Возрожденная профессия – газетчик
В советское время газетчиками называли журналистов и работников редакций, имеющих непосредственное отношение к изданию средств массовой информации. А до октябрьского переворота 1917 года так именовали… продавцов газет
Они носили специальную форму или, во всяком случае, форменный головной убор: фуражку или кепи. Газетчики обычно продавали только одну газету. На медной пластинке фуражки было выбито ее название. Непременным атрибутом профессионального продавца газеты была огромная черная кожаная сумка (типа папки), свисающая на ремне через плечо на левый бок – в ней лежали газеты. На другом плече располагался кошель для мелочи.
Были в Херсоне газетчики, которые продавали не только одну газету, а и другие издания. К примеру, местную газету «Родной край» и центральные еженедельники «Нива», «Лукоморье», «Вокруг света». Эти газетчики числились в штате херсонского губернского агентства печати и имели специальную форму – черную фуражку с красным околышем и кантом, черный бушлат с красными петлицами. На медной пластинке фуражки вместо наименования газеты была надпись «Газетчик» и номер, а также название агентства. На ремне сумки крепилась бляха с номером и надписью «Агентство печати».
Газетчиками были только мужчины, в основном пожилые или подростки. В газетных киосках при вокзале или гостиницах прессой дозволялось торговать и мужчинам, и женщинам, но без специальной формы. Летом газетчики носили сатиновую рубаху, подпоясанную кожаным ремнем, брюки в сапоги. Зимой надевали башлык, а вместо фуражки – меховую шапку с обязательной медной пластинкой. Зимней обувью были валенки с галошами.
В Херсоне начала ХХ века наиболее распространенными были местные газеты «ЮГъ», «Родной край», «Херсонские губернские ведомости». С небольшим опозданием доходили центральные издания: «Русское слово», «День» и еженедельники «Солнце России», «Пробуждение», «Природа и люди», «Мир приключений».
В советское время приобрести местные или центральные газеты можно было либо по подписке, либо в киосках «Союзпечать». В конце 60-х годов прошлого столетия Советский Союз охватила автоматомания. С помощью нехитрых механизмов можно было освежиться дешевым одеколоном, приобрести коробок спичек, похмелиться стаканом сухого вина и приобрести свежую газету.
С развалом СССР помимо бюджетных газет появились коммерческие. Вот для их распространения и возродилась забытая профессия – газетчик. Но стали они называться по-новому – реализаторы прессы, которым очень далеко по профпригодности к газетчикам начала ушедшего века. Тогда, как и сегодня, каждый номер газеты имел свою «изюминку». Вот и выкрикивали газетчики ее суть. К примеру: «Арестован конокрад, уведший из стойл пятьдесят лошадей!», «Городская дума утвердила смету на строительство железной дороги Херсон–Николаев!», «В Херсоне будет трамвай!». Некоторые нынешние реализаторы прессы (в основном это пожилые женщины), торгующие на городских улицах и в местах наибольшего скопления народа, сообщают прохожим, что «Есть в продаже программа на следующую неделю». При этом не называют издание и не уточняют, что это программа телевизионных передач, а не очередной вновь созданной партии.