Херсонщина в кадре кинокамеры




Разные места нашего края не однажды на время превращались в съемочные площадки. Но чаще всего заезжие киношники, подыскивая место для съемок, останавливали свой выбор на Херсоне

 

Впервые Херсон «засветился» на всесоюзном экране в 1939 году. Газета «Большевистское племя» писала: «Бригада Украинской студии кинохроники приехала в Херсон и приступила к съемкам документального фильма, посвященного 80-летию народного поэта и художника Северной Осетии Коста Хетагурова». Фильм «Коста Хетагуров» состоял из двух частей. Первая была основана на документах о жизни и общественной деятельности Хетагурова в Херсоне. Во второй шла речь о том, как в городе чтят память поэта. Лента была создана режиссером А. Козаковым. Её оригинал хранится сейчас в Украинском архиве киноискусства под номером 96.

«Звездой» экрана Херсон стал в 1958 году, когда все кинотеатры страны демонстрировали приключенческий художественный фильм «Олеко Дундич» (режиссер Леонид Луков). Это картина о Первой конной армии, в которой сражался югослав Олеко Дундич. Чтобы выбрать место для съемок фильма, было осмотрено более 20 городов. Режиссер остановился на Херсоне. В апреле 1957 года съемочная группа прибыла в наш город. В основном съемки проходили в старой части Херсона. Застроенную декорациями Привозную площадь (сейчас – район фабрики «Красень») даже старожилы с трудом узнавали (на фото). Здание деникинской контрразведки киношники «расположили» в старинном доме по улице Дзержинского, 15. А резиденцию белогвардейцев – в бывшем помещении областной библиотеки им. Горького (сейчас – городской рагс, улица 21 Января). В массовках участвовали не только артисты местного театра, но и горожане. В масштабе Советского Союза прокат фильма «Олеко Дундич» имел один из крупных кассовых сборов, в чем есть и доля Херсона.

Советский экран 60-х годов прошлого столетия характерен обилием исторических и сказочных фильмов. Одной из таких лент стала сказка «Волшебная лампа Алладина» (режиссер Борис Рыцарев), снятая на киностудии им. М. Горького. Рассказывает исполнитель главной роли Борис Быстров, ныне актер московского Театра имени Ермоловой: «Сказочный Багдад снимали на мысе Херсонес. На берегу моря был построен огромный бутафорский город. Затем были павильонные съемки на Ялтинской киностудии. А пески пустыни разыскали в… Херсонской области, возле города Новая Каховка. Кстати, там же в одно с нами время снимали и “Неуловимых мстителей” (режиссер Эдмонд Кеосаян). Это было летом 1966 года. Мы даже жили с ними в одной гостинице».

Летом 1969 года режиссер Олег Ленциус начал в Херсоне съемки фильма «Где 042?». По сюжету картина рассказывала о трагических эпизодах отступления советских войск в 1941 году. Главный «герой» ленты – монитор Днепровской флотилии, бортовой номер которого «042». Основные съемки велись на Днепре и его рукавах. По ходу событий фильма в кадрах запечатлены здание нынешнего областного краеведческого музея (улица Ленина, 8) и набережная Днепра (Одесская площадь).

В 1974 году режиссер киностудии «Мосфильм» Борис Светлов остановил свой выбор на Херсоне для натурных съемок фильма «Стоянка три часа». Лента впервые затрагивала назревавшую проблему «тяжелых» подростков. Херсон же, по сюжету, «играл» город на Волге. Но если в этой картине так было заранее задумано съемочной группой, то в фильме режиссера Вилена Новака «Вторжение» (1980 год) Херсон предстал на экране «волжанином» из-за ранее наступивших морозов в России, которые сорвали график съемок. Несмотря на эту случайность, наш город представлен на экране в большом объеме. Этому способствовал сценарий: героиня фильма, желая похвастаться своим кавалером, ведет его почти через весь старый Херсон. В кадры попал и еще действовавший кинотеатр имени Коминтерна.

Для экранизации детектива «Пять минут страха» (1985 год) режиссер Андрей Ладынин тоже выбрал Херсон. В основном, съемочная группа работала на улицах Кирова, 40 лет Октября, Карла Маркса.

В бывшем Советском Союзе при большом обилии кинофабрик особым уважением среди кинозрителей пользовалась Украинская студия хроникально-документальных фильмов. Она сняла и выпустила в прокат два документальных фильма, посвященных нашему городу. Первый был приурочен к 200-летию и назывался довольно лирически: «Херсона дали голубые», хотя предстал перед херсонцами как достижения города в промышленном и гражданском строительстве. А вот лента режиссера Леонида Букина (1986 год) «Такие далекие, близкие дни» хоть и посвящена событиям Великой Отечественной войны, но представляет город объемно и красиво.

Говоря о Херсоне как о герое киноэкрана, грех не упомянуть об учебном парусном судне «Товарищ». Это было бы несправедливо к реликвии нашего города, на корме которого красовалась литая надпись «Херсон» (порт приписки). Знаменитый парусник «снялся» почти в 30 фильмах. Его палуба превращалась в съемочную площадку таких художественных фильмов, как «Алые паруса» («Мосфильм», 1961 год, реж. Александр Птушко), «Остров сокровищ» (к/ст. им. Горького, 1971 год, реж. Евгений Фридман), «Капитан Немо» (Одесская к/ст., 1975 год, реж. Василий Левин), «Мятежный Орион» (к/ст. им. Довженко, 1979 год, реж. Евгений Шерстобитов).

Последний из уже известных художественных фильмов, который снимали на улицах Херсона, – лента Бориса Квашнёва «Америкен бой» (студия «УНИВЕКС», при участии к/ст. «Укртелефильм», 1992 год). Часть съемок проходила в гостинице «Фрегат». В кадр также попали набережная по проспекту Ушакова, кинотеатр «Украина» и железнодорожный вокзал.




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович