Восемь одиссей Григория Щедрина




Он никогда не мечтал стать военным моряком, тем более подводником. Родившись у моря, он полюбил его, а желание увидеть далекие страны привело его в Херсонский морской техникум. Однако война перечеркнула его мечты. И увидел он почти все моря, океаны и страны через перископ подводной лодки

 

Из личного дела Григория Щедрина: «Родился в 1912 г. в городе Туапсе (Краснодарский край, РФ) в семье рабочего. Окончил Херсонский мореходный техникум. В Военно-Морском Флоте с 1934 г. С 1935 г. - слушатель учебного отряда подводного плавания им. С. М. Кирова. По окончании обучения с 1937 г. служил на Тихоокеанском флоте. С 1943 г. сражается на Северном флоте, командуя подводной лодкой "С-56". Войну закончил в звании капитана 2-го ранга. В 1954 г. окончил Академию Генерального штаба. В отставку вышел в звании вице-адмирала».

В октябре 1938 года лодку «С-56» по частям по железной дороге перевезли на Дальний Восток. После ее монтажа и ходовых испытаний первым командиром был назначен капитан-лейтенант Григорий Щедрин.

Тактико-технические данные лодки «С-56».

«С» - сокращенное название серии средних дизельных подводных лодок ВМФ СССР, которые строили в 1930-х - начале 1940-х годов. Одна из этой серии под номером «С-56» была заложена в Ленинграде в ноябре 1936: - водоизмещение, т: надводное - 837; подводное - 1073; - скорость, км/ч: надводная - 36; подводная - 17; - дальность плавания, км: надводная - 9000; подводная - 300; - вооружение: - торпеды - 533 мм, четыре носовых и две кормовых; - носовая пушка калибра 100 мм и кормовая - 45 мм.

Командир подводной лодки С-56 капитан-лейтенант Григорий Щедрин31 октября 1941 года лодка вошла в состав Тихоокеанского флота. Осенью 1942 года в его штаб пришла шифрограмма Государственного Комитета Обороны, в которой предписывалось для усиления Северного флота выделить шесть подводных лодок. В это число попала и «С-56». Получив приказ, Григорий Щедрин 5 октября 1942 года взял курс в Заполярье через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику. Предстояло скрытно пройти путь длиной около 17000 миль (32000 км) по морям и океанам, охваченным мировой войной. История еще не знала такого похода подводной лодки - ни в мирное, ни тем более в военное время. В Тихом океане лодку захватил край тайфуна, в Саргассовом море она оказалась в центре урагана.

8 марта 1943 года Щедрин привел лодку в Полярное. Через месяц «С-56» вышла в первый боевой поход. Перед Щедриным была поставлена задача: высадить на вражеское побережье разведгруппу и снять разведчиков, работавших по вахтовому расписанию. Атаковать противника разрешалось только после выполнения основного задания. На обратном пути гидроакустик доложил Щедрину: «Слышу шумы винтов». Всплыв на перископную глубину, он увидел по корме четыре транспорта, баржу и эскадренный миноносец охраны. Оценив обстановку, Щедрин понял, что атаковать можно только двумя кормовыми торпедами, поскольку для разворота уже не оставалось времени. Для поражения был выбран самый крупный транспорт (8-10 тысяч тонн водоизмещения). Последовал залп торпед, взрыв - и боевой счет был открыт. Командир даже успел это зафиксировать на фотопленке. Когда матросы узнали, по всем отсекам прогремело «Ура!» Однако радоваться было рано: корабли охраны обнаружили лодку и стали ее атаковать глубинными бомбами. От их взрывов моряков швыряло от борта к борту, гасло электрическое освещение. Ловко маневрируя, Щедрину удалось вывести лодку невредимой.

На четвертый день возвращения на базу «С-56» засекла еще один конвой противника - три транспорта, шесть сторожевых кораблей, несколько больших охотников за подводными лодками. Желая нанести как можно больший урон врагу, Щедрин решает прорвать линию охраны и атаковать одновременно из носовых и кормовых торпедных аппаратов. Но лодка была уже обнаружена. Тогда капитан Щедрин принимает неординарное решение: «поднырнуть» под транспорт и уйти тем самым от сторожевиков. Маневр удался! Лодка появляется со стороны другого борта транспорта, где ее меньше всего ждали: залп торпед - и судно водоизмещением 8 тысяч тонн идет ко дну. На рубке лодки мичман Дорофеев «делает» очередную поправку в цифре потопленных судов врага.

Героическая «С-56»установлена во Владивостоке – это первая в России подводная лодка-музей. героическая «С-56»установлена во Владивостоке – это первая в России подводная лодка-музей. Трагической могла стать для Григория Щедрина и экипажа «С-56» пятая одиссея. Буквально на хвост подлодки сел немецкий сторожевик. Более суток след в след он преследовал субмарину, сбросив более 300 глубинных бомб. Едва отдышавшись от погони, лодка поднялась на поверхность, чтобы глотнуть свежего воздуха. Щедрина чуть «кондрашка» не хватила: по всем сторонам света немецкие корабли охраны. Спасло срочное погружение и торпедная атака, сделанная по данным гидроакустика с точным поражением цели. А на рубке лодки закрасовалась цифра «10» - число потопленных судов и кораблей, общим водоизмещением 85 тысяч тонн.

Семнадцать раз фашисты объявляли в различных средствах информации об уничтожении лодки «С-56» и гибели ее командира, а она продолжала сражаться, выходя победительницей из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. 31 марта 1944 года лодку наградили орденом Красного Знамени, а ее командир капитан ІІ ранга Григорий Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Память героя Великой Отечественной войны увековечена мемориальными досками в Туапсе, где он родился, и Херсоне - на здании Морского колледжа, в котором он учился. А на родине героя недавно началась кампания по переименованию одной из улиц города в улицу имени Григория Щедрина. Кстати, его героическая «С-56»установлена во Владивостоке - это первая в России подводная лодка-музей.

Он никогда не мечтал стать военным моряком, тем более подводником. Родившись у моря, он полюбил его, а желание увидеть далекие страны привело его в Херсонский морской техникум. Однако война перечеркнула его мечты. И увидел он почти все моря, океаны и страны через перископ подводной лодки

 




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович