Маde in Kherson. Сделано рядом




«Для предупреждения господ потребителей от возможности быть введенными в заблуждение подражаниями под мои коробки и цвет этикетов… прошу обращать внимание на фирму фабрики Б. Я. Гольцман. Гильзы под папиросы по заказу торговцев фабрика не вырабатывает. Продажа только в магазинах Б. Гольцмана.

Херсон, газета «ЮГъ», 21 января 1904 г.

 

В Херсоне подделки фабриковали в подвалах и строениях, находящихся рядом с теми же магазинами, где их и продавали. Закупив партию качественных меток производства Невской ниточной мануфактуры, умельцы точили новые катушки увеличенного диаметра. После перемотки на них ниток получались три катушки вместо двух заводских. И тут же сбывали через магазин Тотеша (сегодня – угол улиц Суворова и Октябрьской революции), владелец которого и не подозревал о подделке.

На Качельной (ныне – улица Сорокина) усердно паяли обычные жестяные банки для керосина а-ля бакинское «Товарищество бр. Нобель», только с двойным дном. Такая посудина, заполненная керосином, продавалась по объему в две четверти (4,1 литра). Хотя в действительности едва вмещала 3 литра.

В ювелирном магазине Крамеровых ютился небольшой отдел торговли античными золотыми монетами. Здесь вперемежку с подлинными экземплярами были и поддельные. Хозяин осторожничал. И если зашедший к нему Гошкевич (основатель Херсонского музея древностей, сейчас это краеведческий музей) интересовался подлинностью монеты, Крамеров дипломатично отвечал: «Виктор Иванович, вы же профессор в этом деле. А я кто?» Да что говорить о древних монетах, в которых мало кто из херсонцев разбирался! Умудрялись подделывать даже пребывавшие у всех на виду кинофильмы. В Херсонскую прокатную контору, которая находилась на углу нынешних улицы Горького и Спартаковского переулка, картины поступали от киевского филиала французской фирмы «Патэ и Гомон». Сотрудники конторы с помощью ножниц и клея из трех фильмокопий запросто делали четыре. Расчет комбинаторов был прост: кино немое – публика ничего не заметит. Правда, этот фокус мог пройти в небольших городках – Каховка, Голая Пристань, Алешки, Скадовск. Там было по одному иллюзиону, и зритель не мог сравнить подделку с полной копией.

Интересно, что некоторые производители товаров, которые никто не подделывал, использовали слухи о фальсификации как скрытую рекламу: ежели нашу продукцию подделывают, значит, она того стоит. В газете «Южная Русь» (1914 год) читаем: «Подделка голубого мыла А. М. Клопова достигла в последнее время такого предела, что мы сочли своей обязанностью обратиться к помощи наших покупателей. Обращайте строгое внимание на наши этикеты!» Что касается алкогольных напитков, то их подделывали и сто лет назад. Херсонская знать и купечество считали за честь украсить стол дорогостоящими винами с этикетками «Склада крымских Южнобережных вин садов Его Сиятельства графа М. С. Воронцова». Но по прошествии времени было объявлено, что «таковых вин отослано из Крыма не было, и все вина, называемые винами графа Воронцова, суть подложные».

Стоит отметить, что фальсификаторы прошлого столетия стремились подделать этикетку, марку изготовителя, но не качество продукта, которое порой превосходило оригинал.




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович