ХАШ – взлетная полоса героев




Херсонская военная авиационная школа (ХАШ) просуществовала лишь пять лет (1936-1941). За это время из её стен вышли около 1300 инструкторов-пилотов. Если учесть, что каждый из них обучил еще 10-12 летчиков, то получается, что ХАШ дала Военно-воздушным силам СССР десятки тысяч молодых летчиков. 20 выпускников школы стали Героями Советского Союза

 

Предисловие

«Городским головой Херсона Н. И. Блажковым получена следующая телеграмма от Великого князя Александра Михайловича: По докладу полковника Голубова представляется возможным иметь отличный аэродром на городском участке за вокзалом (район начала нынешнего проспекта Адмирала Сенявина - авт.). Ввиду необходимости открытия новой авиационной школы и постройки самолетного (!) завода на выбранном участке, прошу по выяснении вопроса в Городской думе 18 января телеграфировать мне решение. Надеюсь, что город пойдёт навстречу развитию наших авиационных сил... Великий князь Александр».

Газета «Родной край», 17 января 1917 год «Вчера под председательством городского головы Н. И. Блажкова состоялось соединенное заседание комиссий о пользах и нуждах и оценочной - об отводе 500 десятин (520 гектаров - авт.) для авиационной школы высшего пилотажа и завода. Совещание единодушно постановило отвести участок земли по 1200 рублей за десятину в вечное пользование. Школа рассчитана на 150 офицеров и 1500 нижних чинов».

Газета «Родной край», 18 января 1917 год Известные февральский и октябрьский перевороты 1917 года разрушили планы военного ведомства России. Строительство в Херсоне авиационного завода и школы подготовки пилотов даже не началось. Если завод наш город так и не увидел, то летная школа, хоть и недолго, но была.

А дело было так.

 

«Орлята учатся летать»

Херсон. Май 1936 года. На вокзал вне расписания прибыл спецпоезд. Из вагонов один за другим высыпали юноши в военной форме с голубыми петлицами на воротниках. Послышались команды: «В колонну по четыре, становись! Шагом марш! Запевай!». Тишину весенней Говардовской улицы (ныне проспект Ушакова) нарушило: «Там, где пехота не пройдёт, Где бронепоезд не промчится, Угрюмый танк не проползёт, Там пролетит стальная птица».

Команда «Стой!» прозвучала, когда колонна прибыла к бывшему Дворцу труда (ул. Гоголя, 1, ныне расположена женская консультация роддома Суворовского района). Именно в этом здании в течение последующих пяти лет будут жить, служить и обучаться летному делу курсанты Херсонской военной авиационной школы Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), которую перевели из Полтавы. Приказ начальника школы А. И. Перльштейна был краток и приятен курсантам: «Завтра у всех выходной. Знакомьтесь с городом, загорайте, купайтесь, отдыхайте». Последующие дни были насыщены до предела. Часть курсантов оборудовала учебные классы, выполняла работы, связанные с устройством быта на новом месте, на территории школы и её объектах в городе. А часть курсантов трудилась на аэродроме (он находился на том же месте, которое определил князь Александр): строили ангары, диспетчерский пункт, выравнивали взлетно-посадочные полосы, возводили ограждения. С перегоном в Херсон самолетов У-2 и УТИ-4 (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением) школа приступила к полноценным занятиям.

В декабре 1936 года состоялся первый выпуск (обучение курсанты начали ещё в Полтаве). Первые «птенцы» разлетелись по всему Советскому Союзу. Одиннадцать лучших выпускников были оставлены при школе в качестве преподавателей и инструкторов.

 

Воздушные амазонки

Школа жила размеренной военной жизнью, как вдруг среди курсантов пополз слух: «К нам едут женщины!». На призыв комсомола дать стране 150 тысяч летчиков откликнулись многие девушки. Из аэроклубов они просились в военные школы. В адрес ХАШ из Москвы пришло указание принять 120 девушек. А прибыло в полтора раза больше. Нового начальника училища майора Мордовина чуть инфаркт не хватил. Но все обошлось. Часть курсанток (60 девушек) была зачислена в группу летчиков-инструкторов, остальным предстояло изучать штурманское дело. Теоретический курс они усваивали успешно. А вот строевая подготовка давалась не всем. Но постепенно дело пошло, и девушки маршировали не хуже парней. Когда они шли колонной по улице Суворова, бурная жизнь улицы словно останавливалась. Не было в этот миг на ней ничего, кроме звонкого «Авиационного марша», четко печатающей шаг колонны и горожан, завороженно наблюдавших за ней. До наших дней сохранился блокнотик размером с четверть ладони. На первой странице надпись: «Купила 30 марта 1940 года» и три буквы «Т. Н. А.» (Тарасова Наталья Андриановна). Это не дневник, а скорее всего, повседневные записи. Вот одна из них: «Разворот вводить ручкой, ногой помогать. Выводим ногой, помогаем ручкой». В будущем наши девушки, вот так манипулируя «ножкой и ручкой», завалили не одну сотню немецких самолетов.

Семеро бывших херсонских курсанток были удостоены высшей награды СССР - звания Героя Советского Союза. Херсонская авиашкола подготовила всего два женских выпуска. После передачи её в ведение Военно-воздушных сил набор девушек был прекращен.

 

«Есть одна у летчика мечта...»

Война была неизбежна. Это понимали не только политики и дипломаты. Курсанты ХАШ справедливо считали, что если это случится, то боевых летчиков они могут научить только «взлет-посадке». А чтобы обучать воздушному бою и высшему пилотажу, нужна была новая техника.

29 ноября 1940 года решением Центрального совета Осоавиахима Херсонская авиашкола перешла в подчинение Военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку офицеров летчиков-истребителей. Комиссия утвердила летно-технический и преподавательский состав школы - 87 человек. В программе обучения появились новые предметы: отработка элементов пилотажа в условиях воздушного боя, стрельба. К этому времени комэск, капитан М. И. Сухарев, командиры отрядов Л. П. Ехнов и В. В. Иванов, а также командир Я. Л. Бугаев перегнали в Херсон первые истребители И-16. Херсонцы с удивлением и восхищением наблюдали за «ястребками», ведь они так быстро набирали высоту и летчики выполняли головокружительные фигуры высшего пилотажа. Новая машина так понравилась курсантам, что полеты на У-2 теперь казались им чем-то доисторическим.

Авиашоу

Между херсонцами и курсантами авиашколы были самые дружественные отношения. А какой пацан нашего города не мечтал поступить в ХАШ?! Ежегодно в августе летный состав школы в небе Херсона устраивал то, что сегодня называют авиашоу. 20 августа 1940 года «Наддніпрянська правда» писала: «...Самолеты! Самолеты! - послышалось со всех сторон. И действительно, в голубой дали появилась семерка У-2, которую вели командир отряда т. Иванов и инструктор парашютного дела т. Логунов. Грохот нарастает. Самолеты приближаются с большой скоростью... Одновременно со всех самолетов прыгают люди. Высадка парашютного десанта прикрывается истребительной авиацией под командованием майора т. Мордовина. Одновременно на горизонте появляются два звена штурмовой авиации под командованием лейтенанта т. Гааса и командира звена т. Марченко. Авиация и наземные части проводят операцию по "уничтожению" парашютного десанта. Инсценировка высадки и уничтожения десанта закончены. Несколько минут перерыва. Зрителям показывается искусство затяжного прыжка с парашютом... Зрители встречают парашютистов долго несмолкающими аплодисментами...»

 

Прощай, Херсон

Начало июня 1941 года. Учебные классы и комнаты общежитий опустели: курсанты, инструктора, техники и командиры - все выехали в летние лагеря села Копани, что в 30 км от Херсона. Субботним вечером 21 июня часть сотрудников школы уехала в Херсон. Вторым рейсом автобус должен был забрать остальных, получивших увольнительную до утреннего построения в понедельник. Настроение у всех было хорошее: впереди встреча с семьей, домашний ужин. Никто ещё не знал, что с этой ночи их жизнь разделится на две части: до войны и после. Через неделю пришел приказ: эвакуировать школу в город Борисоглебск Воронежской области. Там находилось одно из старейших военно-учебных заведений страны - Борисоглебская Краснознаменная авиационная школа пилотов имени В. П. Чкалова. Херсонская авиашкола вливалась в неё. Инструкторы и часть техников перелетели на самолетах. Остальной личный состав, курсанты, семьи работников и имущество школы отправились по железной дороге.

В ноябре 1941 года из Борисоглебска отправились на фронт два авиационных истребительных полка. Они были сформированы из пилотов и самолетов эвакуированной ХАШ. После победы в Великой Отечественной войне авиашкола в Херсоне так и не открылась.

 

 




 

Скороход Александр Николаевич Сухопаров Сергей Михайлович