На грани фантастики. Водный транзитный коридор Херсон–Рига.




Как не любили большевики все созданное царизмом! Но все же следует отдать ему должное: в капиталистической Российской империи все было экономически обоснованно, просчитано до копейки (в буквальном смысле) и во благо государства. Поэтому тур на лайнере Херсон–Рига и караваны морских и речных судов с различными грузами могли бы стать реальностью, если бы не последовали определенные политические события в мире и в России.

 

А дело было так.

Из отчета Херсонской городской управы за 1911 год: «В последнее время в связи с вопросом об улучшении водных путей России на очередь выдвинут огромной государственной важности вопрос о соединении Черного и Балтийского морей при посредстве проведения морского канала между Херсоном и Ригой.

Полтавское губернское земское собрание 45-го очередного созыва во внимание к общеизвестным недостаткам местного пассажирского и грузового судоходства по Днепру постановило: возбудить перед правительством ходатайство о приведении р. Днепр в более судоходное состояние и о соединении общей судоходной линией Балтийского и Черного морей. Выполняя это постановление, Полтавская губернская земская управа просила Херсонскую выступить со своей стороны с аналогичным ходатайством.

Херсонский городской голова в своем обращении к председателю губернской управы выразил уверенность, что в случае осуществления проекта канала Херсон–Рига Херсону представится блестящая будущность. С этим вопросом он вошел в городскую Думу для его одобрения. Рижский биржевой комитет, препроводив губернской управе составленное по поручению комитета инженером А. К. Пабетом описание проектированных работ по сооружению водного пути Рига–Херсон, просил не отказать в поддержке и способствовании этому делу, где только представится для сего случай.

Наконец, губернской управе известно, что Киевский городской голова тоже вошел в Киевскую городскую думу с докладом, в котором предложил ходатайствовать о разрешении созыва съезда представителей городских управлений, земств, биржевых комитетов, торговли и мануфактур, горно-промышленных организаций, купеческих обществ, судопромышленников и пароходств для выяснения мнения их по данному вопросу. После чего восьмая бюджетная подкомиссия Государственной Думы в 1909 году передала данный вопрос на рассмотрение Государственной Думы. В марте 1909 года министерство путей сообщения организовало комиссию под председательством профессора, тайного советника В. Е. Тимонова, которая в том же году выпустила сведения о своих занятиях с апреля по август. Комиссия придает большое значение созданию магистрального водного пути внутреннего судоходства из Черного в Балтийское море и устанавливает необходимость составления проекта водного пути от г. Екатеринослава (ныне – Днепропетровск. – Прим. авт.) до г. Риги.

О проекте пути от Херсона до Екатеринослава комиссия положила признать составление такового плана неотложным. Что касается Днепровских порогов, то комиссия также коснулась вопроса о приспособлении рек в порожистых частях их в смысле утилизации силы течения воды для технических надобностей. Не входя в детальное рассмотрение вопроса с его технической и финансовой сторон, губернская управа не может не признать, что проект водного пути Херсон–Рига является прежде всего логическим развитием давнишней мысли Херсонского земства о желательности проведения в глубь страны водных путей для глубоко сидящих судов с целью непосредственного приближения покупателей продуктов сельского хозяйства к их производителям. Проходя на огромном протяжении восточной и северной границ губернии, этот путь обещает в случае его осуществления принести в будущем выгоды населению губернии, в настоящее время даже, может быть, не предполагаемые».

Аргументы, доводы, расчеты различных подкомиссий, комиссий и комитетов в пользу строительства канала Херсон–Рига были настолько убедительными, что в 1912 году Государственная Дума России включила его в план финансирования на проектно-изыскательские работы. К началу 1914 года проект водного коридора Херсон–Рига был выполнен на 70%. Однако в результате последующих событий – Первая мировая война и октябрьский переворот – все работы были свернуты, а их результаты сданы в архив.

Идея реализации проекта «Водный коридор Херсон–Рига» возникла в начале 2002 года. Инициатором ее стала Латвия. Существенный интерес проявили Беларусь и Украина, по территории которых он может пройти. В глобальном значении этого водного тракта сомневаться не приходится. Главное – это огромные денежные средства для его строительства. Только разработки технического проекта составляют $ 100–150 миллионов, а его реализация – $ 6 милиардов.

По сообщениям СМИ, деньги готов выделить Исландский Инвестиционный банк «Kaupthing». В осуществлении проекта должны проявить непоколебимость в своем решении все три государства. Иначе, как утверждают специалисты, если не будет построена вся система полностью (Неман–Днепр, Даугава–Днепр, Псковское озеро–Великая Луга–Днепр), то весь проект окажется нерентабельным и не принесет желаемого результата.




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович