную Армению», которую атаковал фашистский бомбардировщик. Моряки эсминца поспешили на помощь и приступили к спасению людей. Однако почти мгновенно «Фрунзе» атаковали 9 немецких «юнкерсов». Отчаянно отбиваясь, эсминец пытался на скорости уклоняться от падающих бомб. Тем не менее одна из них попала в район полубака корабля. Взрывом был уничтожен ходовой мостик, убит комиссар корабля Дмитрий Золкин. Получили ранения все, кто был в рубке. Корабль стал терять скорость, и попадания в эсминец участились. Вышли из строя одна из машин и рулевое управление, кончился боезапас зенитных пушек.

С большим трудом экипажу удалось вывести эсминец на мелководье Тендровской косы. На помощь кораблю поспешил буксир ОП-2. Но едва часть команды эсминца перебралась на спасательное судно, как одна из авиабомб попала в его корму. Буксир затонул. Часть матросов добралась до берега вплавь, остальных забрал подоспевший торпедный катер. Из 110 членов экипажа миноносца уцелела лишь половина. Так закончилась история военного корабля, построенного в Херсоне и принимавшего участие в трёх войнах.

Путешествие во времени

Спустя 2 дня после гибели затонувший эсминец обследовали советские водолазы, искавшие секретные документы. Бумаги нашли случайно – в наволочке, к которой был привязан груз. В 1948 году к погибшему судну спускались водолазы экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Они же обследовали «Фрунзе» и в 1952 году.

С 1965 года исследованием занялись члены Николаевского клуба подводного поиска «Садко». Они провели ряд экспедиций и обнаружили массу ценных военно-исторических находок. На поверхность подняли сейфы с документами, списками личного состава, приборы, механизмы и личные вещи моряков. Был обнаружен и револьвер, принадлежавший комиссару корабля Золкину. Члены клуба демонтировали и передали в Николаевский музей судостроения и флота орудия главного калибра эсминца «Фрунзе». Пополнился ценными экспонатами периода Великой Отечественной и Музей обороны Одессы. В сентябре 1971 года энтузиасты «Садко» своими силами установили на пустынном берегу Тендровской косы, напротив места гибели миноносца «Фрунзе», памятник. Это – 7-метровый, видимый издалека шпиль с бронзовой звездой. У основания – огромный корабельный якорь, поднятый с места гибели эсминца. На лапе якоря – табличка из нержавеющей стали со словами: «Морякам эсминца “Фрунзе”, погибшим в боях за Родину». На открытии памятника присутствовали разысканные энтузиастами клуба «Садко» оставшиеся моряки-ветераны с погибшего корабля.




 

Публикации Захарова Александра за 2011-2012 год Публикации Захарова Александра за 2013-2014 год